Комментарий «УГ»

Ольга КОРЕЛЬСКАЯ, заместитель начальника Управления образования Холмогорского района Архангельской области:

- Инициатива Президента России Дмитрия Медведева «Наша новая школа» предполагает, что в России не останется ветхих школ, а в школьных зданиях будут созданы комфортные условия. Для этого потребуются значительные финансовые средства, и без помощи государства не обойтись, в особенности сельским школам.

Подготовка к новому учебному году проводится регулярно: из районного бюджета выделяются средства для косметических ремонтов зданий. Но с каждым годом финансовых вливаний требуется все больше, поскольку увеличивается износ конструкций.

Еще одна серьезная проблема, характерная, я думаю, сейчас для любого региона: с каждым годом ужесточаются требования Госпожнадзора и Санэпиднадзора. Стараемся пошагово решать возникающие вопросы. Согласно районной целевой программе «Обеспечение пожарной безопасности на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на 2008-2010 годы» проводятся огнезащитная обработка деревянных конструкций, установка пожарной сигнализации. Но сразу во всех школах и детских садах установить сигнализацию, как требует Госпожнадзор, невозможно. Без дополнительного финансирования районам не обойтись.

Думаю, нацпроект «Образование» мог бы помочь школам не только в приобретении оборудования, но и в проведении ремонтных работ, таких как замена окон, дверей, реконструкция системы отопления, ремонт крыш, в частности через выделение грантов.

В августе начинается кампания по приемке образовательных учреждений к новому учебному году. Между тем я считаю, что не более 10 процентов учебных заведений - как в нашем регионе, так и по всей России - полностью соответствуют всем требованиям. Среди этих 10 процентов много негосударственных школ, которые используют родительские взносы и спонсорскую помощь. Небольшие сельские школы не имеют таких возможностей, однако требования Госпожнадзора ужесточаются с каждым годом. Уповать на то, что эта тенденция изменится, бессмысленно. Но объять необъятное тоже невозможно!

Думаю, что процесс выполнения таких требований в условиях, в которых находится большинство школ, должен быть поэтапным. Создается впечатление, что те, кто их готовит, ориентируются на элитные образовательные учреждения, но применить предлагаемые схемы к маленьким сельским школам практически невозможно. К примеру, согласно новым Санитарным правилам и нормам в отношении организации школьного питания почти половину здания деревенской школы должен занимать пищевой блок - обеденный зал и кухонное помещение. Можно ли достичь в реальности полного соблюдения подобных требований?

Проблема школьных ремонтов - одно из следствий этого несоответствия. Для образовательных учреждений, расположенных в старых зданиях, конечно, требуется не только частый косметический ремонт, но и капитальный. Лето - «пятая четверть» и главная головная боль для директоров школ. Учитывая тот факт, что в июне, как правило, проходит государственная итоговая аттестация и работают детские пришкольные лагеря дневного пребывания, реально начинать ремонт можно только к началу июля. При этом желательно, чтобы к 20 августа ремонт был закончен и школа, сияя новой краской, была готова к приему детей. Таким образом, сроки, отведенные на ремонтные работы - как капитальные, так и косметические , - весьма сжаты.

Ремонтные работы ведутся в пределах тех денежных средств, которые выделяются на образовательное учреждение. В зависимости от того, какой фонд будет предложен, такой объем ремонтных работ школа и сможет себе позволить. И это очень разный диапазон! Если говорить о средней величине, то в нынешнем году у нас в районе было принято решение выделить для ремонтов образовательных учреждений по 200 рублей на одного ученика школы и по 100 рублей на одного воспитанника детского сада. Таким образом, получается, что на текущий ремонт крупная школа получит порядка 100 тысяч рублей, а маленькая может получить около 10 тысяч. Несмотря на то что это суммы мизерные, я считаю, что сам по себе подход к финансированию ремонтных работ правильный, нужно исходить именно из наполняемости образовательного учреждения. Но иллюзий питать не стоит - ясно, что на эти деньги выполнить все те требования, которые сегодня предъявляются, очень сложно. Можно привести между тем и другие примеры. Так, в прошлом году на ремонт одной из школ было выделено 6 миллионов рублей. Это школа в городе Коряжма, где есть промышленные предприятия и наполняемость бюджета соответствующая. Вот и сравните возможности городских и сельских школ - какие они разные, а качество образовательных услуг мы должны выдавать одинаково хорошее...

