О чем речь
В этой статье я расскажу о том, что такое Молодежное правительство (как движение, как идеология, если хотите). И попытаюсь доказать, что в привлечении молодежи к политическому процессу вообще и к государственному управлению в частности нет ничего плохого и предосудительного. И почему, получив диплом политолога, разочаровавшись во многих красивых теориях, не доверяя ни одной из классических политических идеологий, я все же ввязалась в этот проект.
Сразу оговорюсь, что коммунарское движение и Молодежное правительство - это явления разного порядка. Во-первых, у них разная целевая аудитория: коммунарское движение рассчитано в основном на подростков, Молодежное правительство обращено, скорее, к студентам и недавним выпускникам вузов. Во-вторых, у них разные цели: коммунарское движение - это образование и воспитание мировоззрения. Молодежное правительство - это прежде всего социальный лифт для уже сформировавшихся молодых людей. Конечно, общие точки соприкосновения здесь есть: например, на муниципальном уровне проекты, подобные Молодежному правительству, скорее всего, будут рассчитаны на старшеклассников и студентов ссузов (по чисто демографическим причинам). Образовательный аспект в Молодежном правительстве также присутствует, но он связан не с формированием мировоззрения, а с практическим освоением знаний, полученных в теории. В любом случае, мне кажется, педагогам - читателям «Учительской газеты» будет небезынтересно сравнить процессы и явления в детской, юношеской и в сопредельной им молодежной среде.

Немного теории своими словами
Как участник рабочей группы по созданию Молодежного правительства в Республике Карелия, я могу сказать, что никто нас «милостиво не погрузит в скучные формы бюрократии», пока мы сами этого не захотим и не докажем, что это действительно необходимо. Часто такие проекты начинают расти снизу, как цветы на асфальте, отстаивая свое право на существование.
Если посмотреть на историю возникновения общественно-политических движений среди молодежи (запрещенные и откровенно экстремистские мы в расчет не берем), можно увидеть, что они начали формироваться в конце 90-х - начале 2000-х годов. И это не случайно.
То, что мы называем «страной», упрощенно можно представить в виде двусоставной системы: страна = государство + население. За абстрактным «государством» всегда стояли и стоят конкретные люди. Точно так же и «население» - это не толпа агнцев для жертвоприношения. Поэтому во всем, что с нами происходило и происходит, есть доля нашей ответственности. Ведь один человек не может управлять такой большой страной. Не может управлять и узкая группа лиц. Но они могут запустить цепную реакцию (или хотя бы способствовать этому), скорость и особенности протекания которой в конечном итоге зависят от тех, кого мы абстрактно называем «населением». Как «государство», так и «население» - это неоднородные системы, состоящие из многих организмов. Одни организмы заставляют систему стагнировать и деградировать, другие, вопреки всему, двигают ее вперед.
И вот, представьте, система «страна» наконец-то оправилась от шока 90-х. Отпала необходимость бороться за выживание (по крайней мере, в таком напряженном режиме). Представители подсистемы «государство» вдруг осознали, что им не хватает кадров (заниматься политикой и государственно-административным управлением в 90-е годы было не слишком модно...), представители подсистемы «население» поняли, что они хотят влиять на принятие решений «государством». Две подсистемы начали искать пути сближения друг с другом, чтобы восстановить стабильность целого. Создание молодежных общественно-политических движений, в том числе и молодежных правительств, я считаю, не было всего лишь указкой сверху. Это было, скорее, двустороннее движение, социальный заказ, если хотите.


Управлять и подчиняться
Однако здесь есть одно НО. Ни коммунарство (которое, безусловно, учит быть лидером, принимать решения и нести за них ответственность), ни молодежные правительства не смогут охватить всю подсистему «население». Почему?
В любом обществе есть прослойка, представители которой в любой ситуации предпочитают быть управляемыми. Тем самым они перекладывают ответственность за принятие решений на плечи тех, кто управляет. Это ни плохо, ни хорошо, так есть. Но численный переизбыток прослойки «подчиненных» ведет к возникновению и ужесточению авторитарных и даже тоталитарных режимов.
Та часть общества, которая способна взять на себя функции управления, либо переходит в систему «государство», либо остается в системе «население», отстаивая интересы последнего перед первым (создает предприятия, общественные организации и движения). Если в обществе существует дефицит управленцев, то «государство» не может эффективно управлять, а «население» не может внятно выразить и отстоять перед «государством» свои интересы. Именно это сейчас и происходит в России. Именно поэтому такие структуры, как Молодежное правительство, создаются одновременно и «сверху», и «снизу».

Молодежные правительства в России
В разных регионах эти проекты действуют с разной степенью эффективности. На мой взгляд, все зависит от готовности обеих сторон понимать друг друга и выстраивать диалог, сокращать языковую и ментальную дистанцию между двумя системами. «Взрослая» власть в наиболее успешных регионах не просто снисходительно дает «порулить» молодежи. Она пытается если не научить рулить, то, по крайней мере, пробудить интерес к управленческим процессам и законам управления, дать понять, что от «государства» не все зависит, что каждый в меру своих способностей может влиять на положение вещей.
В настоящий момент молодежные правительства существуют в 22 регионах России. Около десяти регионов готовятся к созданию Молодежного правительства у себя. Среди них и Республика Карелия. Нашему проекту уже больше двух лет, изначально инициатива шла снизу, от самих представителей молодежи.


Зачем нам все это?
Вовсе не затем, что нам скучно и некуда девать время. Времени у всех в обрез: кто-то учится, кто-то работает, у кого-то уже дети, которых надо кормить. Но здесь есть свои интересы.
Первое. У нас есть здоровые амбиции. Всем хочется большего. Молодым у нас далеко не везде дорога, значит, дороги надо искать.
Второе. Нам совсем не безразлично, что же будет дальше (тем более что у некоторых - дети), и очень хочется, чтобы это «дальше» хотя бы приблизительно соответствовало нашим идеалам.
Третье. Многим просто интересно, как работает система «государство» на самом деле (мне лично как политологу это очень интересно).

Заключение
Итак, молодежные правительства в России - это попытка власти и общества повернуться лицом друг к другу. И я не считаю подобные проекты вновь изобретенным инструментом идеологической индоктринации. Для членов молодежных правительств это реальная возможность пройти во все еще закрытую (да, это приходится признать) систему государственного управления и попытаться ее улучшить или хотя бы понять, как она работает, чтобы иметь возможность эффективно с ней взаимодействовать.
У каждого свои представления об идеальном обществе. Кто-то вообще не хочет видеть в нем публичную власть, так сильно дискредитировавшую себя за тысячи лет своего существования. Кому-то кажется, что мир спасут коллективное творчество и гуманизм, а власть человека над человеком нужно максимально ограничить. Но на данном этапе развития социального сознания устранить политику из общества невозможно, и от публичной власти мы пока никуда не денемся. Поэтому не стоит бороться с государством, с ним можно и нужно договариваться. Молодежное правительство лишь одна из технологий, которая позволяет «государству» и «населению» лучше слышать друг друга.
 
​Анна ЛЮТЕНКО, политолог, участник рабочей группы по созданию Молодежного правительства в Республике Карелия