Людмила ГАДЖИЕВА, начальник Департамента образования администрации Перми:
Будем повышать доступность и качество


Формально по закону мы не обязаны заставлять ребенка получать услугу дошкольного образования. Это право остается за семьей. Но желательно, чтобы, по крайней мере, с пятилетнего возраста ребенок все же посещал детский сад. В Госдуме уже рассматривался вопрос об обязательности дошкольного образования в течение года перед школой. Решая проблему доступности услуги дошкольного образования, нужно переходить к задаче повышения качества дошкольного образования. Это задача, которая всегда будет актуальна, так как есть к чему стремиться. В этой связи, думая о повышении качества, мы постоянно поднимаем вопрос о внедрении новых образовательных программ и технологий, а также повышении квалификации воспитателей и управленческих кадров.

Наталья МЕЩАНИНОВА, заведующая детским садом №133 Краснодара:
Нам нужна поддержка


Необходима финансовая поддержка дошкольного образования из федерального бюджета в рамках целевых программ системы дошкольного образования, так как муниципальные органы власти не всегда имеют средства на то, чтобы поддерживать и развивать детские сады. Без такой поддержки навряд ли мы сможем обеспечить тот высокий уровень услуг, который сегодня ждут от нас семьи наших воспитанников. Кроме того, нужно законодательно обеспечить общедоступность дошкольного образования независимо от места жительства ребенка. Необходимы единые подходы к финансированию образовательной деятельности в условиях нормативно-подушевого финансирования в разных муниципалитетах и регионах страны, это поможет сохранить единое образовательное пространство в России.

Марина БАКУЛИНА, член Тюменской региональной ассоциации детских развивающих центров, директор детского развивающего центра «Ступеньки»:
Не хватает мест

Проблема нехватки детских садов сегодня стала особенно актуальной и важной в Российской Федерации. В 2009 году в стране родились 1 миллион 762 тысячи детей - на 50 тысяч больше, чем в 2008-м, соответственно увеличивается и потребность в получении услуг дошкольного образования, в детских садах сегодня нуждаются более 1700000 детей. Наиболее критическая ситуация складывается в Сибирском федеральном округе: в Кемеровской, Новосибирской и Томской областях. Положительная динамика снижения дефицита мест в детских садах в Москве, Пермской и Ленинградской областях и в республиках Северо-Кавказского федерального округа. Строительство новых детских садов идет во многих регионах, но, увы, 53 тысячи типовых детских садов по всей России не могут снять проблему. Расходы на строительство новых, исходя из существующих норм, составляют более 2 триллионов рублей из расчета в среднем 1,5 миллиона рублей на одного малыша. Поэтому нужны дополнительные меры. Во-первых, практически во всех странах есть частные семейные мини-детские сады. Есть они и у нас, но, к сожалению, все они находятся в «серой» зоне и вызывают озабоченность и у исполнительной власти, и у самих воспитателей и педагогов. Частный детский сад, предоставляющий услуги дошкольного образования и воспитания, имеет право только на организацию кратковременного пребывания детей - не более 4 часов в день, однако работающие мамы предпочитают оставлять своих малышей на 8 и 10 часов. Поэтому необходимо не только дать возможность бизнесу осваивать эту нишу, но и увеличить норму часов пребывания детей в частных садах. Я считаю, что необходимо также разделить в законе две услуги: по присмотру и уходу за детьми и образовательную. Такая мера позволит значительно снизить административную и бумажную нагрузку на те частные детские сады, которые не предоставляют образовательные услуги, и соответственно у них не будет необходимости получать образовательную лицензию. Я надеюсь, что эти предложения найдут отражение в законопроекте «Об образовании в РФ». В результате таких изменений, как мы ожидаем, в течение трех-четырех лет откроются не менее 15 тысяч частных детских садиков.
Сегодня содержание одного ребенка муниципалитету обходится в 18-20 тысяч рублей в месяц. Во многом причиной такой ситуации стали существующие СанПиНы. Они содержат избыточные нормы, которые требуют неоправданно больших площадей, не допускают применения одного помещения для разных целей, например для занятий музыкой и физкультурой, для игры и отдыха, между тем это нормальная практика в зарубежных странах. Возможность двойного использования игровой комнаты достигается с помощью установления трехъярусных кроватей-трансформеров, которые безопасны, эстетичны и комфортны - они легким движением превращаются в компактную тумбу и занимают мало места.
Активное развитие бизнеса в сфере бытовых услуг позволяет детским садам сократить нормы и на технические помещения: постирочные, кладовые, комнаты для глажки белья. Такие услуги могут быть отданы на аутсорсинг малым предприятиям. В том же ракурсе необходимо рассмотреть возможность сокращения площадей в кухонном блоке, объединив цеха, описать поточность приготовления пищи и правильной обработки столов и разделочных инструментов. В международной практике детские сады пользуются услугами детских комбинатов питания. Эту практику, мы считаем, нужно применять и в России.
Такие изменения в СанПиНах позволят снизить затраты на содержание одного ребенка на 30-40 процентов при строительстве новых помещений, а также увеличить количество мест при реконструкции уже существующих детских садов.
Необходимо привлекать частные инвестиции в развитие сектора дошкольного воспитания и образования. Мы видим такую возможность в разработке механизма частно-государственного партнерства, но, возможно, не в форме концессионных договоров, а через иные варианты. Например, как это сделано в Германии, в форме лизинговой модели или аренды с правом выкупа. Необходимо более подробно изучить международный опыт и создать более комфортные условия для его реализации на территории нашей страны. В Германии, например, 70 процентов всех частно-государственных предприятий - школы и детские сады. Опыт частных инвестиций в строительство детских садов есть и в России, например в Ханты-Мансийском автономном округе. Такой опыт должен быть доступен для всех регионов.

