Методическое объединение
Артур Коршунов, учитель физической культуры средней школы №12 города Урай Ханты-Мансийского автономного округа, буквально поразил жюри своим выступлением на тему «Здоровое поколение». Казалось бы, ничего нового. Все мы знаем, что здоровье - важный показатель личного успеха человека, что современные дети страдают от гиподинамии. Цель проекта Артур Александрович определил так: «Формирование здоровьесберегащей среды школы средствами физической культуры». И дальше прозвучал не доклад, как это все должно выглядеть, а практическое руководство:  как он сам организовал в своем учебном заведении мониторинг физической подготовленности школьников. Ребята выполняют контрольные тестовые упражнения. Полученный в результате индекс физической кондиции отражается на диаграмме «Профиль физической кондиции». А дальше для каждого ученика создается индивидуальная программа коррекции развития физических качеств. В школе огромной популярностью пользуется личный рейтинг физической подготовленности детей. Такое соревнование мотивирует детей, конкуренция подстегивает к занятиям физкультурой не только на уроках. Первые мониторинги Артур Александрович создавал вручную, на бумаге, теперь он автор ЦОРа «В помощь учителю физкультуры», все данные вбиваются в таблицы Еxсel. А термин «физическая кондиция» введен челябинским ученым Юрием Вавиловым.

Учебное занятие
Урок по программе в 9-м классе, посвященный стихотворению в прозе Ивана Тургенева «Нищий», совпал с самими задушевными пристрастиями учителя русского языка и литературы лицея имени С.Н.Булгакова города Ливны Орловской области Натальи Малухи. Она землячка Ивана Сергеевича и, кроме того, самая горячая поклонница писателя. Тема выглядела так: «Изобразительно-выразительные возможности синтаксиса. Роль простых и сложных предложений в тексте». Метапредметная тема, которую с прошлого года должен учитывать каждый конкурсант, - «Знание и информация». Прежде чем задать вопрос «Какие чувства вызывает стихотворение?», Наталья Петровна его прочитала, очень просто и очень задушевно. Свои чувства ученики должны были выразить с помощью цвета. Большинство выбрали коричневую полоску. А дальше начали разбирать стихотворение. Посмотрели, как описан нищий в тексте. Вспомнили, как рисовали нищих художники - Корин, Суриков, Рембрандт. И только затем заговорили о синтаксисе. Оказалось, что в описании нищего использованы бессоюзные и простые предложения. Обратили внимание на излюбленный авторский знак - многоточие. Он иллюстрирует в стихотворении отчаяние. Ребята освежили знания по русскому языку, и что удивительно, стали лучше понимать суть «Нищего». И цветовая характеристика изменилась - возник синий цвет.

Разговор с учениками
Из семи предложенных тем конкурсные ученики преподавателя немецкого и английского языков школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Кызыла Республики Тыва Евгения Пляскина выбрали самую, на их взгляд, актуальную: «Жизнь виртуальная и жизнь реальная». А Евгений Валерьевич предложил поговорить о дружбе в реальности и в Интернете. Начали с вопроса: «Много ли времени вы проводите в Интернете?» Оказалось, от 40 минут до 4 часов. Что делаем во Всемирной паутине? Общаемся, в том числе и учитель, у которого друзья по всему миру. «А сколько у вас виртуальных друзей?» - спросил Евгений Валерьевич. У кого-то 30, у кого-то 50, а один юноша признался, что 400. В среднем, сделал вывод Евгений Пляскин, 70-80. А в реальной жизни? Выяснилось, что здесь средняя цифра - пять. Ученики говорили, что отношения с виртуальными друзьями поверхностные, а дорожат ребята живыми, реальными друзьями, с которыми можно на велосипеде покататься, на хоккей сходить. Этот парадокс конкурсант оставил ребятам для осмысления.

Беседа с родителями
Учитель истории и обществознания 56-й гимназии Санкт-Петербурга Инна Черенкова начала свою беседу с родителями учеников 5-й магнитогорской школы с того, что назвала их своими коллегами. Для Инны Владимировны важен диалог. Вместе они смогут выработать рецепты, которые помогут поддерживать и развивать семейные традиции. История из жизни: ребенок с удовольствием ходил в гости к однокласснице, где были круглый стол, лото по воскресеньям, а главное - теплая, добрая атмосфера. Мама ребенка позвонила в эту семью и посещения запретила. «Чем объяснить звонок мамы? Как сделать, чтобы традиции формировались в семье?» - спросила питерский историк. Рецепты семейного счастья получились такие: семейные праздники, домашние газеты, фотоколлажи, плакаты, посиделки за круглым столом, выезды за город по выходным, создание семейного генеалогического древа.

