Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук,

Новосибирск - Флоренция

В центре Флоренции, как было принято в Средние века, на месте древней церкви появилось огромное строение. Santa Maria Del Fiore, Святая Мария с цветами, в его современном виде строился с 1296 года в течение нескольких десятилетий. Глядя на снимки, сделанные сверху, видишь купола, и кажется, что собор доминирует над городом, но это не так. Если идти по извилистым улочкам, он то и дело исчезает из виду за соседними домами. Не случайно флорентийцы называют его Il Duomo от латинского слова Dom (Domus) - «собор, дом». В любое время суток и года на площади Piazza Del Duomo толпятся туристы, а вокруг здания стоит длинная очередь желающих попасть внутрь. Здесь сразу осознаешь поразительный факт: в каждом здании, в каждой церкви, не только в музеях и галереях, есть фрески, картины, скульптуры, созданные творцами, чьи имена известны всему миру. Одним из них был художник и архитектор Джотто ди Бондоне (1267-1337), один из первых творцов эпохи Возрождения, создавший фрески в знаменитой церкви Санта Кроче и проект колокольни собора. Архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), написавший детальные работы по законам перспективы и создавший чертежи, которыми позднее пользовались все европейские архитекторы при построении куполов, завершил работу над главным собором города. Стены собора и стоящей рядом баптистерии (часовни, где в течение многих веков совершается обряд крещения) облицованы разноцветным мрамором, что придает им неповторимый колорит. В создании баптистерии принимал участие знаменитый скульптор Донателло (1386-1466). Созданная им статуя Давида настолько любима флорентийцами, что, помимо оригинала, возвышающегося недалеко от смотровой площадки, по городу в разных местах расставлены ее копии.

Принято считать, что первым писателем эпохи Возрождения, создателем литературного итальянского языка, был Данте Алигьери (1265-1321), известный всему миру как просто Данте. Кстати, использование имени или прозвища вместо фамилии художника, писателя, - характерная черта Ренессанса, дань уважения, признание уникальности данного творца. Идя по узким средневековым улочкам от собора, выходишь на Casa Di Dante. Скромная табличка гласит, что здесь находился дом, где родился Данте Алигьери. Теперь тут расположился музей, посвященный творчеству Poeta Divina, «божественного писателя». Рядом старательно сохраняется церковь XI века, где похоронена Беатриче Портинари (1266-1290), муза Данте, которую он увидел, когда ему было всего 9 лет, и полюбил на всю жизнь.

Беатриче - символ прекрасного, возвышенного. Именно она встречает поэта перед входом в рай в его знаменитой «Божественной комедии». В этой старенькой церкви, на улице перед музеем всегда много народу - и всегда стоит тишина. Трудно передать словами ощущение, которое возникает в душе, когда видишь эти неброские надписи на зданиях, на надгробной плите Беатриче. Удивительно прикосновение к самой истории, трогает и бережное отношение современников - потомков поэта к его памяти. Наверное, именно в таких местах понимаешь смысл слова «благоговение».

Данте назвал свое творение Commedia, то есть произведение, высмеивающее пороки общества. Эпитет Divina добавил его последователь и поклонник Джованни Боккаччо (1313-1376), автор знаменитого «Декамерона», основоположник европейского романа. Боккаччо стал и первым биографом Данте. Он прекрасно сознавал, какую роль сыграл его предшественник в становлении итальянской литературы, культуры, в создании единого литературного языка. Другом Боккаччо был Франческо Петрарка (1304-1374), автор цикла сонетов, посвященных прекрасной Лауре. Эти три писателя, творившие во Флоренции, оказали громадное влияние на всю последующую литературу, культуру Европы.

Если пойти по любой улочке к реке Арно, придешь к церкви Санта Кроче, где захоронено сердце Данте, всегда принадлежавшее Флоренции. В ней также находятся могилы художника и скульптора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), ученого Галилео Галилея (1564-1642), политика и писателя Никколо Макиавелли ((1469-1527). Глядя на великолепные росписи Джотто, стоя в молчании у плит с известными именами, каждое из которых представляет собой целую эпоху в развитии человечества, испытываешь настоящий катарсис, очищение души. Идя по набережной, выходишь на знаменитый Ponte Vecchio (Старый мост). Согласно городским хроникам на этом месте была переправа через реку еще во времена Юлия Цезаря. Постоянный мост построили в 996 году. После того как он был разрушен, решили выстроить новый, что и было сделано к 1345 году. Понте Веккио отличается от остальных мостов через Арно двумя особенностями. Во-первых, прямо на мосту стоят дома. Поначалу в них жили мясники, но правителей города раздражал запах мяса, и они повелели мясникам освободить территорию. После того как все отмыли и очистили, в домах поселились ювелиры, работающие там по сей день. Во-вторых, в 1944 году отступавшие под натиском союзных войск фашистские войска заминировали все мосты. Однако в последний момент, когда были взорваны остальные мосты через реку, немецкий главнокомандующий не подчинился приказу и оставил нетронутым Понте Веккио. Что касается остальных мостов, жители города после войны собрали уцелевшие части и восстановили их по старинным чертежам. В середине Старого моста стоит бюст Бенвенуто Челлини (1500-1571), знаменитого ювелира, чьи творения из золота и серебра вызывают восхищение и изумление. Его «Жизнеописание, написанное им самим», читается как пикарескный роман. Автор бюста Рафаэль Романелли (1856-1928) происходит из знаменитой династии скульпторов.

Богатейшие собрания представлены в многочисленных галереях и музеях, наиболее богатыми среди них по праву считаются галерея Уффици и палаццо Питти. В одном скромном зале галереи Уффици открываются висящие рядом два больших полотна, «Рождение Венеры» и «Весна», созданные великим художником Алессандро Филипепи, вошедшим в историю под прозвищем Боттичелли (1445-1510). Неподалеку в простенке скромно висит автопортрет молодого человека, которого вся Италия и весь мир ласково зовут просто по имени, Рафаэль (1483-1520).

Леонардо да Винчи, Тициан, Тинторетто, Рубенс, Караваджо... Такого богатства нет ни в одном музее мира.

Слушая рассказы о Микеланджело, приходишь к мысли, что он был не просто гением, оставившим миру многочисленные картины, скульптуры, фрески, проекты зданий. Кажется, что его приглашали туда, где возникали проблемы с росписями, скульптурными группами, дизайном новых или завершением старых зданий, проектированием площадей. Похоже, он умел видеть то, что было скрыто от других, обладал невероятным воображением и способен был нарисовать, начертить, сотворить что угодно. Не случайно итальянские родители до сих пор иногда называют мальчиков Микеланджело, быть может, в надежде на то, что с течением времени в них проявится какой-либо талант. Художник Микеланджело Меризи взял себе прозвище Караваджо (1573-1610), потому что для всей Италии это имя означало только одного человека. Знаменитый режиссер XX века Микеланджело Антониони по той же причине всегда использует свои имя и фамилию.