Василий НЕЧАЕВ, руководитель Комитета Законодательного собрания Красноярского края по образованию и науке:
Надо решать вопрос на федеральном уровне


Сегодня, кроме государственных образовательных учреждений, действует много других форм дошкольного воспитания. Это и частные, и кооперативные заведения, и центры доверительного воспитания.  Центры доверительного воспитания законодательно имеют право существовать, но не имеют прав на образовательные функции. А между тем их уже более 2 тысяч в одном только Красноярске. Необходимо решить эту проблему на федеральном уровне.

Тамара ПОЛЯНСКАЯ, воспитатель детского сада №9 поселка Тальменка Алтайского края:
Экономим на всем!


Зарплата работников детских садов самая низкая в отрасли. В нашем районе воспитатель получает от 4300 до 5300 рублей - это прожиточный минимум в крае. Как прожить? Убирают надтарифный фонд, об оплате замещений уже и не мечтаем - денег на это в бюджет даже не закладывают. Да и заработную плату выдают по остаточному принципу: самым последним и с задержкой. Мы забыли, когда получали компенсации за методлитературу, из своего кармана покупаем краски, бумагу, карандаши, книги. Сократили режим работы детских садов - вместо 10-часового пребывания детей стало 9-часовое, сократили сторожей, кочегаров, психологов и логопедов, музыкальных работников и руководителей физкультуры. Мы вынуждены работать на 0,75 ставки, брать отпуск без сохранения содержания, теряя при этом право на льготную пенсию. В районном центре очередь в детские сады - 600 человек, а получат места только 120, группы переполнены. Число детей тянет на 8 групп, а их только 4 - экономим!
Сегодня ни в одном дошкольном учреждении нашего района не установлена пожарная сигнализация, не пропитаны огнезащитным составом помещения, не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц. Деньги на все это не отпускаются. Но пожарные не спят, добросовестно выполняют свою работу - постоянно проверяют, выписывают штрафы, обращаются в суд. Где берут деньги заведующие? Из собственного кармана, а карман-то при зарплате в 8 тысяч рублей дырявый!

Екатерина КУЗЬМИЧЕВА, депутат Госдумы РФ:
Есть надежда

Некоторая правовая коллизия не позволяет регионам формировать нормативную базу для того, чтобы частные детские сады работали в правовом поле. Во многих субъектах РФ нашли выход, издав свои региональные законодательные акты, легализовали деятельность семейных групп, которые стали частью дошкольных образовательных учреждений. Есть примеры, когда родители организуют семейные группы, получают средства от муниципалитетов, выполняют функции по уходу, присмотру за детьми, а все остальное возлагается на ДОУ. Но в федеральном законодательстве это не закреплено. Здесь вся надежда на новый интегрированный закон «Об образовании в РФ», в котором предусматриваются различные формы дошкольного образования.

Екатерина СЕМЕНОВА, член Комитета ГД РФ по собственности:
На полулегальном положении


После выхода закона «Об образовании в РФ» мы должны открыть около 15 тысяч мини-детсадов и семейных детских садиков. Пока же частные детсады в РФ находятся на полулегальном положении. В частности, не хватает общероссийского классификатора видов экономической деятельности, который бы разрешал частной форме развернуться в полную силу.
Если мы по стандартам будем упираться в то, что необходимо вокруг частного детского сада иметь какую-то территорию, а земля достаточно дорого стоит, то это приведет к дополнительным расходам, в которых я не вижу большой необходимости. В международной практике существует достаточно примеров, когда частные мини-детсады открываются на первых этажах многоэтажек и содержат две-три группы по 10-15 человек в каждой. Для того чтобы вывести детишек на прогулку, не нужно иметь собственную территорию. Достаточно, чтобы недалеко от детского сада находился парк.

