Комментарий «УГ»

Комментарий

Любовь СТРОЕВА, начальник отдела образования администрации Воробьевского района Воронежской области:

- На время праздников есть приказ областного Департамента образования о том, чтобы установить дежурства в образовательных учреждениях, причем не только в школах, но и в нашем отделе. Но в некоторые дни - 1, 2 и 7 января - за функционирование учреждений отвечают лично их руководители. Во все другие дни в школе находится дежурный. В итоге педагог должен отдежурить один раз в каникулы. Если школа большая, можно вообще дежурить по несколько часов, например с 10 до 12, с 12 до 14, с 14 до 16.

Планировались ли материальные поощрения учителям за эти дежурства?

Не буду обманывать - не планировались. Это не обсуждалось. Но ведь бывает, что учителя отпрашиваются с уроков, их же никто не лишает за это зарплаты. Во всех случаях договариваемся.

Оставлять школу без дежурства нельзя. Дети приходят на секции, кто-то должен и мяч им выдать, и спортзал открыть, посмотреть, чтобы свет был на площадке. Все эти вопросы мы обсуждали с директорами на совещании накануне новогодних праздников и пришли к соглашению.

- Все равно все, что на нас навесили, мы отработали. Как говорил про себя наш уважаемый премьер, как рабы на галерах. А теперь мы просто хотим знать на будущее, как себя вести и как в других школах решают эту проблему. Ведь всем известно, что учителя и по воскресеньям работают, и по праздникам.

Тут, конечно, надо оговориться, что не все учителя и далеко не во все выходные и праздники, тем не менее проблема существует, и жалобы на нее тоже. Только говорить об этом во всеуслышание не особо принято, наверное, потому, что такой вопрос считается внутренней проблемой самой школы и вроде как решаться он тоже должен внутри и тихо.

Однако в последнее время, когда все популярнее становятся школы полного дня и когда чиновники практически в один голос твердят о том, что школьное здание должно работать с раннего утра до позднего вечера, не переставая, дополнительная занятость учителей начинает приобретать характер «добровольной» обязанности. Вот только советского энтузиазма уже нет, а двойной оплаты, которая по закону положена за отработанный выходной день или праздник, еще нет (за редким исключением).

Как решается эта проблема в успешных городских школах, я поинтересовалась у директоров. Ответ один: все надо делать по согласию и на взаимном доверии. Если не хватает фонда экономии заработной платы на двойную оплату, значит, надо предоставлять человеку дополнительный день отдыха, по-простому, отгул. Второй момент - надо составлять график дежурства по школе с учетом интересов каждого учителя. И третье - всегда помнить, что в выходной или праздничный день любой учитель имеет полное право отказаться от дополнительной рабочей нагрузки и не выйти на работу, исключение - авария, катастрофа или что-то другое из ряда вон выходящее.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область

Юрисконсульт

Эльвира ЗАЙЦЕВА, главный правовой инспектор Воронежской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Если говорить о январских праздниках, то в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации праздничными днями у нас являются 1, 2, 3, 4, 5 и 7 января. В соответствии с законом если праздничные дни попадают на выходные, то выходные переносятся на первые после праздников рабочие дни. Так как 2 января пришлось на субботу, а 3-е - на воскресенье, то с учетом пятидневной рабочей недели эти праздничные дни были перенесены на 6 и 8 января соответственно. Поэтому нерабочих дней получилось 10 и только 11 января работающие по пятидневной неделе люди должны были выйти на работу.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни законом запрещена. Статья 113 Трудового кодекса говорит об исключительных случаях привлечения к работе в выходные и праздничные дни: «Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений...

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части».

В других случаях привлечение к работе в праздничные дни запрещается.

Теперь об оплате труда в эти дни. Если в выходные и праздники педагоги все-таки привлекаются к работе, то это обязательно должно происходить по письменному распоряжению работодателя, с письменного согласия самого работника и с учетом мнения первичной профсоюзной организации. Об этом также говорится в статье 113.

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни регламентируется статьей 153 Трудового кодекса: «Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере». Кроме того, конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

По желанию педагога, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается.