Елена КОСТИНА

Орехово-Зуево

Безусловно, овладение и успешное применение современных информационных технологий в учебно-воспитательном процессе - одна из приоритетных задач в области образования. Очевидно, что задача широкого внедрения в учебный процесс современных информационных технологий может быть успешно решена при наличии необходимого материально-технического оснащения. Однако это не позволяет решать проблему полностью, ибо любая самая современная техника будет мертвым грузом без людей, специалистов, обученных и способных реализовать поставленные цели. Все виды деятельности учителя - преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая - предполагают овладение им информационно-коммуникационными технологиями, активное их применение в своей работе. В современном глобальном мире полученные знания быстро устаревают, требуют системного обновления и совершенствования, в связи с чем актуальной становится проблема переподготовки и повышения квалификации учителей в плане изучения инновационных технологий.

Но, как показывает практика, около половины учителей при входном анкетировании отмечают отсутствие навыков работы с компьютером. Это обусловливает необходимость реализации новых подходов к организации и содержанию повышения квалификации педагога в области ИКТ.

Основные направления Московского областного центра интернет-образования МГОГИ - это учебно-методическая, научно-методическая, пропагандистско-просветительская деятельность.

Появление этого центра стало результатом реализации совместного проекта Министерства образования Московской области, института и Федерации Интернет Образования.

Центр функционирует в структуре института, и его деятельность находится в центре внимания ректора. С каждым потоком слушателей Алексей Шаталов встречается дважды: в первый день занятий и в день отъезда, вручает им удостоверения о повышении квалификации.

Центр интернет-образования - это один компьютерно-телекоммуникационный комплекс, обеспечивающий эффективный доступ в Сеть с каждого рабочего места. В центре четыре класса, в которых по 11 персональных компьютеров, лекционная аудитория, мощный серверный узел. Центр оборудован различными высокотехнологичными устройствами. В 2008 году Министерство образования Московской области полностью переоснастило центр новой техникой.

Первоначально предполагалось осуществление только учебной деятельности на базе центра. Главным направлением было обучение учителей-предметников навыкам работы в Сети. Основной задачей определялась организация широкомасштабного обучения учителей школ Московской области основам пользования возможностями Интернета и применения новых информационных технологий в образовательных целях.

Обучение проходит интенсивно: каждый слушатель независимо от стартового уровня подготовки обязан выполнить программу обучения и защитить выпускную квалификационную работу.

По окончании курсов слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.

В центре проводятся разнообразные виды занятий и отчетных мероприятий: лекции, практические занятия, компьютерное тестирование, «круглые столы», мастер-классы.

Важным фактором повышения качества обучения в центре служит высокая профессиональная компетентность преподавательских кадров. На факультете работают квалифицированные преподаватели вуза, прошедшие переподготовку в Новгородском центре развития образования, в МГОУ.

С февраля 2010 года обучение в центре велось по двум программам «Интернет-технологии для учителя-предметника» и «Применение пакета свободного программного обеспечения» (72 часа).

В центре ежегодно учатся осваивать сетевое пространство около тысячи учителей. За время работы центра обучение прошли более семи тысяч педагогов из всех городов и районов Московской области.

Конечно, за восемь лет произошла существенная трансформация требований слушателей к содержанию обучения. Если в начальный период работы центра они хотели получить лишь элементарные навыки работы на компьютере, то по мере увеличения числа компьютеров в школах и обучения кадров учителя-ученики ставят себе цель - освоить более сложные технологии, включая методы анимации и трехмерной графики.

Кроме учебной деятельности, центр ведет учебно-методическую работу, осуществляет консультативно-методическую поддержку педагогических кадров в рамках семинаров.

Стало доброй традицией ежеквартально проводить на базе центра недельные областные тематические учебно-методические семинары для учителей разных специальностей - учителей-филологов, учителей-естественников, школьных психологов, учителей начальных классов.

За период деятельности центра проведено двадцать семинаров с различной тематикой. Например, семинар директоров; семинар «Информационные технологии в образовательной деятельности»; итоговый учебно-методический семинар выпускников «Внедрение информационных технологий в учебный процесс»; «Использование информационных технологий в работе школьных психологов и социальных педагогов»; учебно-методический семинар «Информационные технологии в работе учителей-филологов»; «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе»; семинар для учителей математики «Проблемы и перспективы использования информационно-коммуникативных технологий на уроке математики»; «Использование ИКТ в начальной школе»; «Использование ИКТ на уроках информатики»; «Использование ИКТ в педагогической деятельности социальных педагогов и школьных психологов»; «Использование ИКТ в педагогической деятельности учителей биологии и химии»; «Использование ИКТ для реализации задач профильного обучения» для учителей иностранного языка.

