Школа открыта для всех.  В ее столовую ходят обедать представители местной администрации. Выпускники вместе с аттестатом получают водительские удостоверения. В школе есть свой автобус, три легковые машины, два трактора с прицепом и с полным набором сельскохозяйственной техники. В теплице ребята выращивают рассаду и овощи не только для своей столовой, но и на продажу. Они получают навыки и знания для ведения личного приусадебного хозяйства и создания фермерского предприятия.
Пряжинские педагоги включились в проект «Формирование качеств жизнеспособной личности сельского школьника». Была разработана его концепция, благодаря которой школьники учатся сотрудничать с социумом, исследовать его проблемы и по возможности помогать в их решении.
Я попросила директора школы Олега Юрьевича СТЕПАНОВА рассказать о том, как реализуется этот проект.

Сельские школы во многом отличаются от городских. Скажем, в селе трудно, часто невозможно поменять место учебы в случае какой-то конфликтной ситуации. В условиях города это значительно проще. Поэтому у нас любой ребенок, любой взрослый вынужден жить в таком окружении, которое есть. В городе легко найти себе новых друзей, на селе это только те, кто рядом. Вот почему сельский ребенок должен обладать навыками общения с теми, кто живет рядом и кто может его в чем-то не устраивать. Для этого необходимо обладать определенными нравственными, моральными качествами. Они принципиально отличаются от городских. Это мы учитываем и учим детей  взаимодействовать с социумом. Им жить в нем, значит, нужно уметь с ним сотрудничать и не конфликтовать.
Я стараюсь, чтобы у будущих выпускников было желание вернуться после учебы в поселок. Опыт показывает: чем лучше работает школа, тем больше детей уезжают и устраиваются в больших городах. Но мы не хотим плохо учить, мы хотим учить лучше. И тем не менее делать все, чтобы наши выпускники возвращались. Чтобы поселок рос, был чистым, красивым, чтобы в нем жила творчески активная молодежь. Для этого используются разные методы.
Проведенное анкетирование показало, что основная причина, по которой ребята не хотят возвращаться в свой поселок, связана не с работой, не с жильем, а с досугом. И тогда мы провели большую конференцию, где обсудили наши проблемы и обратились к поселковой администрации. Попросили освободить подходящее помещение, где можно было бы открыть молодежный центр. Нам выделили здание рядом со школой, и мы туда полностью перевели дополнительное образование и открыли центр, где проходят вечера, балы, встречи и дискуссии.
Многие проекты, подготовленные ребятами, направлены на решение социальных проблем. Как-то к нам обратился глава поселения и предложил рассказать людям о памятниках района, потому что о них мало кто знает. Был подготовлен общешкольный проект, над которым работали ученики
5-11-х классов. За три дня нужно было описать каждый памятник и привести его в порядок, что и было сделано. Весной подвели итоги. Предложения ребят и результаты работы вынесли на поселковое обсуждение, а также на обсуждение жителей маленьких деревушек, где тоже есть памятники. Это началось два года назад и продолжается сегодня. А в конце учебного года мы заняли второе место в конкурсе «Природа и культура».
Об одном памятнике вообще никто ничего не знал. Это старинный дом в деревне. Дети нашли ученого, который объяснил им, как  должен выглядеть этот дом. Пятиклассники подготовили интересный проект и о доме, и о тех, кто в нем живет, и о том,  как его строили. Изучили все детали. Устройство дверей, окон, оформление. Теперь этот дом взяли на учет в отделе культуры.
А вот другой проект. Традиционно в школах бывает день дублера. Мы его назвали «Лидерская проба». И здесь мы расширили рамки: место действия - весь поселок. В этот день рядом с мэром сидит ученик, рядом с директором школы - тоже, а также с главврачом, с начальником милиции и другими руководителями. Всего за один день ребята многое постигают таким образом. Теперь в этом деле участвует весь район, в том числе и маленькие школы. Дети пишут резюме, а конкурсная комиссия их оценивает. Так мы их знакомим с конкретными обязанностями того или иного руководителя.
5 сентября в Пряжинском районе объявлено Днем памяти 312-й стрелковой дивизии - это тоже результат работы наших учеников.
Один класс выпустил сборник «Моя родословная», другой оформил школьный музей. Есть проект, посвященный рекламе нашего дополнительного образования...
К чему мы готовим наших выпускников? Они умеют работать на земле. Выпускникам выдаем удостоверения: мальчикам - водительские, девочкам - швеи или продавца. Кстати, больше половины продавцов поселка - наши выпускницы.
В школе на втором этаже вывешен список тех профессий, которые востребованы сегодня. Ребята его видят каждый день, и это невольно заставляет их задуматься, что выбрать. В результате они еще в школе определяются с будущей профессией.
Я не согласен с теми, кто говорит, что надо поднимать статус учителя. Он достаточно высок. Другое дело - зарплата. Она недостаточна. Но это не имеет отношения к социальной значимости. В деревне, если ты не умеешь ладить с людьми, каким бы ты прекрасным специалистом ни был, тебя не будут считать хорошим педагогом. Школа наша открыта с 8 утра до 10 вечера. Учителя уходят после уроков пообедать и возвращаются обратно. Они вместе с детьми занимаются проектной деятельностью, разными исследованиями.
Мы несколько лет дружим с Карельской педагогической академией. Заключили с ней  договор, и наши дети вместе со студентами геофака ездят на практику. Эта совместная работа полезна и студентам, и подросткам. Будущие педагоги учатся взаимодействовать с детьми, а ребята перенимают у старших умение познавать, исследовать. Вот такое взаимообогащающее сотрудничество.