Имена
«Пятнашка»-2010

29 сентября в магнитогорском Дворце творчества детей и молодежи названы лауреаты конкурса «Учитель года России-2010».

Вахрамеев Вячеслав Вячеславович, учитель русского языка и литературы средней школы №2 города Сокол Вологодской области.
Галанюк Петр Петрович, учитель истории, права и МХК гимназии №8 города Шумерля Чувашской Республики.
Гарифзянов Андрей Рузильевич, учитель биологии и химии Волхонщинской средней школы поселка Красная Нива Тульской области.
Коршунов Артур Александрович, учитель физической культуры средней школы №12 города Урай Ханты-Мансийского автономного округа.
Кузьмина Елена Сергеевна, учитель начальных классов средней школы №26 города Стерлитамака Республики Башкортостан.
Латыпова Екатерина Вадимовна, учитель информатики и ИКТ школы-интерната «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» Оренбургской области.
Лобанова Татьяна Анатольевна, учитель географии средней школы №2 поселка Шушенское Красноярского края.
Павлова Нина Васильевна, учитель истории и обществознания гимназии №12 города Липецка.
Редина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы гимназии №1 Тюмени.
Сабитова Гульнара Сабиржаловна, учитель русского языка и литературы гимназии №10 Челябинска.
Случ Михаил Ильич, учитель математики средней школы №1060 Москвы.
Талаева Наталия Евгеньевна, учитель истории Новобытовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Чеховского района Московской области.
Ус Галина Дмитриевна, учитель биологии средней школы №19 города Заполярный  Печенгского района Мурманской области.
Халадова Роза Тапаевна, учитель химии средней школы №38 города Грозный Чеченской Республики.
Черенкова Инна Владимировна, учитель обществознания и истории гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Мнения
Мудрые дети, замечательные родители

Лариса БЕКОЕВА, учитель биологии средней школы №13 им. К.Хетагурова города Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания:

- У меня очень приятные впечатления от общения с родителями, замечательные родители, они меня так поддержали, что, можно сказать, беседу провели они. У меня не было никаких заготовок,  ситуации стали рассказывать они сами. Я их просто подтолкнула, тему дала, а дальше рассказы сами посыпались. Стали друг с другом обсуждать: я так делаю, а я по-другому. Были только мамы, и мы, как подружки на кухне, общались.

Елена КУЗЬМИНА, учитель начальных классов средней школы №26 города Стерлитамака Республики Башкортостан:
- Я на конкурсе просто купаюсь в атмосфере дружбы. Говорим обо всем - и о конкурсе, и о жизни, и о впечатлениях. Поддерживаем друг друга. Чувствуем поддержку жюри, они готовы, кажется, вскочить и помочь в трудную минуту. После урока подходят, объясняют, замечания делают на перспективу. Отцовская забота.
Уроком я довольна - дети, 4-й класс, такие умнички! Перед уроком я говорю: «Вы волнуетесь?» - «Нет». - «А я волнуюсь». Они мне сказали: «Мы готовы на эти полчаса стать вашими детьми. Не волнуйтесь. Все будет нормально. Мы вас поддержим». На уроке был текст Горького «Письмо к сыну». Ребята сказали: «Это письмо к нам обращено, это пожелание и нам тоже». Дети мудрые настолько, как будто они прожили жизнь.

Михаил СЛУЧ, учитель математики средней школы №1060 Москвы:
- Что бы ни происходило здесь, на финале, человек, как правило, к этому готовится. В конкурсе «Учитель года Москвы» были абсолютно импровизационные задания, даже формат не был известен. Например, мне говорят: «Вы должны провести урок, но вне стен школы. Выберите место, возраст детей, тему, план урока. На подготовку 2,5 минуты». Здесь ситуация другая - круг тем ограничен. Поэтому подготовленный материал нужно, образно говоря, «съесть», но «не разжевывать», чтобы оставить простор для творчества. На «Методическом объединении» для меня было самое сложное - уложиться в отведенное время. Было нелегко отобрать самое важное. Еще одна проблема - выстроить композицию выступления.

Ильгизар ГАДЕЛЬШИН, учитель ОБЖ Матюшинской средней школы Верхнеуслонского района Республики Татарстан:
- Мы с ребятами разговаривали на тему взаимоотношений родителей и детей. Этот вечный конфликт отцов и детей. Дети желают искренне идти навстречу, они хотят изменить этот мир, сами предлагают решения. Может быть, благодаря этому разговору конфликтов будет меньше, а потом совсем сойдут на нет. Оказывается, мы не понимаем их даже тогда, когда они просто не хотят есть манную кашу.