Нынешней весной в Архангельском областном собрании депутатов состоялось заседание «круглого стола», посвященное Году учителя, на котором педагоги рассказывали о насущных проблемах своих школ. Такой разговор сам по себе был позитивным шагом, ведь если мы пока не имеем средств для реализации тех или иных потребностей, то по крайней мере можем определить те направления, по которым в будущем станем двигаться. В ходе заседания были объединены предложения муниципальных районов и округов области, которые, кстати, тоже незадолго до этого провели свои аналогичные «круглые столы». Коснулись проблемы финансирования капитального ремонта образовательных учреждений. Дело в том, что в Архангельской области идет приоритетное выделение бюджетных средств на ремонт областных учреждений, относящихся к системе социальной защиты, то есть детских домов и школ-интернатов, по крайней мере в этом году в областном бюджете заложены средства на капремонты этой категории учреждений.

Тем не менее нашей Холмогорской школе в нынешнем году тоже выделили деньги на капитальный ремонт. В рамках областной программы «Родина Ломоносова» в преддверии 300-летия нашего земляка Михаила Васильевича Ломоносова на два образовательных учреждения района - Холмогорскую и Ломоносовскую средние школы - в областном бюджете запланировали 29,8 миллиона рублей. В нашем здании будут заменены оконные блоки и кровля. Это, конечно, счастье для сельской школы - получить долгожданные средства на большой ремонт. Но при этом мы столкнулись с рядом проблем, о которых я хотела бы рассказать.

Во-первых, как определить, кто будет объявлять конкурс на проведение капремонта. Недостаточно согласованная работа района и агентства по капремонтам правительства области привела к тому, что сроки выполнения ремонта затянулись. У меня, как у директора, возникают серьезные опасения по поводу своевременного начала будущего учебного года. В школе нужно заменить 229 оконных блоков - это достаточно большой объем работ, а сроки сжатые. Перевести школу на один месяц в начале учебного года в другую, близлежащую - это, наверное, было бы возможно в условиях города, но в селе это нереально.

Еще одна проблема. Для того чтобы модернизировать теплоузел и поставить счетчики, необходима проектно-сметная документация. Выяснилось, что подобный проект не может быть принят, то есть не пройдет государственную экспертизу, если в нем не будет предусмотрено утепление школьного здания. По приблизительным подсчетам, стоимость утепления составит примерно 12 миллионов рублей, а стоимость самого проекта - порядка 700 тысяч рублей. Сумма государственной экспертизы - под 200 тысяч рублей. Таким образом, прежде чем начать капитальный ремонт в школе, ее учредителю необходимо изыскать огромные средства на проектно-сметную документацию. Интересны и следующие цифры. Согласно программе энергосбережения школы стоимость мероприятий, входящих в программу, составляет примерно 40 миллионов рублей. При этом эффект ресурсосбережения при реализации программы за два года составит... 722 тысячи рублей.

Если обобщать все названные проблемы, то очевидно, что дотационным муниципалитетам не под силу колоссальные объемы средств на ремонт образовательных учреждений. При этом закрывать малочисленные школы нельзя, потому что подвоз детей в другую школу порой затруднен. А потом жестоко было бы уничтожить надежду на лучшее будущее. Деревня - это их малая родина, они ее любят, они здесь выросли... Согласно Закону «Об образовании» сельская школа не может быть закрыта без решения схода граждан поселения. Каков же выход из положения?

Я думаю, для того чтобы решать эту проблему глобально, необходимо создание некоего федерального закона, который помогал бы областным и муниципальным властям проводить капитальные ремонты в образовательных учреждениях. В стране уже есть действующий аналог подобной системы, содействующий жилищно-коммунальному строительству. Существуют федеральные программы, по которым выделяются средства регионам на строительство жилья и проведение капитальных ремонтов. Сегодня, как мне кажется, назрела необходимость разработки таких же федеральных программ и в отношении образовательных учреждений.