ОТЧЕТ

о работе Комитета Государственной Думы

по образованию

в период весенней сессии 2010 года

Законопроекты, не вошедшие в программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2010 года

1. №126208-5 «О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

(Внесен депутатами Государственной Думы М.Н.Мищенко, А.М.Кабаевой, И.И.Гильмутдиновым, П.В.Таракановым, Ю.В.Афониным, И.А.Яровой, С.С.Журовой, П.А.Зыряновым; членом Совета Федерации А.Я.Школьником. Ответственный Г.А.Балыхин, сопровождение от аппарата - С.С.Крамаренко.)

Дополнение структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования - студенческими советами.

Закрепление в уставе вуза компетенции, порядка формирования и организации деятельности студенческих советов как органов управления вузом.

Установление того, что студенческий совет действует на основании положения, принимаемого на студенческой конференции вуза и утверждаемого ученым советом.

Закрепление того, что обучающиеся высших учебных заведений для защиты своих интересов, совместного решения различных социальных проблем могут создавать общественные организации.

Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

2. №192783-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

(Внесен депутатами Государственной Думы Г.А.Балыхиным, В.В.Володиным, Т.Л.Воложинской, М.Н.Мищенко. Ответственный Г.А.Балыхин, сопровождение от аппарата - С.С.Крамаренко.)

Закрепление возможности создания представительного органа обучающихся как органа управления образовательным учреждением с закреплением в уставе образовательного учреждения его компетенции, порядка формирования и организации деятельности.

Дополнение структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования представительными органами обучающихся (студенческими советами).

3. №44966-5 «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части предоставления мер социальной поддержки работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)

(Внесен Законодательным собранием Пензенской области альтернативный проектам № 85512-5, № 60313-5, № 133108-5). Ответственный Е.И.Кузьмичева, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина.)

Законопроектом предлагается внести изменение в абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», установив, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в пределах региональных стандартов, используемых для расчета размера субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.

4. №60313-5 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части обеспечения мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)

(Внесен Государственной Думой Ставропольского края (альтернативный проектам №44966-5, №85512-5, №133108-5). Ответственный Е.И.Кузьмичева, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина.)

Законопроектом предлагается установить, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение мер социальной поддержки по их выбору в натуральной форме в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) либо в денежном выражении, исходя из установленных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг.

Имеется отрицательное заключение Правительства РФ на законопроект.

5. №85512-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления мер социальной поддержки педагогических работников»

(Внесен членами Совета Федерации В.А.Новиковым, А.В.Смирновым, депутатами Государственной Думы Р.В.Кармазиной, А.Н.Клюкиным (альтернативный проектам №44966-5, №60313-5, №133108-5). Ответственный Е.И.Кузьмичева, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина.)

Законопроектом предлагается исключить из абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положение о праве педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и на первоочередное предоставление жилой площади. Предусматривается установить, что меры социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилищно-коммунальных услуг определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации, а в отношении соответствующих педагогических работников федеральных образовательных учреждений - Правительством Российской Федерации.

В заключении Правительства РФ сказано: «…проект федерального закона может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии учета замечаний».

Комитет предложил субъектам права законодательной инициативы доработать законопроект с учетом замечаний Правительства РФ.

6. №133108-5 «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»

(Внесен Сахалинской областной Думой (альтернативный проектам№ 44966-5, №60313-5, №85512-5). Ответственный Е.И.Кузьмичева, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина.)

Уточняются положения статьи 55, устанавливающей для педагогических работников в сельской местности предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением. Слова «и освещением» предлагается заменить словами «, электро- и газоснабжением».

На законопроект имеется отрицательное заключение Правительства РФ.

Парламентские слушания

1. «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» (8 февраля 2010 года). (Ответственный Г.А.Балыхин, сопровождение от аппарата - В.И.Ефимов, Н.Б.Володина.)

Приняты рекомендации:

В ходе парламентских слушаний обсуждены вопросы законодательного регулирования деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности, включая возможности бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года.

