​Мой выбор
Вся моя жизнь связана со школой. Самые светлые воспоминания - это тоже школа. Передо мной всегда были яркие примеры замечательных, талантливых педагогов в лице моей мамы, учителя русского языка и литературы, моей тети, учителя истории, моего дяди, учителя физической культуры.
У меня были возможности пойти другим путем: занятия археологией, увлечение телевидением, но в школу тянуло всегда. Потому что нигде нет такой яркой и насыщенной жизни, таких доверчивых глаз. Я учитель и, сделав выбор, не жалею о нем.
Прежде всего этот труд основан на сотрудничестве с детьми. Я общаюсь с учениками на равных, я ищу в них себя. Ищу и нахожу того мальчика, который резвился на переменах, нервничал перед контрольными и экзаменами, радовался успехам и огорчался при неудачах. И мне многое открывается во внутреннем мире моих учеников, я понимаю их, а они - меня.
И каждый раз, произнося в начале урока: «Здравствуйте, ребята!», я знаю, что впереди целых сорок минут интереснейшего общения, результатом которого станут размышления и переживания, сомнения и вопросы, новые знания и добрые дела моих учеников.
Константин ЛУПИКОВ, учитель истории и обществознания средней школы №70

Учусь делая
Виктор Немчинов стал победителем областного конкурса «Учитель года России» в 1997 году, будучи еще молодым учителем информатики. Сегодня это опытный руководитель средней школы №25 Тюмени, которого отличает целеустремленность, большая работоспособность, требовательность и предприимчивость.
Виктор Васильевич сформировал дружный коллектив единомышленников, готовый к творческому поиску, который успешно реализовывает задачи образовательного процесса. 90% педагогов имеют квалификационные категории, 90% - прошли курсовую переподготовку. В течение двух лет школа входила в состав творческой группы, где отрабатывалась модель организации предпрофильного и профильного обучения. С 2007 года школа работает в режиме эксперимента по теме «Формирование естественно-научного мышления школьников как средства становления творчески активной личности».
Виктор Немчинов - активный участник конкурсов, обладатель грантов. В 2007 году школой выигран грант Благотворительного фонда Тюмени «НИККА»: «Конкурс проектов по развитию у обучающихся навыков исследовательской и изобретательской деятельности». В 2010-м школа стала площадкой для проведения городских и региональных семинаров SEED по методике «Учусь делая».
Татьяна ШЕБЕКО, директор ГИМЦ

Призвание свыше
Учитель... Это не профессия - призвание, это свыше... Подлинный учитель не «ходит на службу», его благородный и бескорыстный труд - служение...
У каждого по замыслу Божьему своя миссия на земле... «Мое дыхание, мое тепло» согревают детские души. Я призвана открывать ребятам Мир литературы - целую духовную Вселенную, необъятную, безбрежную, манящую... Литературу не как антологию покрывшихся пылью веков книжных раритетов, а как живую Историю духа, духовных поисков и метаний, открытий и разочарований, сомнений и озарений тех, кого считаю совестью нации. Каждый раз, когда мы с детьми знакомимся на уроке с поэтом или писателем, я пытаюсь с помощью Слова создать зримый и живой Образ Человека, Творца, Мыслителя, неповторимый, многогранный и удивительно интересный. Искренне и щедро делюсь с ребятами самым сокровенным, что знаю и люблю, что составляет мой духовный мир, и потому так неформально, тепло, я бы сказала, осердеченно, по-домашнему происходит это знакомство. Мне важно, чтобы непременно состоялось открытие - открытие Личности художника слова, его непростой судьбы, человеческих пристрастий и противоречий духа - без хрестоматийного глянца и державной монументальности... Я ответственна за то, произойдет ли священнодействие - диалог с Творцом, который скажет каждому ребенку что-то свое, лично его волнующее... У меня ответственная миссия - помочь ребятам прикоснуться к вечной тайне - тайне произведения искусства, пережившего века.
Елена ВОЛОДИНА, учитель русского языка и литературы, победитель конкурса «Учитель года России-2008» и обладатель Малого хрустального пеликана, заместитель директора по учебно-воспитательной работе высшей квалификационной категории

Заинтересовать - значит удивить
Учитель русского языка и литературы средней школы №72 Марианна Чуйкова могла бы стать известным режиссером или актрисой. А она осталась верна школе, педагогический стаж Марианны Чуйковой - 25 лет. На ее уроках скучно не бывает. А все потому, что Чуйкова умело использует нетрадиционные формы проведения урока; если прибавить к этому диплом театрального вуза, то можно понять, почему с таким нетерпением ребята ждут ее уроков. В своей работе Марианна Михайловна органично сочетает учебную и внеучебную творческую деятельность учащихся, основанную на принципах избирательности, выборочного применения исследовательского и эвристического методов обучения. Марианна Михайловна - заслуженный учитель России, в 2003 году она стала победителем областного конкурса «Учитель года России» и лауреатом Всероссийского конкурса.
Татьяна ШЕБЕКО, директор ГИМЦ

