Анастасия ЕРМАШОВА, Петрозаводск

Здоровье не в моде?

40 процентов россиян к 2020 году будут систематически заниматься спортом, сообщил Алексей Малков, начальник отдела пропаганды здорового образа жизни и физической культуры Минспорта России. Что по этому поводу думает учитель физкультуры из Краснодара Инна Каракулина? «Быть здоровым у нас немодно. Чем больше справок об освобождении, чем больше болезней, тем легче поступить в вуз. В России нет материально-технической базы для занятий спортом, не хватает кадров. Иностранцам дико слышать об отсутствии в школах душевых, а у нас это норма...»

Как обстоит дело со здоровьесбережением за рубежом, рассказала, в частности, Клод Жубер, представитель Франции. Когда там физкультура стала экзаменационным предметом, отношение к ней изменилось в первую очередь у родителей. С сентября этого года более ста французских лицеев отведут послеобеденное время занятиям культурой и спортом. Причем ученики могут выбирать. Девочки предпочитают танцы, гимнастику и конный спорт, мальчики - игровые виды спорта.

А еще свой опыт работы представили Канада, Италия, Норвегия, Швейцария, Латвия. Самая большая делегация прибыла из соседней Финляндии.

Зумба по-учительски

Во время конгресса ежедневно с утра до вечера тренировка шла за тренировкой: латино-фит, тачбол, фастскуп, степ-аэробика, аквааэробика, игры с мячом, танцевальный фитнес, зумба, флорбол, упражнения с длинной скакалкой...

На занятии зумбой у Леены Хелин из Финляндии спортивный зал Карельской государственной педагогической академии был полон. Зумба - аэробная программа с элементами разных танцевальных направлений. Снова новшество: тренировку вела девушка... с экрана. Леена комментировала видеоурок, проверяла правильность выполнения упражнений. Учителя были настолько активны, что даже парни с факультета физического воспитания в ожидании плановой тренировки по баскетболу присоединились к танцевальной программе.

А какие все-таки красавицы наши учительницы! И мастер-классы многие из них выбирали девичьи: аэробику, танцы, йогу. Учителя-мужчины, как и их ученики-мальчишки, предпочли игровые виды спорта: флорбол, футбол, баскетбол... На мастер-класс известного тренера и президента мужского баскетбольного клуба «Динамо» Евгения Гомельского пришли, пожалуй, все. На занятиях преподаватели веселились подобно своим ученикам, растеряв куда-то всю учительскую серьезность. Ведь у них тоже каникулы!

Больше физкультуры!

На встречу с доктором педагогических наук Анатолием Матвеевым пришли многие участники конгресса. Ведь лектор возглавляет группу разработчиков государственных образовательных стандартов. Анатолий Петрович рассказал о новой программе оздоровительной физической подготовки в школе, которая должна воспитать сознательного выпускника. По его словам, основное отличие новой программы в том, что учитель объясняет ученику не только что нужно делать, но и зачем. На первом этапе закрепляется привычка к регулярным физическим упражнениям, на последнем, пятом, ученик не только способен сам оценить свою физическую активность, но и умеет решать проблемы, находит новые источники информации. Во главу угла ставится получение школьником удовольствия от занятий. Учитель не имеет права ставить ученику отметки за уровень физической подготовки, не акцентирует внимания на тестировании, не заставляет детей участвовать в соревнованиях. По нормативам, утвержденным региональными органами управления образованием, будут оценивать лишь... учителя.

Обсуждение получилось горячим. Некоторые учителя старой закалки не совсем согласны с отсутствием возможности оценивать ученика, считают, что новая программа вынуждает идти на поводу у ученика. И как быть, если ученики станут меньше участвовать в соревнованиях? Ведь у каждого учителя на аттестации смотрят, какие места заняли ребята, на каких состязаниях побывали.

