- Владимир Николаевич, подведение итогов за год выявило ожидаемые результаты?
- Министерством образования Московской области был проведен мониторинг эффективности деятельности подведомственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по итогам 2009-2010 учебного года.
Анализ основных показателей приема, численности обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования показывает, что в системе профессионального образования Московской области произошли определенные изменения.
В настоящее время на территории Московской области функционируют 104 учреждения среднего профессионального образования. Из них:
    федерального подчинения - 37 учреждений;
    областного подчинения - 67, в том числе подведомственных:
- Министерству образования Московской области - 30 (в том числе 6 педагогических);
- Министерству здравоохранения Московской области -  20;
- Министерству культуры Московской области - 6;
- Министерству строительного комплекса Московской области - 5;
- Комитету по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области - 6.
В государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области реализуются основные профессиональные образовательные программы по специальностям среднего профессионального образования: здравоохранения, сферы обслуживания, строительства, технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров, образования и педагогики, культуры и искусства, экономики и управления, транспортных средств, сельского хозяйства, автоматики и управления, электронной и вычислительной техники.
Система  начального профессионального образования включает в себя 97 государственных образовательных учреждений, в том числе 80 профессиональных училищ и 17 профессиональных лицеев.
В государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования Московской области ведется подготовка по 90 профессиям и  200 специальностям.
- И какие из них наиболее востребованы?
- Это повара и кондитеры, подготовка по этим профессиям ведется в 66 учреждениях, где обучаются 6993 человека. Это автомеханики, 5131 человек пытаются разобраться в механизмах двигателей в 54 учреждениях. Это парикмахеры, более двух тысяч будущих стилистов учатся в 32 учреждениях. Это операторы ЭВМ, подготовка 1785 грамотных юзеров происходит в 26 учреждениях. Это сварщики, около полутора тысяч которых осваивают профессию в 25 учреждениях. Это электромонтеры по ремонту электрооборудования, более тысячи ребят изучают тонкости этого дела в 21 учреждении. Это и мастера столярно-плотничных и паркетных работ, и слесари по ремонту автомобилей, и бухгалтеры, и продавцы, и кассиры-контролеры.
Есть, конечно, непопулярные почему-то среди молодежи профессии, но мы ведем подготовку и по ним, так как они весьма востребованы на рынке сегодня. Например, заготовитель продуктов и сырья, мастер столярного и мебельного производства, агент рекламный, секретарь суда, слесарь по ремонту газового оборудования, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики, официант-бармен, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, мастер по мелиорации.
Развитость системы начального и среднего профессионального образования Московской области позволяет утверждать, что мы располагаем серьезными ресурсами для осуществления подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов на уровне актуальных задач социально-экономического развития нашего региона.
- Возникают ли проблемы у выпускников ссузов с трудоустройством?
- На сегодняшний день образовательными учреждениями разработана система мер по содействию в трудоустройстве выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области. С этой целью в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Московской области организованы центры содействия по трудоустройству, отделы маркетинга, социального партнерства и трудоустройства, назначены ответственные за трудоустройство выпускников, усилено сотрудничество с муниципальными центрами занятости населения по организации опережающего обучения.
Проведенный анализ трудоустройства выпускников среднего профессионального образования свидетельствует о том, что хорошая закрепляемость на производстве по полученной в ссузе специальности у выпускников Московского областного профессионального колледжа (Сергиев Посад), Московского областного государственного колледжа (Раменское), Дмитровского профессионального колледжа, Московского областного гуманитарного колледжа (Серпухов), Московского областного государственного колледжа технологии, экономики и предпринимательства (Лыткарино), Московского областного сельскохозяйственного колледжа (поселок Долгое Ледово), Ногинского политехнического техникума. Анализ трудоустройства и закрепления выпускников ссузов показывает, что они востребованы на рынке труда.
Одной из мер содействия занятости молодых людей является создание им условий для продолжения обучения по программам повышенного уровня с получением углубленной подготовки в отдельной области.
