Юла

«Прекрати юлить», - выговаривает отец сыну, который пытается хитрить. «Не юли ты тут под носом», - в сердцах кидает мать ребенку-егозе. Юлой называют и некоторые виды мелких непоседливых пташек, и суетливого беспокойного человека или того, кто выслуживается, льстит. В старину юлой называли вертушку с гранями по ребру и цифрами, которую вертели пальцами, играя на деньги, а юльщиками - мошенников на ярмарках. Однако во все времена юла была известна большинству как любимая игрушка малышей. Вытесать из деревянного цилиндра конус, который, умело закрученный, мог долго вертеться на плоскости, не составляло труда для владеющего топором подростка. Юла была еще известна древним грекам, игры же детей всех возрастов с юлой в Древней Руси принадлежали к самым распространенным. В разных местностях юлу называли еще дзыгой, вертушкой, волчком, кубиком, кубарем. На середине кубаря, который предназначался для игры, делался перехват или желобок. Через них накручивалась веревочка, за конец которой с силой дергали. Это придавало кубарю вращательное движение, которое затем можно было поддерживать, подхлестывая юлу кнутиком или веревочкой. Считалось, что для кнутика лучше всего использовать кожу угря. Игроки гоняли свои кубари по ровной площадке, заставляя их сталкиваться, огибать преграды. Рулеткой называли в старину два деревянных кружочка, насаженных на круглую палочку. Сквозь эту ось продевали и закрепляли узелком один конец шнурка, а на другом конце делали петлю, которую надевали на палец. Намотав шнур на ось, пускали рулетку. Она скатывалась по шнуру и приобретала такую силу вращения, что достаточно легонько поддернуть шнур, чтобы заставить ее переменить направление и взбежать обратно, наматывая шнур на ось. Искусные игроки делали ею не только отвесное движение, но и наклонное и даже горизонтальное.

В некоторых местностях юлой еще называли игру, когда пускали по льду какой-нибудь предмет. Много интересных видов вертушек известно на Кавказе. Там, случается, в качестве кубарей используют даже скорлупы грецких орехов.

Ходули

«Ходулечки-ходулюшки», - приговаривают младенцу, заставляя его ходить. Трудно дается первый шаг - не слушаются кривоватые ножки-«ходушки» своего маленького хозяина. Тогда его сажают в ходули - станочек на колесиках. Быстро подрастает малец, и уже не угнаться за ним и резвой прибрежной пташке-«ходульке». А когда его шаг становится твердым, степенным, когда он начинает говорить свысока, напыщенно, то может услышать о себе пренебрежительное: «Поднялся на ходули». Окружающие сразу поймут, что здесь уже намек на ходули, которые представляют собой два шеста с набитыми приступками, на которые становятся и ходят, переставляя шесты и делая большие шаги.

Издавна это удивительное ходильное приспособление известно людям. Американские индейцы на ходулях переправлялись через реки, овраги. У них даже существовала игра «Высокий мяч», во время которой игроки перекидывали друг другу мяч, передвигаясь на ходулях. Хорошо знали ходули (на Украине - «хидли», «дыбы») и наши предки. Вот что, например, о ходулях сообщалось в журнале «Киевская старина» за 1904 год: «В две высокие жерди надо ввернуть с боков маленькие палочки или прибить дощечки. Можно даже несколько повыше или пониже. Начинают с низких ходуль, и лучше всего делать первые шаги от забора или от стенки хаты. Зато уж тот, кто встал на самые высокие ходули, чувствует себя легко и свободно, вышагивая над головами улыбающихся взрослых. Особенно удобные и красивые ходули изготовляют в Чигирине».

Часто сельские ребятишки вырубали в лесу для ходуль длинные, крепкие ветки, оставляя на нужной высоте сучья, которые обматывали веревкой, чтобы удобнее было ставить ногу. На концы шестов иногда набивали «башмаки», чтобы ходули не вязли в грязи. Нелегко давались первые шаги на жердях с приступками. Став на подножки ходулей, надо держать их так, чтоб верхние концы проходили за руками, локти прижать к телу, кисть повернуть, схватывая шест большим пальцем снизу, а четырьмя остальными - сверху. Тело должно быть прямым, при ходьбе необходимо несколько опираться на левую ногу. Вот и вся «ходульная» наука, азы которой при желании может освоить каждый.