По мнению Анатолия Матвеева, нельзя даже говорить о выносе урока физкультуры за рамки расписания! Более того, таких уроков нужно больше трех. Тем школам, которые имеют возможность проводить дополнительный урок физкультуры, по словам Анатолия Петровича, государство должно его оплачивать.

Тренировка на выживание

Большое внимание участников конгресса и всех СМИ привлекло выступление малышей, занимающихся по программе «Маугли». Восемь ребятишек 4-6 лет выполняли гимнастическую программу в экстремально быстром темпе: бегали, отжимались, ходили на руках, подтягивали ноги на шведской стенке, кувыркались и снова по кругу. Вдруг резко падали на пол, чтобы отдохнуть 10 секунд, и снова в бой.

- Отжимаемся! Быстро! На стенку! Быстрее! - поторапливал детей тренер и профессиональный спортсмен Александр Петров.

После выступления дети выстроились в шеренгу и отрапортовали, как маленькие солдатики. Получив команду «вольно», расселись на скамье и весело защебетали.

- Неужели вы совсем не устали? - спросила я у малышей.

Выяснилось, что ни капли! Занимаются они давно, и такие тренировки на выживание им очень нравятся.

Учителя физкультуры буквально налетели на Александра Петрова, сообщившего, что по его программе успешно занимаются около четырех тысяч ребятишек в Московской области.

У Инны Каракулиной к программе «Маугли» немало претензий:

- Обычно в классе не восемь, а тридцать человек, и больше половины из них с ограничениями по здоровью. На урок приходят и больные, и здоровые. У большинства повышенное внутричерепное давление, им стойки противопоказаны.

- Качественно провести занятие в группе более 14 человек нельзя,- согласен Александр Петров. - Поэтому я в общеобразовательную школу вряд ли пойду.

Декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов с уважением относится к «Маугли»:

- Во-первых, эта программа рассчитана на детские сады, а не на школы. Во-вторых, если бы были травмы, эту методику давно бы запретили. Дети в результате его занятий показывают феноменальный уровень. Есть стереотипы, традиционные методики, а у Александра оригинальная техника, поэтому и возникают вопросы. Самое главное - он несет позитив, ребята с удовольствием занимаются.

Александр Петров обратился в оргкомитет «Сочи-2014» с предложением подготовить воспитанников для выступления на открытии Олимпиады.

Свежий ветер

Татьяна Чихунова, учитель физкультуры из Томска, приехала на конгресс за свой счет. Поездку на первый конгресс в 2008 году оплатили, в этот раз денег не нашлось, но попасть на международную встречу очень хотелось:

- Такие встречи очень нужны, здесь заряжаешься энергией, хочешь работать дальше. Ведь у всех нас одни и те же проблемы, а подход разный.

Как у большинства учителей, у Татьяны Ивановны порой опускались руки, появлялась усталость от школы, а общение с коллегами из других регионов для нее, как свежий ветер. Так же думают и другие участники конгресса. Отсюда и идея объединения учителей физкультуры. В последний день конгресса была создана общественная организация «Ассоциация учителей физической культуры России». О ней говорили в течение всех дней конгресса, никто не сомневался, что она появится. Ведь уже существуют Ассоциация учителей физической культуры и здорового образа жизни Финляндии, Европейская ассоциация учителей физической культуры. Их представители - активные участники конгресса.

Председателем российской ассоциации избран декан факультета физической культуры КГПА Александр Воронов. В правление вошли Евгений Гомельский, Евгений Жукунов, главный редактор журнала «Физическая культура в школе», и Ольга Леонтьева, главный редактор газеты «Спорт в школе». В каждом регионе России будет представительство ассоциации.

В резолюции конгресса, которую вы можете найти на сайте http://phys.kspu.karelia.ru/, один из важнейших пунктов - ввести в каждой школе должность заместителя директора по вопросам формирования у учащихся здорового образа жизни. С этим предложением ассоциация в ближайшее время обратится в Министерство образования и науки РФ.