2010 год  для системы образования во многих отношениях особенный.
Мы вступаем в новый этап развития российского образования. Завершена реализация трехлетнего наиболее масштабного за всю историю подмосковного образования проекта - комплексной модернизации образования, в рамках которого удалось решить многие из задач реформирования образования и существенно изменить облик школы. Мы признательны Министерству образования и науки Российской Федерации за предоставленную возможность участвовать в столь масштабном и эффективном проекте.
Идет реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Опыт участия в проекте модернизации  укрепляет нашу уверенность в том, что среди перечисленных факторов определяющим результаты образования стало качество кадрового потенциала. Именно этот смысл выражен во фразе «В новой школе - новый учитель».
Проблема качества кадрового потенциала характерна не только для нашего государства, но и для лучших систем школьного образования мира. Научные исследования в этой области подтверждают, что разброс в уровне подготовки учеников объясняется в первую очередь качеством труда преподавателей.
Педагоги - наиболее масштабное профессиональное сообщество в Подмосковье. По данным мониторинга 2010 года, общее количество педагогических работников муниципальных образовательных учреждений составляет 83310 человек. Конечно, при общем высоком уровне кадрового потенциала есть лидеры, есть «лучшие». В результате конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта в этом году из 656 претендентов на региональный этап вышли 226 педагогов, 39 из них стали победителями. А всего за годы реализации проекта победителями конкурсного отбора стали около 1500 педагогов. Все они получили поддержку из федерального и областного бюджета.
В связи с Годом учителя представлен к награждению 1461 работник образовательных учреждений. Это государственные награды, награды Министерства образования и науки Российской Федерации, награды Московской области.
С 2001 года лауреатами премии губернатора Московской области стали 1200 работников образовательных учреждений в Московской области.
Двадцать первый педагогический марафон - конкурс «Педагог года Подмосковья» впервые в этом году прошел по двум номинациям: «Учитель года-2010» и «Воспитатель года Подмосковья-2010».
Год учителя - повод для более пристального внимания к результатам деятельности подмосковного образования, достижениям, которые объективно достойны признания и уважения.
Сегодня учителя готовят тех выпускников, знания и умения которых должны будут играть ведущую роль в решении задач модернизации страны, обеспечивать переход от модели сырьевой экономики к модели экономики, основанной на знаниях инновационного общества.
В системе общего образования в этом направлении важнейшей задачей является выявление и поддержка талантливых детей. В Московской области уже на протяжении нескольких лет при поддержке Бориса Всеволодовича Громова действует система поощрения одаренных детей, которая включает именные стипендии губернатора Московской области детям и подросткам, проявившим выдающиеся  способности в области науки, культуры и спорта, именные стипендии губернатора области детям с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на все трудности кризисного периода, финансирование областным правительством этого направления не сократилось ни на один рубль.
Образование - ключевой фактор в обеспечении духовного и социального здоровья общества. Начиная с 2000 года в рамках сотрудничества с Московской епархией Русской православной церкви более 1000 педагогов прошли соответствующую подготовку и преподают предметы духовно-нравственного цикла 60 тысячам учащихся всех возрастных категорий в примерно 900 школах Московской области и в системе дополнительного образования.
Новый рубеж - введение данных курсов в начальном и среднем профессиональном образовании.
К новому 2010-2011 учебному году издается дополнительный (40 тысяч) тираж учебно-методического комплекта «Духовное краеведение Подмосковья», на что из бюджета области выделено три миллиона рублей.
Продолжая традицию издания книг по воспитанию, в этом году подготовлена по поручению губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и по благословению управляющего Московской епархией Русской православной церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия книга «Просветители».
Особую значимость и востребованность предметов духовно-нравственного цикла доказывает массовое участие педагогов Подмосковья в конкурсе «За нравственный подвиг учителя».
Все учащиеся Подмосковья активно участвовали в мероприятиях, посвященных 65-летию Победы. Свыше 22 тысяч являются активными участниками общественных объединений патриотической направленности. Формы патриотической работы разнообразны.
Ключевым направлением развития общего образования является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Важное направление работы в рамках направления ПНПО - развитие дистанционного образования детей-инвалидов. У нас определены пилотные территории по апробации этого проекта.
Решающие факторы для сохранения здоровья школьников - сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные и третий урок физкультуры, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Сегодня большинство педагогов Московской области используют в своей образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии.
Приоритетными направлениями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются задачи по воспитанию «культурного пользователя дорог», работа с родителями и создание в каждом образовательном учреждении площадок для практической отработки навыков поведения на дороге.
Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  «Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ... Вот есть такие человеческие занятия - педагогика, воспитание, то же самое духовное просветительство...». Да, учитель - это массовая профессия, предполагающая стандартизацию, владение «ремеслом», но технологизацию образования нельзя подменить «технократизацией», выхолащивающей  гуманистическое содержание педагогического труда.
С аналогичным вызовом мы сталкиваемся  и в вопросе о роли руководителя образовательных учреждений. Кардинальное обновление системы финансирования учреждений ставит серьезнейшую задачу по правовому и финансовому обучению руководителей - это должно быть предусмотрено в муниципальных образованиях в наступающем учебном году.
Важную роль в наступающем учебном году будет играть сетевое взаимодействие педагогов Московской области. Нам следует уделить внимание созданию так называемых обучающихся сообществ, профессиональных сетей.  Есть хороший опыт - клуб «Педагог года», ассоциация «Лидеры образования Подмосковья».
В реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» задача ближайших полутора лет - использование огромного накопленного опыта модернизации образования. Итоги мониторинга участия области в РКПМО должны учитываться в деятельности каждого учреждения с целью исключения рисков управления, в том числе и в финансово-хозяйственной деятельности.
Системой образования области совместно с федеральным министерством РАО проведена большая работа по подготовке к внедрению новых стандартов образования. Конкретным результатом стала готовность 97 школ к введению стандарта с 1 сентября 2010 года. В настоящее время разрабатывается программа введения стандартов второго поколения (основная школа) в Московской области.
Основное условие успешной реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - молодой учитель.
Модернизация педагогического образования тесно связана с созданием современного содержания и новых форм повышения квалификации. Считаю, что в этой работе большую роль сыграют сетевой банк программных материалов и региональная база персонифицированных данных о повышении квалификации работников образования, а также постоянно действующий семинар по модернизации системы образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Решая задачу развития кадрового потенциала, мы встаем перед необходимостью выбора цели. К чему готовить педагогические кадры? Формально по направлениям «Нашей новой школы»: стандарты, технологии проектной, исследовательской работы, здоровьесбережения, работы с одаренными детьми... Формального соответствия тематики курсов недостаточно. Образование должно соответствовать «целям опережающего развития». Исходя из этого развернута работа по созданию моделей и технологий новой «умной школы». А это означает, что подготовка кадров в свою очередь должна ориентироваться на освоение технологий  и формирование компетентностей завтрашнего дня, на работу  в школе будущего... Иначе разрыв усилится. Как решить такую задачу? По-видимому, используя тот же подход, который сегодня мы стремимся реализовать в содержании школьного образования - «учить учиться», что в проекции на систему повышения квалификации может означать -  учить «непрерывному профессиональному саморазвитию», формировать соответствующие компетентности.
Так, например, уже недостаточно учить «Использованию ИКТ в обучении», потому что в новой информационно-технологической среде школы, которая формируется на наших глазах, происходит серьезная трансформация традиционной модели преподавания, учения, аттестации (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Сегодня возникает задача массового освоения педагогами технологий дистанционного образования. Совсем недавно этот тип образования был прерогативой отдельных вузов, а сегодня начинает рассматриваться как эффективное средство для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, детей в отдаленных сельских районах.
Высшее образование должно развиваться с учетом  создания наукограда Сколково, что обязывает наши вузы стать лидерами инновационного образования. Хочу отметить как пример Международный университет природы, общества и человека «Дубна», где уже создано малое инновационное предприятие с использованием интеллектуальной собственности, принадлежащей университету.
Процессы модернизации сегодня начаты и в системе начального и среднего профессионального образования на базе 10 региональных отраслевых ресурсных центров, оснащенных современным инновационным учебно-производственным оборудованием. Центры стали основой организации сетевого взаимодействия для обеспечения качественно нового уровня профессионального образования.
Этот год в Подмосковье выдался очень жарким во всех смыслах. Ученые сказали, что такой жары не было пять тысяч лет. Чингиз Айтматов начал свой роман «Первый учитель» фразой «Не пожалейте жара своих сердец...». Может ли быть это случайным? Конечно, нет. В профессии учителя нет случайностей. Жар сердца учителя, каждый поступок учителя, каждое действие, каждое слово имеет отклик длиной в десятилетия, в столетия, в жизнь. Сегодня мы, уважаемые коллеги, обсуждаем принципиальные изменения в деятельности нашей школы.
Поэт сказал:
Стоять над жизнью молодой,
Храня прекрасное единство,
Честь вековая, долг святой -
Учительство и материнство.
Лучше этих слов нет. Но лучше слов - наши дела. То,  чем мы будем заниматься в ближайшие месяцы.

Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области