Быть директором 19-й гимназии непросто. С момента открытия  в 1876 году первой мужской классической гимназии по высочайшему указу генерал-губернатора Степного края   много лет ею руководили исключительно выпускники санкт-петербургских вузов. Потом  традиция слегка изменилась - директорами стали выходцы из других учебных заведений, но не менее грамотные и опытные. Когда Елена Валентиновна, к тому времени успевшая поработать завучем и окончить аспирантуру, сменила на посту Людмилу Ивановну Чупринину, руководившую гимназией почти  20 лет, ей и самой казалось, что слишком молода для такого поста. Она выбрала демократический стиль управления - в гимназии все решается коллегиально. И это очень мудро. Ведь гимназия -  учреждение  элитное, но совсем не потому,  что здесь учатся сыновья и дочери известных людей города. Дети  разные, как и везде, хотя, конечно, определить ребенка в 19-ю - предел желаний многих родителей. Но в гимназии  работает элита омской педагогики: из 70 человек - 3 заслуженных учителя России, 45 учителей  высшей категории, 7 победителей приоритетного национального проекта «Образование», 23 отличника народного образования, 2 обладателя правительственных наград. Причем люди относительно молодые - средний возраст коллектива 35 лет. Самый работоспособный, как считает Денисова. Впрочем, дело ведь не в званиях - дело в том, что в гимназии №19 умеют и любят работать.

Образование, которое дает гимназия, смело можно назвать высшим школьным - учиться даже не плохо, а просто неважно  считается  неприличным. Успеваемость - 99,9 процента. Выпускники поступают в вузы  практически в полном составе. Причем не только в сибирские - в Москве и Санкт-Петербурге давно образовались землячества омичей - выпускников 19-й. «Мы из 19-й, ребята!  Значит, никогда не подведем»  - эти слова  из школьного гимна отнюдь не пустой звук. Русский поэт Леонид Мартынов, вспоминая об Омске, прежде всего говорил спасибо ученикам и преподавателям средней школы №19 имени Ленина, в которой учился. Люди,  известные всей России, открывали в себе таланты именно  здесь - в гимназии, ставшей школой Ленина и вновь вернувшей себе дореволюционный статус: поэт Роберт Рождественский, композитор Виссарион Шебалин, композитор Владислав Успенский, русский посол в Англии Иван Майский, плеяда медиков Чуловских, Масловых...
- Гимназия была организована в классическом духе - с преобладанием преподавания гуманитарных предметов. Изучались латынь, древнегреческий, старославянский, французский языки, а также Закон Божий, гимнастика Сокольского, физика и математика, издавались журналы и сборники с материалами по русской словесности, - рассказывает Маргарита Чешегорова, заместитель директора по воспитательной работе.
 По мнению Денисовой, именно традиции - тот стержень, который удержал гимназию на плаву в кризисное время. Через время гимназия несет свои основные идеи: возрождение традиций российской интеллигенции,  выявление одаренных детей. Как ни странно, одаренными оказываются здесь все. Таланты обнаруживаются даже не в первом классе, а намного раньше. Конечно же,  сохранив традиции, молодой директор на этом не успокоилась. Коллектив гимназии  внедряет в образовательный процесс инновационные методики, ищет новые формы и методы работы.
- Гимназия начинается с Центра раннего развития, - объясняет Елена Валентиновна. -  Это экспериментальная площадка «Развитие творческого потенциала личности ребенка». Больше десяти лет центр работал с 5-6-летними детьми, теперь начали с 3-4-летками. Наши психологи Людмила Викторовна Остапенко, Оксана Юрьевна Семина, Наталья Александровна Изметина разработали специальную программу  «Я познаю мир»  на основе программы «Одаренный ребенок». Задача   воспитателей и  психологов - научить детей не только читать и писать, но и вступать в проблемный диалог с окружающим миром, чтобы ребенок был успешным и умел заниматься исследовательской деятельностью. Вот лишь несколько дисциплин, с которыми знакомятся малыши: «Основы наук», «Гимнастика ума», «Мастерская слова», «Творческая мастерская». Все они даются в виде игр. Готовим детей не только для себя - многие идут учиться в другие школы города. Центр сотрудничает со «Сколиоз-Центром», врачами-невропатологами, потому что малыши приходят к нам уже с проблемами здоровья, а главная наша заповедь - обучая, не навредить. У нас очень сильная начальная школа - ее уже много лет, как и Центр раннего развития, курирует Людмила Макарова,  заместитель  по воспитательной  работе. Под ее руководством там собрался коллектив  единомышленников, творчески работающих, любящих свое дело. Представьте - семеро педагогов гимназии получили премии в рамках приоритетного национального проекта «Образование», при этом четверо - учителя начальных классов! Ведется серьезная методическая работа, не случайно именно нам доверили апробацию программы «Перспективная начальная школа», мы четыре года ее осваивали, определяли результативность. На нашей базе проходили региональные и городские семинары на эту тему.  В прошлом году  приезжали авторы учебников.  
