- Светлана Михайловна, на недавней конференции ИТО-Москва обсуждалось внедрение электронно-образовательных ресурсов в учебный процесс. Из сказанного там создается впечатление, что, во-первых, процесс в школах идет очень сложно, а во-вторых, все сложности от неожиданности: опять надо что-то непонятное внедрять...
- В школах процесс   внедрения ресурсов начался с 2005 года, после поставки  во все школы страны в конце  2004 года  49 компакт-дисков в рамках создания школьной медиатеки, и с 2005-го учителя  смогли  знакомиться с электронно-образовательными ресурсами, а многие из них учились использовать готовые и делать свои во время обучения на курсах повышения квалификации по ИКТ-технологиям.
Однако эти ресурсы на компакт-дисках  не были модульными и тяжело встраивались в учебный процесс. Они подходили в основном для самостоятельной работы  учащихся. А сейчас решается задача  массового использования ресурсов педагогами-предметниками в школьной образовательной деятельности.   Для этого в школах формируется информационно-насыщенная образовательная среда, которая увязывается с освоением учебно-методических материалов нового поколения и  формированием новых педагогических практик. Информатизация нашей школы продолжается уже четверть века: сначала ставили компьютеры в школы, оснащая компьютерные классы, потом оснастили компьютерами рабочие места учителей-предметников, подключили все школы к Интернету, открыв информационное пространство для школы, а сейчас пришло время изменения содержания, форм и методов подготовки  учащихся с использованием электронно-образовательных ресурсов.
Это очень сложная задача, затрагивающая все стороны школьной жизни, поэтому ей так много времени уделялось на конференции «ИТО-2010».
В регионах страны  внедрение  ЭОРов в школы идет по-разному. Самыми близкими и востребованными учителями на сегодняшний день стали наборы образовательных ресурсов, дополняющие учебники двумерными и трехмерными динамическими моделями, интерактивными плакатами, диаграммами и картами, видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемые процессы и явления, текстами исторических документов, тестами и многим другим. Но есть регионы, которые очень много уделяют внимания разработке и реализации программ развития своих школ и соответственно программам информатизации как их части.
В таких школах начинают использоваться компьютерные лаборатории по химии, физике, биологии, а в наиболее «продвинутых» школах внедряться инновационные учебно-методические комплексы.   Эти комплексы за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий активизируют самостоятельную  и исследовательскую деятельность школьников, способствуют приобретению ими компетенций XXI века.
Используя электронно-образовательные ресурсы, педагоги начинают формировать индивидуальные траектории обучения детей, с  их помощью учитель  дает «продвинутым» школьникам возможность  более глубоко изучить материал, выполнить проекты по интересующим темам,  а отстающим разобраться в пройденном,  изучая динамические пространственные модели, выполняя работы в компьютерных лабораториях.
То, чего действительно не хватает и над чем надо работать, - методические  материалы, связывающие электронно-образовательные ресурсы с учебно-тематическим планированием, сценарии занятий с использованием ЭОРов.
 - А насколько сами педагоги владеют информационно-коммуникационными технологиями и ЭОРами?
- Во-первых, все учителя, кто мог и хотел, прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ, а некоторые и по несколько раз, постепенно углубляя свои знания  и навыки.
Во-вторых, по активности на портале сетевых педагогических сообществ «Открытый класс» (openclass.ru) мы видим,  как много учителей хотят изучить новые педагогические приемы, практики, получить для себя новые знания, а также поделиться своим опытом и ресурсами. Все эти знания и практики так или иначе связаны с ИКТ и с электронно-образовательными ресурсами.
Понятно при этом, что, как правило, они используют более простые ресурсы: иллюстрации, интерактивные карты,фрагменты видеозаписей.  А ведь сейчас на федеральных образовательных порталах есть более сложные и интересные ресурсы. Например, география - для географа есть географические информационные системы (ГИС), которые дают в распоряжение школьника инструмент, позволяющий «накладывать» события на пространственные и статические характеристики, стимулируя выявление тенденций, анализ и синтез информации. Простая истина о том, что все совершаемое в мире происходит в пространственных и временных координатах и что школьник должен учить не «все подряд на всякий случай», а стараться разобраться в соотношении событий и явлений, нигде так не воплощается в жизнь, как при применении ГИС. Они также могут применяться в преподавании истории, обществознания, математики (а это еще и межпредметное взаимодействие и формирование общеучебных навыков).  Представляете, как интересно проводить уроки с такими ресурсами! И сам ребенок будет с гораздо большим интересом ходить в школу,  где он работает в таких средах.
Самый большой вопрос - мотивация педагога к использованию ресурсов. Есть пять - семь процентов «пионеров» и пятнадцать - двадцать пять процентов людей, склонных осваивать новое. Есть критическая масса, которая все равно «подтянется», но присутствуют  и десять - пятнадцать  процентов, которых как ни зови, они все равно будут плестись в хвосте. Такие начинают что-то делать только при угрозе увольнения или снижения зарплаты.
Так вот, «пионеры»  (я на самом деле считаю, что в области освоения и использования ЭОРов их больше - около двадцати процентов) уже «пропитались» идеями, что компьютер - это инструмент, а ресурсы - существенная образовательная поддержка  для того, чтобы дети с удовольствием приходили на их уроки. Многие научились эффективно встраивать ресурсы в образовательный процесс и делятся этим опытом с коллегами.