У всех свои вершины
Елена Мусатова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №17 города Тюмени, учитель музыки высшей категории, победитель областного, участник Всероссийского конкурса «Учитель года-2002», почетный работник общего образования РФ, выпускница Тюменского государственного института искусств и культуры, общий педагогический стаж -17 лет, в школе №17 - 17 лет.
Для Елены Петровны каждый сентябрь - радостная встреча с любимой работой, делом, которое остается самым важным и интересным. Вокруг много цветов, улыбок и глаз, полных радости и ожидания. Какой путь выберет ученик? В каждом ребенке скрыт не известный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И нет дела важнее, чем показать, каким счастливым может быть восхождение, и научить радоваться ему! Пусть у каждого вершина будет своя, но она вершина! Поэтому ее позиция по отношению к ребенку такова: он ее соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку. «Возводить храм в душе ребенка - призвание настоящего учителя, - считает Елена Петровна, - и помогают этому Творчество, Талант, Доброта». Учитель уверен, что у музыки есть сердце и душа, и строит свои уроки как живую, свободную импровизацию, применяя различные, в том числе авторские, приемы. Ее уроки вошли в серию «Золотые уроки России».
Татьяна ШЕБЕКО, директор ГИМЦ

Путешествие по профессии
Вот уже 11 лет я работаю учителем в обычной тюменской школе №70. Правда, ученики на вопрос, в какой школе вы учитесь, отвечают: «В Школе Сотворчества».
Начало моего педагогического пути относится к 1996 году.
...Завтра 1 сентября - первая встреча с учениками. Накануне вечером сделала из пластикового конструктора 19 человечков, каждому из них в руки дала кленовый лист с именем ребенка, которого ему предстояло поприветствовать. Завтра первые слова - сказанные, прочитанные, написанные. Из них сложится жизнь: события, переживания, отношения, поступки, чувства. «Звуки слов - это единственное наследие, которое пригодится нашим детям», - писал в одном из своих эссе Андрей Белый. Научить говорить нужными словами, помочь услышать среди множества важные слова, сказать «свои» - для этого я иду на урок. Время запоминается словами: от солнышек - тучек, Оля Чепик с горки, голубых бобров, веселой гусенички до ЕГЭ, ответственности, необходимости, доверия, любви. Мною бережно хранятся три словаря моих учеников: «Словарь детства», «Словарь подростков» и «Словарь выпускников» (он пополняется и сейчас). ...Несколько правил, которые необходимо было придумать для себя - учителя сомневающегося:
    плохих текстов не бывает, значит, не бывает и уроков, которые плохо усвоил ученик;
    читать все фрагменты текста урока одинаково выразительно;
    помнить, что любой фрагмент станет авторским текстом ученика.
Понять, что даст подобный подход в общении с учениками, - работа на будущее. Она, несомненно, интересна. Это путешествие - путешествие по своей профессии.
Ольга КОВАЛЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №70

Сказочное время детства
…Школа… Тополя за окном… Солнце… Я ученик 4-го класса. Идет урок русского языка. Пишу упражнение о том, как шел прохожий мимо стройки, поинтересовался у строителей, что же такое они строят. Один строитель ответил: «Стену». Другой сказал: «Дом». Третий произнес: «Дворец».
Помню, меня удивило, что об одном и том же можно сказать по-разному, одно и то же можно увидеть по-разному. Именно тогда я впервые задумался о том, как меняется смысл происходящего благодаря слову... А еще мне стал интересен тот самый человек, строивший дворец…
Прошли годы, я окончил школу, университет, стал учителем. Каждый день я вхожу в класс, говорю «Здравствуйте!» и начинаю урок…
Я вхожу в класс, а там идет чье-то детство - заповедное пространство, сказочное время, где слова и события преображаются, приобретают новый смысл и остаются навсегда как первый опыт общения с миром: творится история личности… В этом акте творения у меня особая роль: я учитель, хранитель детства… Моя задача - сохранить сказочный мир этой поры и в то же время сказать правду о жизни, а самое главное - верить в простое педагогическое волшебство: в то, что Иванушка-дурачок обязательно станет Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Василисой Премудрой…
Это удивительно: держать в руках простой камень и видеть в нем дворец, произносить слово и чувствовать в нем Вселенную, разговаривать с ребенком и ощущать дыхание вечного движения жизни… В этом - исток вдохновения для повседневной учительской работы, будничной, как понедельник, простой, как хлеб, необходимой, как вода…
Я смотрю в очередную детскую тетрадку - в ней, как всегда, все не то, о чем говорили, все не так, как нужно: неаккуратно, нелогично, неграмотно… А может быть, это просто другой взгляд? Может быть, это просто по-своему? Может быть, за этими обрывками фраз бьется новая мысль, пока безъязыкая? Может, просит о помощи: «Дайте язык, помогите обрести слово!»
Сегодня я учитель, хранитель детства, главный помощник для моих учеников…
Владимир НИКЛЯЕВ, киновед, учитель культурологии средней общеобразовательной школы №70