Участники парламентских слушаний отмечают, что негосударственный сектор в системе общеобразовательных учреждений показал свою востребованность, что характеризуется официальными статистическими показателями. Последние 8-9 лет количество негосударственных общеобразовательных учреждений колеблется от 653 до 726 с контингентом обучающихся от 63,5 до 72,3 тыс. чел, что составляет соответственно 0,97 - 1,28% и 0,33 - 0,49% от государственного и муниципального секторов общеобразовательных учреждений. При этом наблюдается хотя и небольшой, но прирост указанных показателей.

Функционирование частных школ в течение 18 лет показало стабильность их работы и востребованность таких образовательных учреждений, дополняющих сеть государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений и входящих в систему образования Российской Федерации.

Привлекательность обучения в негосударственных общеобразовательных школах связана не только с желанием родителей предоставить своим детям более качественное образование, более комфортные условия его получения, обеспечить им дополнительные образовательные услуги, но и с возможностями, которые могут быть предоставлены в частной школе для работы с детьми, требующими особого подхода и внимания. Это дети с серьезными логопедическими проблемами, особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, которые в небольших (по 10-15 человек) классах негосударственной школы чувствуют себя комфортно и уверенно. Кроме того, частные школы могут вводить религиозное воспитание, в то время как в государственных и муниципальных образовательных учреждениях законодательно закреплен светский характер образования.

До 1 января 2005 года в Законе Российской Федерации «Об образовании» существовала норма, согласно которой негосударственные общеобразовательные учреждения имели право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ (пункт 7 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»). Этот пункт утратил силу согласно Федеральному закону №122-ФЗ от 22.08.2004 г.

С этого времени финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений перестало быть обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. С этого же времени все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности утратили закрепленную в Законе Российской Федерации «Об образовании» льготу, устанавливающую на федеральном уровне, что «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю».

Эти изменения были связаны с совершенствованием разграничения полномочий между уровнями власти по предметам совместного ведения (отнесением вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования к компетенции субъектов Российской Федерации), а также общими изменениями бюджетного и налогового законодательства.

Отмена на федеральном уровне мер поддержки общеобразовательных, в том числе частных, школ не означала запрета на предоставление соответствующих мер поддержки на уровне субъектов Российской Федерации. Ни Конституция Российской Федерации, ни федеральное законодательство не содержат запрета ни на право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на выделения бюджетных средств на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, имеющих государственную аккредитацию, ни на право предоставления налоговых льгот в пределах своей компетенции. По этим вопросам субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления могут принимать самостоятельные решения, о чем свидетельствует, например, опыт Нижегородской и Московской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В 2009 году в 14 регионах выделялись бюджетные средства на финансирование негосударственных общеобразовательных школ, имеющих государственную аккредитацию. В то же время во многих регионах эти возможности поддержки частных школ не применяются.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев уделил особое внимание вопросам, связанным с общим образованием.

Определяя основные задачи на 2010 год по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Президент Российской Федерации указал на необходимость законодательного закрепления на федеральном уровне равенства государственных и частных общеобразовательных учреждений. Кроме того, он отметил необходимость расширения самостоятельности государственных и муниципальных школ как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств.

В части повышения финансовой самостоятельности государственных и муниципальных школ, а также других бюджетных учреждений, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект №308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В нем закрепляется переход бюджетных учреждений от сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Такой подход не только расширяет экономическую свободу государственных и муниципальных школ, но и облегчает решение вопросов, связанных с использованием бюджетных средств для финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений.

Участники парламентских слушаний полагают, что развитию и эффективности системы общего образования в стране будет способствовать сближение правового положения негосударственных и государственных общеобразовательных учреждений как за счет усиления государственной поддержки частных школ, так и за счет расширения экономических правомочий государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

С учетом изложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Ускорить разработку для последующего внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проектов федеральных законов:

- уточняющих права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений по реализации основных образовательных программ общего образования за счет бюджетных средств,

- снижающих финансовую нагрузку на образовательные учреждения при проведении лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

2. При разработке проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обратить особое внимание на совершенствование правового регулирования деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений и предусмотреть в нем аналогичные нормы.