По мнению Людмилы Алексеевны Макаровой,  отличника образования СССР, отличника просвещения РФ, начальная школа - начало всех начал:
- «Перспективная начальная школа»  акцентирует внимание учителя на главных параметрах развития учащихся  - умении мыслить, наблюдать, практически действовать и основана на следующих принципах: обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп изучения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний и осознание всеми учащимися необходимости процесса обучения. Уже в начальной школе начинается исследовательская работа детей. Малыши выбирают тему, которая их интересует:  «Цветовая азбука»,  «Есть ли у кота режим дня?», «Возможно ли в домашних условиях приготовить мороженое», собирают под руководством учителя материал, потом защищают на малой научной конференции внутри школы. Малая конференция - это праздник науки для всех деток. В этот день они не учатся, но непременно приходят в гимназию - либо выступить,  либо послушать, поучиться, чтобы выступить на следующий год. Вместе с ними приходят родители,  ведь они работают над проблемой вместе. В жюри - старшеклассники. Получается праздник науки для всей школы. Неудивительно, что у нас очень много ребят, которые желают и могут принимать участие и побеждать в городских, областных, российских, международных олимпиадах и конкурсах. Например, международные  конкурсы «Русский медвежонок» и «Кенгуру» ежегодно насчитывают более 300 участников-гимназистов.
Во Всероссийской олимпиаде школьников 2008 года впервые в России победителями стали сразу два представителя из одного учебного заведения -  гимназисты из 19-й Дмитрий Кем и Ольга Халимон. Оба они теперь  студенты МГУ. И хотя далеко не все конкурсы, олимпиады, викторины играют роль при поступлении в вуз, педагоги все равно настраивают ребят на научно-исследовательскую работу.
- Это способ развивать ребенка, обучать его методам самостоятельного поиска и получения знаний, - говорит Наталья Григорьевна Тиссен, заместитель  директора по учебно-воспитательной работе. - В основной школе большое внимание уделяется использованию различных технологий, особенно технологии проблемного обучения. Старшая школа обеспечивает становление личности учащихся, их нравственных позиций, гражданского сознания, дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала, предоставляя возможности для самореализации личности. Профильных классов нет, но есть обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.
 Но, как говорит Елена Шумакова, заместитель директора по научно-методической  работе, учение без воспитания ничто.  На базе гимназии  действуют музыкальная школа,   образцовая вокальная группа «Зажигай», спортивные секции - баскетбол, шейпинг, ОФП, большой теннис,  изостудия «Ультрамарин», студия  бальных танцев, кружок резьбы по дереву,  хореографический ансамбль «Веселята»,  литературное объединение «Городские цветы».
 - Увы, самая большая проблема гимназического образования - здоровье детей, - сетует Лариса Федоровна Щербакова, заместитель директора по воспитательной работе.  - Как, впрочем, и везде, преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта. С 2009 года мы стали  муниципальной экспериментальной площадкой «Модернизация системы питания». Ребенок должен есть в школе не меньше двух раз в день.  Когда-то мы не верили, что сможем всех кормить. Сегодня охват питанием - 93,4 процента.  В столовой  200 посадочных мест, кухню с помощью Департамента образования Омска удалось оборудовать современной техникой, продолжительность «питательных» перемен -   20 минут. Мы постарались предусмотреть все, в том числе свободный выбор ребенка.
 С 2010 года гимназия №19 стала еще и  федеральной экспериментальной площадкой «Управление формированием и оценкой универсальных учебных действий».
 - Мы начали этот эксперимент нынче, понимая, что так или иначе придется входить в новые образовательные стандарты, - объясняет директор. - Сейчас работаем над новой программой развития гимназии. И если первая была направлена исключительно на развитие творческих способностей учащихся с максимальным учетом их интересов и возможностей, то новая программа, имея целью формирование интеллигентной, широко образованной,  высоконравственной и успешной личности,  учитывает и нужды  педагогов. Ведь только успешный педагог может воспитать такую личность. Потому мы не сокращаем, как сейчас принято, а даже «умножаем» психологов в школе - они работают и с детьми, и с коллективом.
...Когда все разошлись, я решилась спросить Елену Валентиновну Денисову - молодую женщину с усталыми глазами, маму 11-летнего гимназиста, не жалеет ли она о том, что стала директором. Ведь она, потомственный педагог, об этом не мечтала, зная, какой груз работы и ответственности придется нести.
 - Знаете, может, это и неправильно, но воспитывали меня так: если не  ты, то кто же?  В свое время я согласилась, потому что понимала,  если придет новый человек  извне, гимназия  не сумеет избежать «перестроечной» лихорадки. Мне помогает то, что  у нас хороший,  дружный, творческий коллектив.

Омск