У нас сильные горизонтальные связи учителей через Интернет, которые формируют сетевую культуру обмена опытом и непрерывного профессионального развития учителей. И сейчас стоит задача вовлечь остальных педагогов в планомерное использование электронных ресурсов. По статистике органов управления образованием регионов от шестидесяти пяти до восьмидесяти пяти процентов учителей используют ЭОРы. Но если мы начинаем детализировать степень использования ЭОРов у этих восьмидесяти пяти процентов учителей, то выясняется, что многие из них используют ЭОРы фрагментарно, не чаще нескольких раз в четверти.
При этом понятно, что мы сейчас находимся в сложном переломном периоде, когда внедрение таких ресурсов требует огромной временной нагрузки на учителя, что в должностных обязанностях педагога не прописано использование ЭОРов.  Поэтому необходимы изменения в нормативной базе организации школьного процесса, связанные с построением  информационно насыщенной среды школы. Есть проекты и наработки, сейчас они рассматриваются и обсуждаются.
- Электронно-образовательные ресурсы неразрывно связаны с дистанционным образованием. В этом контексте насколько они помогут получить качественное образование, например, детям с ограниченными возможностями?
- Для детей же со специальными потребностями, которые не всегда могут выйти из дома по причине плохого самочувствия, ЭОРы  и дистанционное обучение очень часто единственная возможность получить образование и не отстать от сверстников. Компьютер, подключенный к Интернету, - это поистине окно в мир. Ребенок может получать новые знания, проходя школьную программу,  общаться, социализироваться.
Безусловно,  в этом случае  нужны сетевой педагог и сетевой тьютор, нужно внимание родителей, но дети могут дома самостоятельно осваивать ресурсы учебной программы, и, главное, на достаточно высоком уровне: у нас есть лаборатории, у нас есть практикумы, есть математические конструкторы, есть наборы задач, которые ребенок, используя возможности ИКТ, решает и отправляет учителю.
Я была не так давно в школе Александра Анатольевича Ездова, «i-Школе», которая уже около пяти лет работает с детьми с ограниченными возможностями не только в Москве, но и по всей России, и очень успешно работает. В его школе используется большое количество ресурсов Единой коллекции, много ресурсов сделано педагогами школы, прежде всего учитывающих специфику детей с ограниченными возможностями.
- А каковы конкретные механизмы дистанционного образования, разработанные для ЭОРов?
- Эксперименты такого рода проводятся в ряде регионов - в Ханты-Мансийском автономном округе, в Хабаровском и Красноярском краях. Когда регион понимает, что учителей-предметников в отдаленных школах не хватает, он заключает договор с организацией, осуществляющей дистанционное обучение школьников (например, эти три региона работали с «Телешколой»). И  удаленные школы получают канал доступа к консультации и поддержке школьников в изучении, например, курсов физики и химии. Другой вопрос, что учебные материалы пересылаются не по Интернету (его мощности просто не хватает для таких объемов информации), а на твердых носителях - дисках. Эти диски дети используют при изучении нового материала, а результаты отправляют обратно через Интернет,  также получают консультации. Учитель, прежде чем стать «сетевым» педагогом, должен пройти обучение.
Технология дистанционного обучения пока не стала массовой. С одной стороны,  это достаточно дорогое обучение: и каналы, и «сетевые» педагоги, и «сетевые» тьюторы. С другой - недостаточно проработаны организационные, нормативные и финансовые механизмы организации и проведения дистанционного обучения. Это необходимо реализовать в ближайшем будущем.
- Я так понимаю, что вузы и учреждения НПО и СПО в плане введения ЭОРов стоят особняком. Как у них дела?
- Сейчас двадцати девять университетов получили очень мощную государственную поддержку по проекту создания сети национальных  исследовательских университетов. В рамках  федерального финансирования программ развития университетов, получивших категорию «национальный исследовательский университет», за 2010 год разработано большое количество электронно-образовательных ресурсов.
Ведь большинство предметов в вузе - это авторские курсы, на которых преподаватель использует собственный демонстрационный материал. У преподавателя вуза нет базисного учебного плана и возможности для своих авторских программ, понятно, шире. Поэтому лучше, чтобы вузы, используя потенциал своих преподавателей, сами разрабатывали электронно-образовательные ресурсы, которые, безусловно, должны быть в открытом доступе. Сейчас как раз прорабатывается вопрос предоставления в открытый доступ ЭОРов, разработанных  в вузах страны.
Что касается учреждений НПО и СПО, то для них разрабатываются ресурсы в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
- Светлана Михайловна, ну а в целом какое объективное будущее у электронно-образовательных ресурсов? Учитывая скорость, с которой развиваются технологии, угонятся ли нормотворчество и модернизация за Интернетом?
- Сейчас очень непростое время. Первоклашки, которые в этом году только пошли в школу,  окончат ее в 2020 году. И мы, по сути дела, должны их научить жить и работать в обществе, которое себе довольно смутно представляем, мы лишь знаем, что та техносфера, которая нас будет окружать в двадцатом году XXI века с учетом развития наноматериалов и нанотехнологий, будет существенно отличаться от нынешней.  
Ясно одно: школа  должна готовить выпускников жить и работать в информационном обществе,  а для этого нужны инновационные электронно-образовательные ресурсы, применение которых будет стимулировать  появление новых педагогически результативных практик и технологий.