3. Направить в субъекты Российской Федерации разъяснения по разработке нормативных правовых актов, регулирующих права аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений на государственную поддержку.

Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации:

Предусмотреть принятие соответствующих региональных нормативных правовых актов в части бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений.

Обратить внимание на возможности использования механизмов льготного налогообложения образовательных учреждений для развития системы общего образования с целью предоставления населению более широких возможностей при выбора школы, в том числе негосударственной, для обучения и воспитания детей.

2. «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования» (13 апреля 2010 года, в режиме видеотрансляции в субъекты Российской Федерации. Ответственный Г.А.Балыхин, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина).

Приняты рекомендации:

Заслушав и обсудив доклад Комитета Государственной Думы по образованию и выступления, участники парламентских слушаний отмечают, что система педагогического образования, являясь составной частью системы образования России, выполняет важнейшую задачу кадрового обеспечения дошкольного, общего и дополнительного образования, специального образования, а также начального и среднего профессионального образования.

За последние годы законодательство в области образования и вся система российского образования существенным образом изменились. Стало обязательным среднее (полное) образование, введен единый государственный экзамен, реализуется переход на новые федеральные государственные стандарты. Проведены информатизация всех общеобразовательных учреждений, их подключение к Интернету, повышение квалификации педагогических кадров по вопросам использования информационных технологий.

Прошедшее десятилетие четко высветило новые вызовы, вставшие перед страной: построение новой инновационной экономики, основанной на знаниях, создание информационного общества, переход к глобальной конкуренции образовательных систем. Все это привело к формированию новой образовательной политики. В соответствии с ней должна быть проведена модернизация системы педагогического образования, и в первую очередь ее нормативной правовой базы.

Участники слушаний обращают внимание на необходимость преодоления ряда системных проблем, которые препятствуют позитивным изменениям в системе педагогического образования. Прежде всего к ним следует отнести:

- отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;

- слабость материально-технической базы многих педагогических университетов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования;

- наличие противоречий между сегодняшним содержанием педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;

- низкую эффективность системы повышения квалификации педагогических кадров, ее региональную разобщенность;

- снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.

Целью и результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям инновационной экономики, основанной на знаниях, требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

К главным задачам модернизации педагогического образования могут быть отнесены:

- совершенствование содержания и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;

- оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, активизация форм сетевого взаимодействия;

- научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования;

- разработка и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих совершенствование статуса педагога.

Участники парламентских слушаний отмечают, что успешное решение этих задач невозможно без усиления консолидации действий федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации системы педагогического образования в России, включения в этот процесс всех заинтересованных в повышении качества педагогического образования участников - учащихся, педагогов, родителей, потенциальных работодателей.

Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать творческие способности учащихся и научить их одному из важнейших умений - «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации учебно-воспитательного процесса - обладать новым педагогическим мышлением, уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеть инновационными технологиями обучения.

Участники парламентских слушаний в целях содействия реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в части правового обеспечения модернизации системы педагогического образования, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда лиц, получивших среднее профессиональное и высшее профессиональное образование по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о создании во всех федеральных округах центров непрерывного педагогического образования на базе ведущих педагогических университетов с объединением необходимых для этого однопрофильных учебных заведений (академий, институтов, их филиалов, педагогических колледжей, учреждений повышения квалификации и др.).

2. Предусмотреть при разработке Федеральной целевой программы развития образования на очередной период включение в нее самостоятельного направления и соответствующих мероприятий, направленных на создание в Российской Федерации системы непрерывного педагогического образования, комплексное решение вопросов кадрового обеспечения образовательных учреждений и образовательных организаций всех уровней образования.

3. Рассмотреть возможность законодательного установления требования прохождения годичной подготовки (интернатуры) для лиц, освоивших программы бакалавриата по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, для занятия ими педагогических должностей в общеобразовательных учреждениях.

Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность включения в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» главы, посвященной вопросам установления статуса работников образовательных организаций, в том числе педагогических работников (с учетом типов и видов образовательных организаций), а также статуса лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность.

