Наталья АЛЕКСЮТИНА,

Ломоносовский район,

Ленинградская область

К чему все это я? А к тому, что Наталия Владимировна Логинова хоть и имеет статус чиновника, однако она счастливо избежала подводных рифов своей должности.

Наше первое знакомство состоялось... у лифта в здании правительства Ленинградской области. Нужен был комментарий управленца, и Наталия Владимировна (тогда начальник отдела образования Ломоносовского района), как только она одна умеет, открыто улыбнулась и ответила на все интересующие вопросы. И с такой любовью, с такой увлеченностью она рассказывала о своем районе, о педагогах, работающих в нем, что покорила мгновенно и бесповоротно.

Как вспоминает Наталия Владимировна, она с детства мечтала быть учительницей. Учила своих кукол, соседских мальчишек и девчонок. Поэтому, окончив восемь классов, она в четырнадцать лет поступила в Балтское педагогическое училище Одесской области, которое и окончила с отличием. Причем все четыре года была комсоргом курса, одной из самых активных студенток.

- Мне это нравилось, - признается Наталия Владимировна. - Хотя приходилось давать открытые уроки, от которых все в группе бежали. Физкультуру, развитие речи, музыку - все брала на себя. Никогда не пряталась за чью-то спину. Возможно, сказалось воспитание мамы. Мама нас с младшим братом всегда учила: вы не должны увиливать ни от какой работы, никогда никому не делать плохо, а поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Когда я уже занимала руководящие посты, мама мне всегда говорила: доченька, прежде чем отказать человеку, поставь себя на его место, войди в его положение. И я всю жизнь руководствуюсь этим маминым наставлением.

Было бы странно, если бы такая «красавица, умница, комсомолка» после окончания училища не поступила в университет. Так и случилось. Альма-матер Логиновой стал Одесский государственный университет им. Мечникова, факультет географии.

Поскольку обучение было заочным, молодой педагог пошла работать в школу. Ее первый класс насчитывал 42 человека. Почти все ребята были сложные, из неблагополучных семей, но, как отзывается Наталия Владимировна, хорошие и послушные. До обеда молодая учительница вела первый класс, во время перерыва - два часа географии в пятых классах, а потом переходила в третий класс, где было 38 учеников (считалось, что он легкий). От тетрадей рябило в глазах. Нагрузка огромная, ведь шел 1979 год, кадров не хватало, потому что учителям старшего звена повысили зарплату, и многие учителя начальной школы пошли учить старшеклассников.

Потом молодая учительница вышла замуж и после четвертого курса перевелась в Ленинградский государственный университет. Здесь училась на последних курсах и параллельно работала в 417-й школе Петродворцового района. В этом классе у нее было 48 учеников! Школа оказалась экспериментальной. Детей принимали в 7.30 и отдавали родителям в 18.30. Допоздна с детьми занимались, гуляли, играли. Кроме того, дети из неблагополучных семей могли приходить в выходные дни - им читали книжки, показывали диафильмы и т. д.

Видя мои округленные глаза, Наталия Владимировна улыбается:

- Все это легко переносилось. Мы, учителя, дружили, выручали друг друга. Школа работала все семь дней в неделю, классы были огромные, но никто не плакал, что много детей и тетрадей.

В 417-й школе Наталия Владимировна отработала три года, потом уехала в поселок Гостилицы Ломоносовского района. В Гостилицкой школе отработала шесть лет учителем географии. Потом родила двух дочерей. Молодая семья получила квартиру в деревне Кипень.

В Кипени она стала молодым завучем, председателем месткома. Закипела работа по организации вечеров, концертов.

- То организовывала географический театр, то проводила игру «Поле чудес». Потом мы разводили толстолобиков, чтобы сине-зеленые водоросли не заполонили Ропшинские пруды, потому что они источник питания фонтанов Петродворца. Когда директор уезжала в отпуск, всегда оставляла меня замещать. Я занималась ремонтом школы. Как-то увидела, что обвалились ступеньки, стала бегать по предприятиям. С птицефабрики прислали бригаду, сделали ступеньки, потом туалеты подремонтировали. Приехала комиссия по приемке школы, спрашивают: а где вы взяли денег? А мы не брали, нам шефы помогли, мы им за это концерт художественной самодеятельности дали. В общем, интересно жили, и моя педагогическая карьера перешла в другое качество.

По признанию Наталии Владимировны, работа завуча ей очень нравилась.