На таких встречах учителя представляют самостоятельно разработанные модели электронных уроков, учебников по тем или иным предметам, методики компьютерного тестирования, а также другие проекты, имеющие шанс значительно увеличить эффективность преподавания школьных предметов и повысить к ним интерес учащихся. В процессе проведения семинаров работают мастер-классы «Использование интерактивных досок в учебном процессе», «Семейство операционных систем FREE BSD», «Администрирование локальных сетей на базе FREE ВSD», «Информационно-коммуникативные технологии в образовании», «Использование приложений Microsoft Office для создания дидактических материалов», «Проектирование баз данных», «Подготовка изображений к использованию мультимедийных учебных средств».

Поскольку это единственный центр, созданный на базе педагогического вуза, он активно занимается разработкой педагогических и методических технологий. Привлечение выпускников центра к участию в семинарах позволяет активизировать научную и методическую работу в школах, способствует тому, чтобы полученные в центре знания активно внедрялись в педагогическую практику.

Важным аспектом работы центра служит проведение научно-практических конференций по вопросам внедрения современных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза и школы.

Научно-методический аспект деятельности центра позволяет синтезировать новые достижения науки с современными методиками их внедрения в образовательный процесс. Этот вид деятельности дает возможность наглядно продемонстрировать педагогическому сообществу возможности, предоставляемые современными технологиями в реализации научных достижений в практику.

Ежегодно на базе центра проводятся научно-практические и учебно-методические конференции, в работе которых принимают участие учителя школ, преподаватели вузов и колледжей, руководители муниципальных органов образования, представители Министерства образования Московской области. Было проведено десять конференций. Тематика конференций разнообразна. В феврале 2007 года на базе центра работала секция «Опыт работы творчески работающих учителей - молодым педагогам» межвузовской научно-практической конференции «Проблемы подготовки учителей начальных классов в условиях современного образования»; в 2008 году прошли конференции «Формирование инновационной образовательной среды в школе и вузе» и «Использование новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий для реализации задач профильного обучения»; в 2010 году состоялась конференция «Информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе».

Центр гостеприимно раскрывает свои двери для подмосковных школьников. Здесь проходят школьные интернет-каникулы, знакомящие ребят с возможностями современных ИКТ. Преимущественным правом получить знания о возможностях информационно-коммуникативных технологий пользуются воспитанники детских домов.

Вообще преподаватели, прошедшие интенсивную подготовку в центре, не только переносят в школьную среду современные методики использования ИКТ, но и привлекают к своей деятельности школьников. Так складываются разнообразные кружки, создаются и поддерживаются школьные сайты, организуется интернет-общение школ, проводятся виртуальные олимпиады, конкурсы.

В центре осуществляется работа с талантливыми детьми. На базе центра проводились профильные сборы научно-технической направленности (для победителей и призеров районных (городских), областных туров и всероссийского финала предметных олимпиад) по программе дополнительного образования для школьников «Юный программист». Ученики 8-10-х классов ознакомились с динамическим программированием, вычислительной геометрией, основами комбинаторики в программировании, текстовыми преобразованиями, алгоритмами. Во внеучебное время проводились конкурсы, спортивные соревнования, дискуссии, мастер-классы, мини-концерты.

Новое время ставит перед нами новые задачи, которые обусловливают расширение сферы деятельности и условий функционирования Московского областного центра интернет-образования: разработка методических материалов и рекомендаций для использования новых технологий в учебном процессе (преподавателями института подготовлен целый ряд электронных учебных пособий, текстов); создание на базе центра системы электронных обучающих ресурсов. В рамках реализации непрерывного механизма повышения квалификации представляется важным организация обучения в виде семинаров; поддержка и обновление каталога электронных учебных материалов; подготовка тьютеров для работы на площадках начального обучения учителей основам компьютерной грамотности; активное использование новых форм профессионального общения: конференции, форумы, чаты, виртуальные объединения учителей.

Планомерное оснащение школ области современной компьютерной техникой, подключение школьных компьютерных классов к Интернету вызвало огромную потребность в учителях, имеющих навыки и умения вести поиск и отбор информации, использовать компьютерную и мультимедийную технику в реальном учебном процессе.

Деятельность Московского областного центра интернет-образования позволила обеспечить обучение учителей области и накопить значительный объем ресурсов учебного и методического назначения.