Деятельность городского информационно-методического центра (ГИМЦ) направлена на выполнение целевых федеральных, региональных, муниципальных программ и ориентирована на решение наиболее значимых для педагога проблем, решение которых в совокупности дает максимальный эффект в развитии муниципальной системы образования.

Проблема качественно нового уровня взаимодействия учителя и методиста приобретает особую актуальность, что и побудило к созданию инновационной модели «Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагога».
Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагога мы рассматриваем как фактор социально-профессиональной поддержки, стимулирования и мотивации педагогической.
Таким образом, речь идет о формировании принципиально новой модели непрерывного повышения квалификации, предлагающей постоянное обновление профессиональной компетенции работников системы образования по основополагающим направлениям:
    расширение культурного кругозора, развитие интеллекта как специально организованная деятельность;
    мировоззренческая подготовка;
    дидактическая подготовка педагогов;
    воспитательная подготовка;
    психологическая подготовка;
    подготовка в сфере информационных и коммуникационных технологий;
    частнометодическая подготовка учителей.
Задачи ГИМЦ:
1. Обеспечение научно-методической помощи в создании системы непрерывного повышения профессиональной компетентности руководителей и педагогов всех типов и видов образовательных учреждений.
2. Создание единого информационного пространства, которое обеспечит педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования.
3. Выявление, обобщение и распространение инновационного опыта.
К механизмам эффективности реализации инновационной модели мы прежде всего относим: программно-целевое управление, межведомственное взаимодействие, внедрение инновационных процессов в педагогическую практику, повышение профессиональной компетентности работников системы образования.
К новым идеям, содержанию и современным технологиям организации методической работы мы относим:
- разработку и реализацию модели единого муниципального образовательного пространства, интегрирующего образовательные нововведения и инновации;
- развертывание инновационной деятельности по проектированию, разработке и апробации механизма реализации компетентностного подхода в общеобразовательных учреждениях города;
- использование сетевых технологий и создание сетевых сообществ;
- реализацию образовательных проектов;
- расширение спектра форм повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений и педагогов на основе использования электронных ресурсов городского информационно-методического центра;
- переход на подготовку индивидуальных программ выращивания педагогов.


Реализуемые сетевые модели
- Ассоциация инновационных учреждений города.
- Формирование единого информационного пространства.
- Взаимодействие общеобразовательных учреждений города по проблемам проектирования, разработки и апробации механизмов реализации компетентностного подхода к образованию.
- Взаимодействие победителей конкурса лучших учителей в рамках реализации ПНПО.
- Сетевое методическое объединение учителей информатики.
- Сообщество ресурсных центров по вопросам дистанционного образования.
- Сообщество школ-центров воспитательной и досуговой работы в микрорайоне.
- Сообщество методических площадок по вопросам организации воспитательного процесса в школе для заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений.


Реализуемые образовательные проекты
    Дошкольное образование: «Словом душа растет», «Я - воспитатель», «Ты - руководитель», «Детский сад и семья: пути социального партнерства», «Навстречу друг другу».
    Основное общее образование: «Малая академия», «Компетентностно-ориентированное образование», «ИКТ в образовании», «Педагогическое проектирование», «Поддержка инновационных процессов в образовании», «Молодой специалист», «Лето - это маленькая жизнь», «Рождественский подарок», союз ученических инициатив «Роза ветров».
Реализации модели «Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагога» способствует современная инфраструктура муниципальной системы образования:
    создана корпоративная информационная сеть на основе волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) с возможностью организации выхода в региональную образовательную сеть (РИОС) и Интернет;
    образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования в соответствии со способностями каждого обучающегося (лиц с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей и талантливой молодежи);
    деятельность ресурсных и инновационного центров (средних школ №№36, 68, 88); образовательных учреждений, внедряющих инновационные программы (13 школ);
    деятельность лаборатории компетентностно-ориентированного образования;
    межведомственное сотрудничество.
Создание единого информационного пространства позволяет педагогам города своевременно получать необходимую информацию, методическую помощь, консультации в режиме онлайн через использование электронных ресурсов ГИМЦ: электронная библиотека, электронный методический кабинет, форум.
В преддверии принятия стандартов второго поколения особое внимание уделено компетентностно-ориентированному образованию, формированию универсальных учебных действий. Разработано Положение о лаборатории компетентностно-ориентированного образования, создается банк передового педагогического опыта, разрабатываются методические продукты по проблемам компетентностно-ориентированного образования. Сквозной линией деятельности отделов центра является реализация компетентностно-ориентированного образования.
Отличительной особенностью методической службы является инициирование инновационных процессов. Инновационное образовательное пространство города вариативно как с точки зрения содержания (приоритетности направлений деятельности, тематики проектов и программ), так и с точки зрения организационных форм (статусных позиций ОУ). В целях обеспечения независимой, компетентной и объективной экспертизы учебных материалов, анализа, коррекции опытно-поисковой работы в ОУ города, научно-методической и финансовой поддержки (через представления в Департамент образования) анализа, оценки и поддержки проведения инновационных изменений в образовательной среде города на протяжении уже многих лет работает городской экспертный совет.
В качестве инновационных и базовых площадок в 2010 году утверждены и действуют 15 образовательных учреждений, развитие которых происходит при содействии ГИМЦ и под контролем городского экспертного совета, двое из них имеют статус федеральной экспериментальной площадки, это ОУ №70, гимназия №12.
В инновационных образовательных учреждениях города разработаны, апробированы и представлены муниципальному педагогическому сообществу методические продукты в виде образовательных программ, сборников дидактических материалов, образцы компетентностно-ориентированных заданий, механизмы, алгоритмы и модели осуществления инновационной деятельности.
Результаты реализации инновационной модели «Управление процессом становления, формирования и развития инновационной культуры педагога» состоят в том, что:
    отработан механизм изучения и преодоления затруднений, выявленных в ходе стартовой диагностики педагогического заказа;
    созданы муниципальная база программ элективных курсов для предпрофильной подготовки и банк авторских уроков с использованием ИКТ, которые пополнили фонд электронной библиотеки;
    развернута деятельность лабораторий, проблемных групп, школ профессионального мастерства, школ воспитательной и досуговой работы в микрорайоне;
    создана эффективная система работы с руководящими и педагогическими кадрами муниципальной системы образования по повышению профессиональной компетентности, в рамках которой реализуются индивидуальные программы повышения профессиональной компетентности;
    спроектирован и реализуется механизм работы с одаренными и потенциально способными детьми;
    отработана система межведомственного взаимодействия с организациями социальной сферы по созданию современной инфраструктуры, обеспечивающей рост профессиональной компетентности педагогов.
Таким образом, сегодня ГИМЦ, используя информационные ресурсы, выполняет функции аналитика, проектировщика и фасилитатора методической работы по развитию педагогического мастерства.
Приоритетной перспективной задачей в деятельности МОУ ГИМЦ на 2010-2011 учебный год является отработка механизма диагностики и оценки уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов.

Татьяна ШЕБЕКО, директор ГИМЦ