Практика лицензирования тех или иных образовательных программ, необходимость по истечении определенного срока повторного лицензирования, то есть подтверждения права вуза на ведение образовательной деятельности, повышение установленных лицензионных нормативов по мере «взросления» вуза являются мощным стимулом повышения качества ресурсного обеспечения учебного процесса и внеучебной деятельности, включая материально-техническую базу, кадровый состав, библиотечные фонды и уровень информатизации.
Необходимость периодического подтверждения государственного статуса настоятельно диктует необходимость повышения качества подготовки специалистов через совершенствование организации учебного процесса, внедрение передовых образовательных технологий, вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, усиление практикоориентированности обучения.
Не хотелось бы включаться в дискуссию, широко освещаемую в средствах массовой информации и специальной литературе, относительно объективности и комплексности самой аккредитационной процедуры. Согласимся лишь с тем, что она может совершенствоваться и дополняться процедурой общественной аккредитации. Вместе с тем уже сейчас государственная аккредитация предполагает, с одной стороны, подведение итогов за предшествующий период, с другой - обязывает вузы ставить новые задачи и определять пути их решения. Особенно это важно для вузов, аккредитующихся впервые. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области - Академия социального управления - один из таких молодых вузов.
Осенью 2009 года академия отметила свой первый 5-летний юбилей. Становление любой новой организации - период сложный, полный повседневной, подчас рутинной работы, но и богатый определенными прорывами, придающими силы для дальнейшего движения вперед. Многое было сделано: усовершенствованы образовательные программы, создана отвечающая современным требованиям материальная база, сформирован высокопрофессиональный, дружный научно-педагогический коллектив, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества в соответствии с требованиями Международного стандарта ИСО 9001:2008, налажено и продолжает укрепляться международное сотрудничество с образовательными учреждениями Германии, организован ряд познавательных, интересных поездок для преподавателей и студентов, проведено множество конференций и семинаров, посвященных модернизации образования, опубликовано немало научных работ и методических сборников, сформирован богатый библиотечный фонд.
Все неизбежные в начале пути трудности разделили с нами студенты академии, оказавшие нам доверие и постепенно ставшие полноправными партнерами. В 2010 году в самостоятельную жизнь отправились первые 110 выпускников.
Для того чтобы утвердить позиции академии как серьезного, прогрессивного вуза, ей предстояло получить государственную аккредитацию.
Подготовка к этой серьезной процедуре началась с самообследования всех составляющих и направлений деятельности академии, включая экспертизу качества подготовки специалистов, анализ состояния ресурсного обеспечения учебного процесса, применяемых образовательных технологий, актуальности внутренней нормативной базы. На наш взгляд, основная цель самообследования - выявление сильных и слабых сторон, эффективности использования имеющихся ресурсов, выявление неиспользуемых резервов. Результаты проведенного самообследования нашли отражение в «Отчете о результатах самообследования», содержащем всесторонний и объективный анализ существующего положения дел. Отчет в соответствии с требованиями был размещен на официальном сайте академии и стал доступен широкой общественности.
Сама процедура аккредитации, проводимая специалистами Национального аккредитационного агентства в сфере образования и Информационно-методическим центром анализа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, включает в себя тестирование знаний студентов, экспертизу учебных планов по всем реализуемым образовательным программам, непосредственную работу экспертов внутри академии и экспертизу отчета по показателям деятельности образовательного учреждения в формате модуля.
В результате 15 июля Аккредитационной коллегией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки было принято решение о государственной аккредитации Академии социального управления сроком на пять лет с установлением государственного статуса по типу «образовательное учреждение высшего профессионального образования» вида «академия». Несомненно, это событие значимое и радостное для  администрации и профессорско-преподавательского состава, для научных сотрудников и студентов - труды не пропали даром, достижения получили государственное признание.
Однако долгожданной передышки, похоже, не предвидится. Начинается новый, следующий этап в развитии академии, и предстоит решить не менее масштабные, чем прежние, задачи. В числе первоочередных: лицензирование программ послевузовского образования и открытие аспирантуры, полномасштабный переход на уровневое обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (3-го поколения), дальнейшее укрепление системы партнерских отношений с работодателями, школами, образовательными и научными организациями внутри страны и за рубежом. Все это предстоит осуществить параллельно с повседневной кропотливой работой с обучающимися, научно-исследовательской и проектно-инновационной деятельностью, с работой  по выполнению образовательной миссии академии и задач, возложенных на академию как регионального оператора приоритетного национального проекта «Образование» в Московской области.
Итак, на ближайшие пять лет запланировано многое. Коллектив не собирается останавливаться на достигнутом и сделает все, чтобы академия укрепила свои позиции в числе самых достойных вузов, выпускающих настоящих профессионалов.

Елена ГРЕБЕННИКОВА, проректор по учебной работе Академии социального управления