- Анна Владиленовна, появление интерактивных досок в школе стало уже привычным явлением. Что нового может интерактивная доска PolyVision eno?
- У PolyVision eno много уникальных свойств, но самое главное - в ней нет проводов. Мечты о беспроводных интерактивных досках наконец сбылись. Неотличимая от обычной белой магнитной доски PolyVision eno не содержит никаких электронных устройств, ее не нужно подключать ни к компьютеру, ни к сети. При установке доски не надо учитывать расположение розеток в помещении или прокладывать кабели через весь класс. Нет и риска, что преподаватель или ученики споткнутся о провода или случайно их оборвут.
- Вопрос антивандальности в образовательных учреждениях весьма актуален. Чем в этом плане PolyVision eno отличается от других досок?
- Большинство производителей интерактивных досок заявляют об антивандальности своих устройств. Однако на деле это не всегда так. Возьмем, например, сенсорную технологию, с помощью которой можно писать пальцем, а не маркером. Но дети есть дети, махнули рукой, ткнули случайно указкой или ручкой в доску, нажали не ту кнопку - и поверхность доски испорчена. В Великобритании школы зачастую заключают сервисный договор с компанией Smart на регулярное обновление поверхности доски. Вопрос защиты от вандализма остается поистине актуальным.
Существуют всего три компании в мире, производящие поверхности для белых досок. Самая известная из них, PolyVision, входит в состав корпорации Steelcase и имеет 50-летний опыт работы в сфере образования. Около 70 процентов белых маркерных досок в учебных заведениях Франции и Бельгии - это доски PolyVision. Их металлокерамическая поверхность закалена при сверхвысоких температурах, устойчива к повреждениям, ее невозможно поцарапать острыми предметами. В тестовой лаборатории PolyVision образец изготовленной поверхности доски режут алмазным резцом под давлением и испытывают под давлением на прочность. Сегодня компания PolyVision - единственная из всех производителей интерактивных досок, дающая бессрочную гарантию на интерактивную доску PolyVision eno.
На выставках мы часто демонстрируем огнеупорную устойчивость PolyVision eno, предлагая посетителям поднести зажигалку к доске. Многие посетители пугаются и отказываются, но если все-таки провести такой эксперимент, с доской ничего не произойдет. Все, что нужно сделать, - стереть копоть и продолжать работать. На YouTube есть ролик, иллюстрирующий, как доску PolyVision жгут паяльной лампой, бьют кувалдой, переезжают грузовиком, а она все равно продолжает работать.
- Значит, такую доску не обязательно запирать в кабинете, чтобы с ней ничего не случилось?
- Действительно, случаи, когда доску хранят под замком и она практически не применяется в учебном процессе, нередки. По словам главного редактора «Учительской газеты» Петра Положевца, лишь 10 процентов педагогов используют интерактивные доски не от случая к случаю, при проверках и праздничных презентациях, а постоянно. А доска должна работать! В Великобритании, по данным агентства BECTA, 86 процентов учителей начальной школы используют интерактивные доски как минимум на половине своих уроков и около 64 процентов учителей делают это в средней школе.
Нередко бытует мнение, что интерактивная доска - это инструмент работы учителя. Но если ею пользуются как учителя, так и ученики, уровень заинтересованности и усвоения знаний значительно повышается. Если интерактивная доска доступна учащимся не только на уроках, но и на переменах, если на ней можно писать, как на обычной доске, мелом или маркером, она становится привычной, тревожность ученика при работе у доски снижается.
- Переход с традиционных досок на интерактивные для большинства учителей может быть достаточно сложным. Что вы можете им посоветовать?
- Уникальность PolyVision eno состоит именно в возможности комбинирования традиционных и современных методов обучения. Специально созданная интерактивная доска PolyVision eno c двумя дополнительными створками способна полностью заменить обычную классную доску.
Наличие дополнительных поверхностей позволяет учителю прятать заготовки проверочных заданий, организовывать одновременную работу нескольких учеников у доски. Дополнительные створки могут быть как белыми магнитными, так и комбинированными - зелеными меловыми снаружи и белыми внутри. Если закрыть створки, доска станет обычной меловой доской, открыть - перед нами белая магнитная доска, включить проектор - центральная часть превратится в интерактивную.
Если нет необходимости использовать интерактивную доску во время урока, то просто не надо включать проектор. Учитель работает с обычной белой доской, на которой можно писать фломастерами, маркерами и к которой можно прикреплять магнитами иллюстративный материал.
Облегчается привыкание учителя и учащихся к возможностям интерактивной доски, снимается уровень стресса. Совершается естественный переход от простого к сложному: от меловой доски - к белой маркерной и затем к интерактивной.
- Правда ли, что с PolyVision eno нет необходимости иметь две доски в классе?
- Можно сказать, что мечты учителей сбылись - школьная доска стала интерактивной. В ней ничего не сломается. Нет и ограничений для преподавателя - мел, фломастеры, магниты, электронные стилусы - все, что удобно учителю, может быть задействовано на уроке. Ограничивают нормы СанПиН? Выключите проектор и продолжайте работать на доске, как обычно. Кроме того, на интерактивной поверхности PolyVision eno одновременно электронными стилусами могут работать сразу три ученика! А уж сколько ребят вызвать к доске для совместной работы - зависит только от желания учителя.
