Для нас очевидно, что дети уже по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы их жизни.

Центр дополнительного образования выявляет детей с выраженными способностями к научным исследованиям с помощью исследовательских проектов, итоги которых подводятся на областной научно-практической конференция «Шаг в будущее» и конференции участников туристско-краеведческого движения «Отечество». В 2008 году сразу три призовых места в конференции «Шаг в будущее» заняли ученики нашего района. 15-летняя Даша Кудрявцева из Марьинской школы в своей работе «Демографические проблемы села на примере Алексеевской волости» исследовала факторы, влияющие на демографию сел: инфраструктурный комплекс, географическое положение, численность населения, половозрастной состав, миграция населения - и на основании этих факторов сделала вывод об изменении численности населения волости и прогноз на будущее.

В 2009 году Рита Соловьева из Башовской школы провела исследование «Изучение статистической сорбционной активности некоторых крупяных изделий». Эта работа была рекомендована для участия во Всероссийском молодежном научно-практическом форуме «Шаг в будущее» в Москве. Башовская школа с углубленным изучением предметов валеологического профиля является экспериментальной площадкой области и в течение последних 10 лет работает по программе «Школа здоровья», поэтому не случайно школьница заинтересовалась способностью крупяных изделий влиять на очистку организма, сделав вывод, что процессы метаболизма более активно проходят при употреблении в пищу рисовой крупы. Наставницей Риты была заслуженный учитель РФ, преподаватель химии Елена Викторовна Тихомирова, которая много лет экспериментирует вместе со школьниками.

Педагоги района совместно с ЦДО проводят конференции туристско-краеведческого движения «Отечество». Так, в 2009 году Вика Листратова из Михайловской школы под руководством Лидии Павловны Марченковой, ветерана педагогического труда, одного из основателей школьного краеведческого музея, в исследовательской работе установила связь рода Клокачевых, которые родились и проживали на нашей Локнянской земле, со знаменитым флотоводцем Федотом Клокачевым, основателем Севастополя. Уникальность этой работы в том, что девочка вместе с педагогом длительное время вела переписку с архивами, собирала по крупицам полученные сведения, как мозаику составляя родословную знаменитой семьи. В этом году внучка Лидии Марченковой Алена Сапсай в своей исследовательской работе изучает историю древнего села Михайлов Погост, прослеживает историю создания учебных заведений на его территории и строительства храмов.

Для выявления одаренных школьников в области художественного воспитания ЦДО совместно с культурно-досуговым центром района на протяжении 12 лет организует конкурс «Весенняя капель» по направлениям «Вокал» и «Хореография», в котором принимают участие дети в возрасте от 4 до 17 лет из всех образовательных учреждений района. Проведение литературного конкурса «Мой Пушкин» - еще одно важное направление в работе ЦДО. В результате - призовые места в областном конкурсе чтецов «У каждого в душе своя Россия» в городе Великие Луки и дипломы областного праздника «Мой Пушкин» в Пушкинских Горах.

Среди достижений наших ребят - дипломы 1, 2 и 3-й степени областной выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества памяти благоверного великого князя Александра Невского, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества учащихся «С любовью к России» и конкурса мультимедийных презентаций «Моя детская организация».

Особое направление работы ЦДО - спортивное. Участники секции «Бокс» под руководством тренера Вадима Владимировича Голика неоднократно становились победителями и призерами первенства Северо-Западного федерального округа России. Воспитанник Локнянской школы бокса Иван Смирнов дважды становился призером финала первенства России по боксу среди юношей. Замечу, что Вадим Голик был инициатором и организатором Международного турнира по боксу памяти Героя Советского Союза Александра Матросова. В 2010 году у нас прошел уже 12-й по счету турнир с участием юных боксеров из России, Финляндии, Эстонии, Латвии и Белоруссии.

ЦДО ведет методическую работу, направленную на повышение профессионального мастерства педагогов. Сюда входят, например, проведение обучающих семинаров с руководителями научных обществ учащихся и занятия районного методического объединения педагогов декоративно-прикладного творчества. Два раза в год руководитель РМО Елена Румянцева проводит мастер-классы для педагогов дополнительного образования и педагогов начальных классов. Занятия дают возможность педагогам повысить свою методическую компетентность, например, освоить на практике новые декоративные технологии. За последние несколько лет педагоги ознакомились с техникой обработки кожи и соломки, росписи по дереву, работы с берестой, современными техниками декорирования декупаж и витраж. Один раз в квартал ЦДО проводит на своей базе учебу классных руководителей, помогая им в том числе осуществлять диагностику способностей ребенка.

В заключение отмечу один немаловажный факт. Одаренным детям оказывается поддержка на муниципальном уровне по межведомственной программе «Одаренные дети». За 3 последних года только на муниципальном уровне участникам интеллектуальных, культурных и спортивных мероприятий выплачено стипендий на 100 тысяч рублей. А 8 детей стали стипендиатами областной целевой программы «Развитие системы образования Псковской области» по направлению «Поддержка талантливой молодежи».

К сведению

Согласно одной из психологических теорий одаренные дети, возможно, сочетают в себе психологические качества обоих полов. Развитие качеств, присущих полу, противоположному полу ребенка, раздвигает рамки стереотипов. В ходе исследований, проведенных психологами, замечено, что в семье отцы оказывают огромное влияние на развитие творческих способностей девочек, а матери - на развитие творческих способностей мальчиков.

Психологи выделяют следующие черты, присущие одаренным детям:

1. Рано и сильно развитое чувство справедливости и эмоционального участия в происходящих вокруг событиях.

2. В раннем возрасте одаренным детям труднее, чем их сверстникам, развести реальность и фантазию.

3. Хорошо развитое чувство юмора. Юмор зачастую служит для тонкой психики ребенка спасительным щитом, защищающим от сложностей и неприятностей реальной жизни.

4. Одаренным детям часто присущи преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий происходящих и предстоящих событий.

5. Ранняя устная речь и большой словарный запас, умение выстраивать сложные синтаксические конструкции.

6. Необычайная внимательность, любопытство, отличная память.

7. Чрезвычайная восприимчивость к неречевым проявлениям чувств окружающими людьми.

Существуют ли особые физические характеристики, присущие одаренным детям? Здесь есть два стереотипа, рисующие большинству из нас внешность одаренного ребенка. Первый распространенный типаж - тощий маленький бледный очкарик. Однако многие считают, что одаренный ребенок, напротив, должен быть выше ростом, чем его сверстники, крепче, здоровее и красивее. Оба стереотипа неверны: на самом деле физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети. Однако при этом в ходе специальных исследований замечено, что одаренным детям часто свойственны высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Бывает, что навыки физической работы у одаренных детей развиты не так сильно, как умение работать умственно. Это следует учитывать и родителям, и педагогам, например, при составлении индивидуальных программ обучения для одаренных детей.