Нина ФЕДИНА, руководитель Центра дошкольного образования Института стратегических исследований в образовании РАО:
Два шага назад


Законопроект «Об образовании в РФ» содержит очевидные положительные моменты для системы дошкольного образования. В отличие от действующего Закона РФ «Об образовании», в котором дошкольное образование не было ни уровнем образования, ни ступенью какого-либо уровня, в проекте оно получает статус полноценного уровня образования наряду с другими уровнями в непрерывной системе российского образования. Для дошкольного, так же как и для других уровней образования, устанавливается федеральный государственный образовательный стандарт. Он представляет собой совокупность двух групп требований - к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, причем в первой группе определяется итоговый интегральный результат освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Подлинная преемственность двух подсистем непрерывной системы образования Российской Федерации достигается в первую очередь за счет преемственности ФГОС, в частности преемственности самих программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов их освоения. Заложенный в нормативный документ интегральный результат освоения основных образовательных программ дошкольного образования обеспечит в том числе и регулирование вопросов, связанных с приемом детей, освоивших основную образовательную программу дошкольного образования, в первый класс. Проект закона на федеральном уровне устанавливает порядок проведения экспертизы и ведение реестра примерных основных образовательных программ. Такая компетенция Российской Федерации отсутствует в действующем Законе РФ «Об образовании», что на практике приводит к выбору и реализации образовательными учреждениями недостаточно качественных программных продуктов.
Глава 11 проекта в достаточной степени отражает специфику дошкольного образования, например в части осуществления дошкольного образования через организацию детских видов деятельности - игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской, общения, чтения (восприятия) художественной литературы.
Вместе с тем хочу обратить внимание и на нерешенные в проекте закона актуальные проблемы нормативного правового обеспечения системы дошкольного образования. Несмотря на решения, резолюции и рекомендации всероссийских форумов и совещаний работников системы дошкольного образования, заседаний Экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы, проект закона повторяет формулировки действующего Закона РФ «Об образовании» в части полномочий регионов РФ по финансовому обеспечению предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования только в общеобразовательных учреждениях. Почти 80 процентов муниципальных образований России дотационные, то есть их доходной части не хватает для качественного и полного осуществления закрепленных за ними функций. Согласно действующему законодательству бюджет следующего уровня (субъекта РФ) обязан выделить недостающую сумму на покрытие текущих расходов муниципалитета для выполнения закрепленных за ним полномочий. В сфере общего образования денежные средства муниципалитетам выделяют в виде субвенций, имеющих конкретный, целевой и прозрачный характер финансирования, а в сфере дошкольного образования - в виде дотаций местным бюджетам. Я предлагаю закрепить за субъектами РФ полномочия по финансовому обеспечению предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в образовательных организациях, в том числе и дошкольных образовательных организациях.
В проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» значительно сокращено количество видов дошкольных образовательных организаций - до двух, в сравнении с действующими нормативными правовыми документами:
    детский сад - дошкольная образовательная организация, которая реализует основную образовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности, в том числе с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. д.);
    детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) - дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Логика разработчиков проекта закона понятна: виды образовательных организаций соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Возникает вопрос, как быть с большим количеством дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют программы как общеразвивающей, так и компенсирующей направленности, то есть с детскими садами комбинированного вида. Ведь если «заработает» такая норма закона, в дошкольном образовании России начнется процесс «великого переселения»: специализированные группы в детских садах комбинированного вида будут выведены из этих учреждений и сконцентрированы в коррекционных детских садах, а для открытия большего количества коррекционных детских садов из каких-то учреждений аналогично придется выводить и группы общеразвивающей направленности, дабы освободить места для детей с ОВЗ. Риски очевидны. Эта норма закона создаст значительные неудобства для всех участников образовательного процесса, которые чреваты последствиями социального характера, и отбросит российское дошкольное образование на два шага назад - к раздельному образованию нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Я предлагаю: либо сохранить перечень видов ДОУ, зафиксированный в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, либо (если это по каким-либо причинам невозможно) дополнить два вида дошкольных образовательных организаций, перечисленных в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации», следующим:
    детский сад комбинированного вида - дошкольная образовательная организация, которая реализует основные образовательные программы дошкольного образования общеразвивающей направленности, в том числе с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т. д.), и компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающей приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
В обсуждаемом проекте закона система дошкольного образования лишается государственной аккредитации, цель которой подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательной организацией, федеральным государственным образовательным стандартам. Логика разработчиков такова: если примерные образовательные программы дошкольного образования будут в соответствии с новым проектом закона проходить экспертизу, следовательно, отпадает необходимость экспертировать образовательные программы в процессе государственной аккредитации. Однако согласно действующему законодательству и другим нормативным правовым документам (например, федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) понятия «примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» и «основная общеобразовательная программа дошкольного образования» лишь частично совпадают по содержанию и объему. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования фактически на 80 процентов определяет объем основной общеобразовательной программы дошкольного образования (то есть ее обязательную часть), но почти на 20 процентов она формируется участниками образовательного процесса, и это, несомненно, в целях защиты воспитанников от некачественных педагогических воздействий также должно стать предметом экспертизы в процессе государственной аккредитации дошкольной образовательной организации. Я предлагаю: не исключать дошкольное образование из перечня типов и видов образовательных организаций, в отношении которых проводится государственная аккредитация.
В проекте закона сделана попытка решить одну из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, в частности узаконить деятельность индивидуальных предпринимателей по предоставлению образовательных услуг, в том числе и дошкольных. Однако понятие «индивидуальный предприниматель» в проекте фактически рядоположно с понятием «лицо, осуществляющее индивидуальную трудовую педагогическую деятельность». Между тем существующая практика показывает, что есть случаи оказания дошкольных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем лично (индивидуальная трудовая педагогическая деятельность), а есть иные случаи, например в Перми, когда индивидуальный предприниматель признается победителем открытого конкурса на оказание дошкольных образовательных услуг (муниципальный заказ), но, организовывая такие услуги, не оказывает их лично, а нанимает соответствующих квалифицированных работников. Я предлагаю: дифференцировать в проекте закона понятия «индивидуальный предприниматель» и «лицо, занимающееся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью».
В понятие «структура системы образования» в законопроекте не включены физические лица (те же индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью), оказывающие образовательные услуги, что противоречит другим статьям и пунктам проекта закона. Я предлагаю: включить в понятие «структура системы образования» наряду с организациями и объединениями юридических лиц такую составляющую, как «физические лица, оказывающие образовательные услуги».
Отдельные нормы проекта закона изложены некорректно в отношении дошкольного образования, не учитывают его специфику. Например, «примерная образовательная программа - учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы». Программы дошкольного образования в силу своей специфики не могут быть структурированы по учебным курсам, предметам, дисциплинам или модулям. Кстати, этот вопрос широко обсуждался в рамках разработки федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Зинаида ДРАГУНКИНА, член Комитета Совета Федерации по образованию и науке:
В законодательстве много пробелов