Есть и еще одно уникальное свойство интерактивной доски PolyVision eno: учитель не привязан к рабочему месту. Благодаря съемной магнитной ленте, на которой расположены значки управления доской, учитель может перемещаться по классу, управляя доской хоть с последней парты. Интерактивный планшет также позволяет работать с доской из любой точки класса.
- Как более эффективно использовать интерактивные доски на уроках?
- Вместе с Национальным фондом повышения квалификации мы организовали Всероссийский конкурс для преподавателей «Новые педагогические практики с использованием нового оборудования». Большинство из присланных на конкурс работ в первую очередь отвечают задаче повышения наглядности материала.
Наиболее часто интерактивные доски используют в качестве экрана для показа фильмов и компьютерных программ. Иногда учитель использует интерактивные доски для сохранения и печати созданных на уроке записей. То есть, по сути, доска используется как копирующая. Однако основной смысл интерактивной доски в том, что она позволяет учителю и ученикам работать с компьютерными программами в привычном режиме работы с доской, находясь в постоянном контакте с классом.
Интерактивные доски способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся и организации дискуссионной групповой работы. Надо стремиться реализовать все возможности, использовать электронный стилус для управления компьютером на поверхности доски. Не только вносить исправления, дополнения в готовые материалы, но и готовить специальные задания и предлагать ученикам самостоятельно вставить буквы, цифры, объекты в материал урока. Очень важная функция интерактивных досок - перемещение объектов на свои места, что способствует повышению запоминания, узнаваемости объекта. Учащийся совершает действие, а значит, и лучше запоминает. Как говорилось в одной древней китайской пословице: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».
- Легко ли работать с PolyVision eno на уроках? Насколько поставляемое ПО позволяет реализовать задачи учителя?
- Вообще вопрос поставки программного обеспечения вместе с интерактивной доской волнует многих преподавателей. В идеале хотелось бы, чтобы в школу вместе с доской приходил полный комплект программ, который могли бы использовать все учителя-предметники. То, какие методики мы закладываем на этапе взросления ребенка, определит и национальное самосознание общества в будущем. Не думаю, что в области создания материалов для уроков нам нужно полностью полагаться на зарубежных коллег. У нас есть отечественные разработчики программ, существует Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. В Интернете создается все больше ресурсов, где преподаватели обмениваются между собой разработками уроков.
Чтобы помочь учителям, начинающим работать с интерактивными ресурсами, с каждой доской PolyVision eno в школу поступает книга генерального директора Республиканского мультимедиацентра Александра Осина «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах». В ней подробно рассказано, чем ЭОР отличаются от учебников, что нового и полезного они дают ученику и учителю, чему должен научиться преподаватель. Существует приложение к книжке - диск с примерами электронных ресурсов.
Мне очень импонирует подход PolyVision, который не ставит задачу навязать педагогам полный пакет программ и методик, а выбирает программу, способную объединить различные подходы и методики, - программу WizTeach британской компании Qwizdom.
- В чем же основная особенность этой программы?
- Не секрет, что с различными интерактивными досками поставляется ПО, не совместимое друг с другом. Программа WizTeach способна объединить разнообразные компьютерные программы под единой оболочкой. Секрет заключается в наличии «прозрачного фона», который накладывается поверх любой компьютерной программы. Если учитель привык применять определенные программы для подготовки к уроку, он может их использовать и на доске PolyVision eno. WizTeach позволяет рисовать и делать надписи поверх этих программ и видеосюжетов, писать с помощью виртуальной клавиатуры, создавать и перемещать текстовые блоки, при этом используемые программы остаются активными, продолжают работать и к ним можно обратиться в любой момент урока.
Специально к Дню учителя компания Qwizdom вместе с НФПК объявляет конкурс для преподавателей, желающих научиться создавать компьютерные уроки с использованием интерактивной доски. Для участия в конкурсе на сайте www.wizteach.com нужно скачать пробную версию программы, действующую 30 дней. Лучшие уроки будут отмечены призами: полной версией WizTeach для 5, 3 и 2 пользователей за первое, второе и третье место соответственно. Подробности о конкурсе можно прочитать на нашем сайте www.delight2000.com.
- Насколько доступны интерактивные доски PolyVision eno для российских школ?
- Цена на PolyVision eno сравнима с ценами на другие интерактивные доски. Но если говорить о стоимости владения, то она несравненно меньше других аналогов. Бессрочная гарантия, использование изделия в качестве обычной классной доски и, конечно, стоимость сервисного ремонта делают такие инвестиции выгодными, если взять в качестве основы для расчета срок службы интерактивной доски 25 лет. При этом не надо забывать, что, если испортилась любая другая интерактивная доска, ее надо отправлять в сервисный центр. В случае с PolyVision eno в ремонт сдается только стилус.
Доски PolyVision eno уже по достоинству оценили в Татарстане и Хабаровском крае. Выбирая доску PolyVision eno, школам не надо покупать обычные школьные доски. Сегодня они инвестируют в будущее.

_____________
* «Из многих - единое», латинская крылатая фраза, приписываемая Цицерону.