2. Рассмотреть возможность включения в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» норм:

- устанавливающих полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления по прогнозированию кадрового обеспечения находящихся в их ведении образовательных учреждений;

- обязывающих органы управления образованием субъектов Российской Федерации, местного самоуправления направлять педагогических работников системы общего образования, начального и среднего профессионального образования на повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;

- предоставляющих органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления право направлять за счет средств соответствующих бюджетов на переподготовку по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля не имеющих педагогического образования работников, находящихся в их ведении образовательных учреждений;

- предусматривающих совершенствование целевой контрактной подготовки педагогов в ведущих университетах Российской Федерации, в том числе по заказам муниципальных образований, включающих обязательство лиц, зачисленных на обучение на условиях целевой контрактной подготовки, отработать по направлению направившего их органа управления образованием не менее установленного срока.

3. Сформировать систему непрерывного педагогического образования, обеспечивающую текущие и перспективные потребности российской системы образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических работников всех уровней образования с учетом перехода на двухуровневую модель высшего профессионального образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального педагогического образования.

При создании системы непрерывного педагогического образования предусмотреть:

- переход на кредитно-модульный принцип построения образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, создание условий для прохождения предусмотренных образовательной программой модулей в различных образовательных организациях;

- расширение числа образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- реализацию возможностей по выбору учителя пройти обучение (стажировку) на базе лучших школ, педагогических или других высших учебных заведений, образовательных учреждений повышения квалификации или научно-исследовательских институтов Российской академии образования за счет средств, специально выделяемых на эти цели;

- формирование механизмов участия работодателей (органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в обновлении федеральных государственных образовательных стандартов, содержания основных образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- переход к общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ повышения квалификации по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- создание системы внешней независимой сертификации получаемых в результате подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных квалификаций по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- создание условий для обеспечения образовательной мобильности студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- меры по совершенствованию практической подготовки студентов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- возможности применения электронных образовательных технологий.

4. Внести изменения в действующую нормативную правовую базу в части государственно-общественного характера аттестации педагогических работников.

5. Рассмотреть вопрос об усилении мер поддержки:

- фундаментальных и прикладных научных исследований в области педагогики, психологии;

- ведущих научных школ педагогических университетов, реализующих инновационные программы подготовки кадров для систем дошкольного и общего образования;

- научно-исследовательской деятельности студентов по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля;

- международных, всероссийских и региональных конкурсов научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, направленных на совершенствование педагогического образования;

- образовательных учреждений, обеспечивающих возможности получения педагогического образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

6. Разработать комплекс мер по укреплению кадрового потенциала вузов, осуществляющих обучение по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля, в том числе включающий развитие аспирантуры и докторантуры по соответствующим группам научных специальностей, привлечение преподавателей с базовым университетским образованием, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в ведущих российских педагогических университетах.

7. Разработать комплекс мер, обеспечивающих начало подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям наряду с началом подготовки в соответствии с уже разработанными федеральными государственными образовательными стандартами педагогического образования.

8. При разработке примерных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля обратить особое внимание на обеспечение формирования у обучающихся общекультурных компетенций, профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности, воспитания и духовно-нравственного развития учащихся. Ускорить завершение с участием педагогических университетов - разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования формирование примерных основных образовательных программ и организовать экспертизу основных образовательных программ вузов по соответствующим направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля.

9. Привлечь органы управления образованием субъектов Российской Федерации к разработке примерных основных образовательных программ и другой методической документации по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

10. Организовать разработку образовательных программ переподготовки кадров по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля для лиц, имеющих высшее образование непедагогического профиля.

11. Разработать систему мер по совершенствованию механизмов планирования и размещения государственного задания (контрольных цифр приема) для переподготовки и повышения квалификации кадров по направлениям подготовки и специальностям педагогического профиля на основе прогноза потребностей.