За последние два года в Совет Федерации поступило около 100 предложений по изменению законодательства в сфере дошкольного образования, многие регионы настаивают на принятии закона «О дошкольном образовании». Дело в том, что проблемы дошкольного образования значительно обострились при переходе образовательной системы России к многовариантности. Появились такие формы дошкольного образования, как дополнительные группы краткосрочного пребывания для будущих первоклассников, семейные детские сады, группы 24-часового пребывания, адаптационные группы, консультационные пункты, центры игровой поддержки. Это привело к отсутствию критериев контроля над образовательными программами, которые там реализуются. Сохраняется большая очередь в детские сады, например в 2007 году она составила 1,3 миллиона человек. В нормативно-правовой базе России существует много пробелов, которые приводят к проблемам, связанным, в частности, с тем, что в законах нет конкретных правовых механизмов по реализации права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, отсутствуют единые государственные требования к обязательному содержанию дошкольного образования, нет единых критериев оценки и контроля качества образования, у многих органов госвласти регионов и муниципалитетов отсутствуют материальные возможности для предоставления бесплатного дошкольного образования, у педагогов низкая заработная плата. Кроме того, в России нет единых требований к проведению государственной экспертизы учебно-наглядных пособий. Думаю, что главным документом для развития дошкольного образования должен стать новый интегрированный закон «Об образовании в РФ».

От редакции:

Участники дискуссии, обозначив наиболее актуальные проблемы дошкольного образования, большие надежды возлагают на готовящийся законопроект «Об образовании в РФ». Но будут ли учтены предложения практиков разработчиками проекта?..
В ближайших номерах мы продолжим обсуждение нового документа и проследим, насколько внимательно его авторы относятся к мнениям педагогов.