В рамках плана мероприятий по содействию в трудоустройстве выпускников учреждений среднего профессионального образования Московской области проводятся встречи выпускников учреждений профессионального образования с работодателями и представителями различных органов власти. Практика взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с работодателями выстраивается на договорной основе по подготовке трудовых ресурсов для предприятий. В учреждениях среднего профессионального образования заключены договоры с предприятиями-партнерами, в которых одним из направлений является предоставление базы для прохождения производственной практики для получения профессиональных навыков и трудоустройства выпускников.
Представители работодателей привлекаются образовательными учреждениями профессионального образования к оцениванию дипломных работ обучающихся, к работе в государственной аттестационной комиссии. Администрация предприятий организует экскурсии, встречи со специалистами на местах, конкурсы профессионального мастерства, ярмарки вакансий, аукционы.
Спрос на рабочую силу в течение 2010 года увеличился на 0,38 процента. Согласно прогнозным данным Комитета по труду и занятости населения Московской области, в течение последующих 3 лет предполагается постепенный рост спроса  на рабочую силу, который к 2013 году предположительно составит 345000-350000 человек.  Дальнейший экономический рост области напрямую зависит от наличия  квалифицированных рабочих и специалистов, способных работать в условиях внедрения высоких технологий в производство.
- Удается ли набрать в ссузы нужное число ребят? Заполнят ли они все рабочие места?
- В целях своевременного и качественного набора обучающихся на 2010-2011 учебный год Министерство образования Московской области провело совместно с заинтересованными службами и органами муниципальных образований, работодателями мониторинг образовательных услуг на подготовку кадров в учреждениях среднего профессионального образования. С этой целью прошли выездные совещания, в работе которых участвовали представители отраслевых министерств, руководители колледжей и техникумов, представители администрации городов и районов, руководители служб управлений по труду и занятости населения.
В целях профессиональной ориентации школьников на получение специальности и рабочей профессии, а также их популяризации коллективы образовательных учреждений среднего профессионального образования проводят ряд мероприятий, среди которых областные и федеральные олимпиады студентов ссузов, конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения.
- Но для того чтобы в лицеи и колледжи стремились, необходимо, чтобы они давали качественное образование и выглядели привлекательно...
- Ориентиром для приоритетного направления работы Министерства образования Московской области и подведомственных ему образовательных учреждений служит повышение качества профессионального образования и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
Образовательные учреждения Московской области принимают участие в конкурсе «100 лучших ссузов России». Золотой медалью «Европейское качество» за достижения в области подготовки специалистов среднего звена отмечены в 2009 году областные учреждения среднего профессионального образования: Егорьевский промышленно-экономический техникум, Ногинский педагогический колледж, Ногинский политехнический техникум, Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства, Московский областной сельскохозяйственный колледж. Руководителям этих образовательных учреждений вручен почетный знак и присвоено звание «Директор года-2009».
С целью качественной подготовки выпускников, дальнейшего совершенствования мастерства студентов и обучающихся, повышения престижа образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, в 2010 году проведены областные олимпиады для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по 14 профилям подготовки среднего профессионального образования.
При организации и проведении областных олимпиад образовательным учреждениям была оказана поддержка социальными партнерами: рецензировались задания специалистами предприятий, в состав жюри в обязательном порядке входили представители предприятий.
В мае 2010 года в Туле проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся учреждений среднего и начального профессионального образования по профессии «мастер сухого строительства». Студенты Московского областного профессионального колледжа были награждены кубком за первое место в командном зачете!
Обучающийся профучилища №3 из Клина Павел Шуюков участвовал в финале конкурса профессионального мастерства «Мастера Центральной России-2010» по профессии «каменщик» и стал призером конкурса.
- Только ли навыки мастерства необходимо освоить человеку, чтобы стать настоящим профессионалом?
- Мы реализуем национальную образовательную инициативу, одной из задач которой является создание новой школы как института, соответствующего целям опережающего развития.
Главные задачи современного образования - раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.