Министерству культуры Российской Федерации:

Рассмотреть вопросы:

- об установлении нормативов оптимальной нагрузки педагогических работников в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства;

- о совершенствовании требований к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам в сфере культуры и искусства, а также в части установления показателей деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, используемых при государственной аккредитации соответствующих образовательных учреждений.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Принять меры по совершенствованию региональной правовой базы нормативного финансирования образовательных учреждений, в том числе в части создания условий для повышения квалификации педагогических работников.

2. Рассмотреть возможность усиления мер социальной поддержки выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве в образовательные учреждения по педагогическим специальностям.

3. Провести модернизацию системы повышения квалификации работников образования, обеспечив непрерывность и адресный подход к повышению квалификации, учет индивидуальных потребностей работников, введение персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного профессионального образования.

4. Принять меры по совершенствованию деятельности методической службы органов управления образованием с использованием принципов сетевой организации и маркетинга.

5. Содействовать организации педагогических практик студентов на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы.

Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Совету по педагогическому образованию, Российской академии образования:

1. Инициировать широкое публичное обсуждение проблем инновационной педагогики, деятельности педагогических вузов по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования, выполнению задач, поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

2. Разработать и представить в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по критериям отбора образовательных учреждений, на базе которых целесообразно создание базовых центров педагогического образования.

Комитету Государственной Думы по образованию:

1. Направить настоящие рекомендации Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Обсудить ход выполнения данных рекомендаций на заседании Комитета Государственной Думы в декабре 2010 года.

«Круглые столы»

1. «О совершенствовании физического воспитания в образовательных учреждениях: нормативно-правовые аспекты» (21 января 2010 года, на базе Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова). Ответственный И.К.Роднина, сопровождение от аппарата - Н.Б.Володина.

Рекомендации:

Заслушав и обсудив доклад Комитета Государственной Думы по образованию, содоклады и выступления по теме «круглого стола», участники «круглого стола» отмечают, что данный «круглый стол «способствует совершенствованию физического воспитания в образовательных учреждениях, улучшению нормативно-правового регулирования вопросов физического воспитания.

Участники «круглого стола» констатируют, что за последние семь лет в Российской Федерации сделан большой шаг вперед в создании необходимых условий для формирования эффективной системы физического воспитания и развития спорта среди школьников и студентов.

В настоящее время субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и отдельными образовательными учреждениями в пределах своей компетенции проводится значительная работа по организации физкультурных мероприятий и массовых спортивных соревнований.

Однако на сегодняшний день в школьных спортивных залах катастрофически не хватает спортивного оборудования и инвентаря, так необходимого для проведения занятий. Следует отметить недостаточную квалификацию учителей физической культуры в отношении организации и проведения школьных и межшкольных соревнований.

Минобрнауки России отмечает, что уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Развитие физической культуры в системе дошкольного образования, школ и высшего образования позволяет воспитывать патриотично настроенную здоровую молодежь, способную в будущем сохранить ценности нации, решать государственные задачи защиты Отечества и социально-экономического преобразования общества.

На заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации 14 октября 2008 года в выступлении Президента Российской Федерации Д.А.Медведева было четко сказано, что для развития спорта в России нужна выверенная стратегия, базовая цель которой - обеспечить занятие спортом не менее 80% детей. Для этого необходимо создать свою национальную структуру и систему развития физической культуры и спорта среди школьников и студентов.

Участники «круглого стола» считают необходимым проведение мероприятий по совершенствованию системы проведения всероссийских соревнований среди школьных и студенческих команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятий спортом высших достижений.

На сегодняшний день ведется работа по разработке Концепции Федеральной целевой программы развития образования в России в 2011-2015 годах и разработке новых образовательных стандартов. В этой работе необходимо особое внимание уделить вопросам физического воспитания и развитию спорта среди детей и школьников.

Очевидно, что на сегодняшний день требуют урегулирования вопросы взаимодействия Минобрнауки России, Минспорттуризма России, общероссийских спортивных федераций, общественно-государственных и общественных общероссийских объединений в сфере физического воспитания подрастающего поколения.

Участники «круглого стола» рекомендуют:

1) Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными общественно-государственными и общероссийскими общественными объе