Комментарий


Зинаида ЕФЛОВА, кандидат педагогических наук, заведующая научно-исследовательской лабораторией теории и практики развития сельской школы Карельской государственной педагогической академии:

- Формирование жизнеспособности личности школьника - это идея профессора Института социальной педагогики РАО Марины Гурьяновой, а идея интеграции ресурсов социума принадлежит Пряжинской школе. Она находится в самом крупном поселении района, где сосредоточены его ресурсы - экономические, культурные. И школа не могла не воспользоваться этой ситуацией. Она наладила партнерские отношения с социумом. Когда надо, она может что-то возглавить и объединить усилия  всех, то есть стать лидером, в других случаях готова отдать лидерство какому-нибудь другому сообществу, структуре социума. Школа старается создать условия для того, чтобы социум принимал активное участие в воспитании молодежи.
Пряжинскую школу отличают социальная активность, мобильность, самостоятельность. Каждый год здесь проходит аукцион идей. Классы предлагают свои проекты. Но какие? Не те, что просто пришли в голову. Чтобы их приняли, нужно доказать, что они социально значимы. И доказать еще на старте.
На этом этапе борьбы идей на аукционе главным аргументом становится: а что это даст школе, что это даст поселку,  его жителям? Если этих моментов класс не учитывает, то его проект снимается и он начинает искать другую идею. На этапе задания и на этапе реализации очень четко прослеживаются все элементы технологии проекта, которые характеризуют делового человека. То есть проект просчитывается с точки зрения бюджета, с точки зрения ресурсов, с точки зрения результатов. И подается все это еще  до реализации.
Когда идея принята, представитель класса подписывает договор с директором школы. Это не игра во взрослую жизнь, это модель взрослой жизни.
Со многими структурами и организациями у пряжинцев сложились хорошие отношения. Скажем, первый урок в пряжинской школе проводит загс. Так ребята готовятся к семейной жизни. Они беседуют с работниками этого учреждения, с молодоженами, которые в этот день решили вступить в брак.
Еще в школе дети определяются с профессией. Хочу подчеркнуть: многие охотно выбирают учительскую стезю. Прежде всего потому, что она им очень хорошо знакома. Дети хотят сами, а не по призыву взрослых быть социально активными. И часто не от учителя исходит инициатива, а от учеников, они просят  помочь разработать какой-либо проект, который они выбрали сами. А потом, когда проект реализован, они с удовольствием отчитываются, как и что им удалось сделать. В школе бывает так называемая линейка успеха. Многим из нас запомнились школьные линейки, которые проходили в виде «разбора полетов». Эти же устраиваются только для того, чтобы продемонстрировать достижения всех и каждого. Идет подведение  итогов, которые становятся показателем успешности.
Должна заметить, что у Пряжинской школы, ее учителей немало интересных достижений. За много лет накоплен богатый опыт, которым они охотно делятся со своими коллегами и из других районов Карелии. Например, в школе пройдут курсы повышения квалификации, которые проведут пряжинские педагоги. Программа курсов посвящена воспитанию   социально значимой личности.

пос. Пряжа, Карелия