- Я стала изучать систему работы всех учителей, посещать уроки. Завела на каждого педагога папку, в которой отражались положительные стороны его работы. Из полного описания проверок работы учителей я выписала плюсы и минусы и сделала папки закрытого пользования: только для меня и учителя, на которого заведена эта папка. Через год эти папки проранжировала, часть учителей вывела на самоконтроль, то есть уроки их не посещала, кроме контрольных работ, некоторых оставила на частичном контроле, а молодых учителей поставила на административный контроль. Потом, когда писала характеристику на учителей, заметила, что негатива собрано много, а позитива мало, и придумала такую форму, как карточка взаимопосещения урока. В учительской в коробочке были разложены карточки с вопросом: что ты узнал нового и полезного у своего коллеги? И порой учителя такие изюминки находили друг у друга! Когда я писала характеристику, обязательно смотрела эту картотеку.

Потом папки на каждого учителя разрастались, потому что ввели аттестацию, где требовался самоанализ. В папку мы складывали анализы контрольных работ, посещенных уроков, конспекты уроков. Потом эти папки стали открытыми для обмена опытом. Учителя превратились в моих верных помощников. Так продолжалось пять лет. А потом мне предложили место заместителя начальника роно. Согласилась на три месяца, а три месяца растянулись почти на десять лет.

Вскоре Наталия Владимировна стала начальником роно Ломоносовского района. Назначение совпало с трудными временами. Логинова прошла период оттока лучших учителей в город, большой задолженности по зарплате, период забастовок и пикетов, но главным достижением своей команды она считает, что, несмотря на трудности, удалось сохранить систему, приумножить ее и развить.

- Какую изюминку я увидела? Район расположен на берегу Финского залива, нужно заниматься экологией. Стали участвовать в различных проектах экологических организаций. Каждая школа получила установку - иметь свое лицо. Например, Копорье - это древняя крепость, там живы народные традиции, приоритетные направления работы с детьми - историко-поисковая работа, краеведение, прикладное искусство и фольклорное творчество. Зарплату директорам мы стали платить избирательно. Например, есть хороший музей в школе - 10 процентов к зарплате. Появились карты показателей эффективности деятельности каждого образовательного учреждения, и каждый директор знал, его зарплата будет зависеть от того, какие направления он развивает в школе. У кого-то это 45 процентов прибавки к базовому окладу, у кого-то - 25, а у кого-то - 135. Чтобы избежать субъективности, создали совет директоров, в каждой школе был совет учителей, который тоже делил доплаты и надбавки. Таким образом, в районе музей появился почти в каждой школе - 11 музеев из 16 школ у нас паспортизированы.

Чтобы повысить роль школьного самоуправления, создали районный школьный парламент, в который вошли дети - представители школ. Каждая школа тоже создавала свою систему самоуправления.

Сегодня Наталия Владимировна - заместитель главы администрации Ломоносовского района по социальным вопросам.

- Сродни начальнику роно, только охват другой, - шутит она. - Масштабней. От рождения до тризны.

Ведомства, за которые отвечает Наталия Владимировна, - это и культура, и здравоохранение, и образование, и социальная защита, и спорт, и т. д. Но управленческий принцип остается тем же: все систематизировать и консолидировать усилия ведомств, чтобы все структуры выступали как единое целое. Потому что в единстве сила. Когда вместе, уверена Логинова, мы сильны и все обязательно получится.

Она по-прежнему не забывает мамин завет: «Не быть безучастной».

- Ни одна просьба не должна остаться без ответа, - поясняет Наталия Владимировна. - Все их я записываю, беру телефоны, невыполненное отмечаю особым ярлыком. Где могу помочь, помогаю обязательно. Конечно, ситуации бывают разные, иногда требуются огромные денежные средства, которые район не может выделить. Тогда бьем во все колокола. Обращаемся во все инстанции, к тем, кто может помочь... - Наталия Владимировна тяжело вздыхает: - Но самое невыносимое, когда не можешь ни в чем посодействовать. Например, донора из Германии привезти для пересадки костного мозга. Это угнетает. А отдушина в том, что много праздников, где выступают дети. Они так радуют своим творчеством, мастерством!

За то недолгое время, пока она хозяйствует в социальной сфере, произошло много радостных событий. Прежде всего к Дню Победы привели в порядок все 42 памятника легендарного Ломоносовского района - Ораниенбаумского плацдарма, так и не сдавшегося фашистам.

Появился новый Дом культуры в селе Коваши. Люди имеют возможность собраться, устроить праздник. В деревне Лопухинка тоже открыт новый Дом культуры. Строятся спортивные учреждения. Еще район готовится к открытию школы-новостройки в деревне Кипень.

Наталия Владимировна говорит, что никаких особых управленческих секретов у нее нет. Нужно просто хорошо делать свое дело. Семья, как известно, самый главный учитель. Важно только запомнить родительскую заповедь и следовать ей, как это сделала однажды сама Наталия Логинова.