«Пять камешков»

У детворы (в отличие от взрослых!) всегда находится время собирать и время разбрасывать камни. Подобрав камень, подросток не прячет его за пазуху, а тут же стремится во что-нибудь метнуть. Это может быть большой камень, круглый камешек, который необходимо выбить из круга, столик из плоских камней, плита или доска, которую нужно свалить (эта забава в некоторых местностях называется «бурдой»). Возле водоемов мальчишки всех возрастов любят «перевозить баб» - бросать плоские камешки или черепки так, чтобы они пошли по воде рикошетом. Сколько камень делает скачков, столько бросивший перевез баб. «Пустить шмеля» называется забава, суть которой состоит в том, чтобы выбрать камень некруглой формы, величиной с грецкий орех, размахнуться и кинуть его так, чтобы он, ударившись рикошетом о землю, зазвенел, как шмель. Из глубокой древности пришла к нам игра, которая известна у нас как «креймахи», «пятки», «котики», «пять камешков» или просто «камешки». Эта забава распространена у многих народов. В Казахстане, например, она даже входила в свадебный ритуал. Если выигрывал игрок со стороны жениха, тогда невесту тот получал без калыма, если представитель невесты - то жених платил калым.

Игрок разбрасывает по полу пять камешков, выбирает из них один, подбрасывает вверх, подбирает один лежащий камешек и ловит подброшенный. Подобранный камешек откладывается. Снова подбрасывается камешек вверх, подбирается второй, затем третий и четвертый, можно все камешки держать в руке. Один подбрасывается вверх, остальные кладутся на землю (пол), подброшенный ловится. Затем бросается вверх, четыре подбираются и ловится подброшенный.

Качели

С древних времен в человеке живет мечта воспарить над миром, посмотреть на землю с высоты. Эту возможность и взрослым, и детям предоставляли качели. К тому же «качельные» забавы были связаны с магией. Подъем вверх, подбрасывания как бы должны были помочь посевам подняться, оживить движение солнца.

Качания ради забавы и увеселения распространены среди многих народов. Так, среди африканских детей популярно состязание: кто сильнее всех раскачается на лиане и перепрыгнет речку (в ней, вполне вероятно, могут водиться прожорливые крокодилы!). Современные мальчишки любят раскачиваться над водоемами на длинных веревках с петлей, которые называют тарзанкой. В старину подростки скручивали ветки от двух соседних деревьев и, приладив примитивное сиденье из коры, качались вволю. Карпатские ребятишки любили играть в «лепки» - раскачиваясь на верхушках молодых буковых деревьев, они стремились прыгнуть на соседнее дерево, на котором сидел товарищ.

У русских качели называли «качулями», «гугалями», у украинцев - «гойдалками», «орелями», «колысками», «шехалками». Качели можно было устроить в любом месте. Почти в каждой семье были простые веревочные качели, для этого использовались ветки деревьев, различные поперечины и балки в хозяйственных постройках. Качели могли быть съемными и подвешиваться на крюках. «Караваткой» в некоторых местностях называлась доска с подложенной посредине колодой, на которой, качаясь, забавлялись дети, для несмышленышей повсеместно устраивали качели-люльки из половиков, простыней («почипкой» в украинских хатах называлась веревка, которую привязывали к люльке, - поставив ногу на эту веревку, качали колыбель).

Весной (как правило, накануне пасхальных празднеств) обычно в центре села сооружались общественные качели. На два вкопанных поглубже в землю столба (по бокам иногда приделывались косые подпорки) клали сверху перекладину с подвижными кольцами, к которым цепляли две оглобли. Внизу прикреплялась доска, на которой можно было сидеть или стоять. Случалось, что обходились и без верхней перекладины - концы провисающей веревки просто привязывались к верхушкам столба. Случалось, устраивали качели в виде большого колеса, к которому прикреплялись сиденья. На них между взрослыми, чтобы было теснее, сажали мальца, которого называли «клинчиком». Подобные качели крутили вручную (за плату) специальные «качалыцики».