Структуры зимней и летней программ несколько различаются. Что происходит летом? Дети приезжают в лагерь и первые три дня занимаются подготовкой к многодневному походу с собаками. На маршруте к ребенку прикрепляется специальным ремнем собака с небольшим вьюком. Своего четвероногого друга каждый подросток находит самостоятельно, инструктор может только осторожно скорректировать выбор, если видит, что собака по каким-то объективным причинам не подходит ребенку. Думаю, что подготовка к походу с собаками уже сама по себе несет детям много полезного и интересного. Ребятам объясняют особенности ухода за животным, говорят о предстоящей серьезной ответственности.
Зимняя программа отличается от летней тем, что в поход дети идут не каждый со своей собакой, а к группе прикрепляется большая собачья упряжка.
Собак в лагере много - сорок три вместе со щенками. Животные живут в большом вольере, каждая в своей будке. Молодняк, как положено, имеет свою отдельную площадку.
Очень часто, проводя экскурсию по территории собачьего царства, я чувствовала страх, исходящий от посетителей, даже взрослых. И действительно, первое впечатление может встревожить. Десятки горящих глаз, громкий грозный лай, приветствующий тех, кто пришел... Мурашки по спине. Особенно если у ребенка или взрослого есть какие-то неприятные воспоминания, связанные со знакомством с чужими собаками: кого-то покусали, кого-то облаяли. Объясняю сразу, еще перед входом в вольер, что ездовые собаки не проявляют агрессии по отношению к человеку практически ни при каких обстоятельствах. Безмерно добродушные, они тянутся за лаской к любому человеку независимо от его возраста.
И вот знакомство свершилось. Теперь каждый ребенок должен выбрать собаку, которая станет его другом и опорой на довольно длительный срок. Как происходит этот выбор, чем руководствуются дети, за три года работы здесь понять мне не удалось. Но вот что удивительно: ни разу ни один из участников моих походов не ошибся в выборе. Стопроцентное попадание! Собака выбирается под стать своему характеру, с первого раза. При этом ребенок сам может даже не осознавать этого, но как заметно это со стороны! Похожесть в каких-то поступках и поведении в той или иной ситуации.
Часто после пробного выхода в лес, на прогулку некоторые из участников говорят о том, что им тяжело - собака слишком сильно тянет, и без нее было бы идти гораздо легче. И отказываются от спутника. Но потом горько жалеют. Потому что в многодневном походе, когда на спине тяжелый рюкзак, почти от каждого слышится, что если бы не мой мохнатый друг, то мне было бы идти гораздо тяжелее! Рюкзак тянет назад, собака - вперед, и вот золотое равновесие найдено! А насколько легче идти в гору! А еще, что очень важно, твое внимание сосредотачивается не на том, что тебе тяжело, а на собаке, которой, как ты видишь, тоже непросто.
Мне радостно видеть, как меняются подростки. Из шалопаев, грубиянов и лентяев они превращаются в более терпимых, внимательных и шустрых. На привалах и ночевках видишь, как тот, кто буквально вчера ныл по поводу уставших и в кровь сбитых ног, сегодня первым несется с горы к озеру, чтобы набрать воды и напоить страдающих от жажды собак, а заодно и товарищей по команде.
Особую значимость имеет общение с собаками для детей с ограниченными возможностями. Собака помогает ребятам не только найти себе друга, но и справиться со своим недугом. Самый простой пример - глухие дети, стесняющиеся говорить в повседневной жизни. Они, знакомясь с собаками, расслабляются и начинают говорить с ними. А после, воодушевленные, смелее общаются с окружающими.

​Елена МАЧТИНА, инструктор «Большого Приключения»