Татьяна Александровна ЧЕСНОКОВА, директор Кречевицкой школы, Новгородский район:

- Мнение родителей надо учитывать однозначно! Учитель может считать, что он работает очень хорошо, но не всегда с этим согласны родители. Им бывает виднее. У нас в школе учитывается мнение родителей и учеников при распределении стимулирующих выплат. Конечно, для общественности озвучивают только баллы, начисленные учителю, о финансовой стороне не говорится. В школьном положении о материальном стимулировании педагогических работников четко прописывается, за что эти баллы начисляются. В оценку деятельности педагога входит пункт, обобщающий мнения по удовлетворенности образовательным процессом родителей и учеников. Анкетирование с этой целью проводится для родителей детей начиная с 5-го класса и учеников начиная с 9-го.

Татьяна Геннадьевна КРУГЛИКОВА, директор Пролетарской школы, Новгородский район:

- Новая форма оплаты труда у нас только вводится. Но система стимулирующих выплат для учителей существует не первый год. Нужно ли участие в их распределении родителей и детей? Я думаю, нет. У нас сложилась продуманная, прозрачная система: вначале учитель проводит самоанализ деятельности, затем этот документ анализируется администрацией. А мнение родителей мы и так знаем. Ежегодно проводится мониторинг удовлетворенности родителей школой - это отдельное мероприятие, не связанное с распределением надбавок. В поселке одна школа, и с родителями у нас тесная взаимосвязь. Может быть, в городской школе такие взаимоотношения наладить трудно. Там, наверное, необходимо участие родителей в распределении стимулирующих выплат. А у нас в этом нет необходимости. Знать все тонкости расчета зарплат учителей, я думаю, общественности совсем не обязательно. Если нужно, мы можем предоставить эту информацию родителям. Но никто не спрашивает.

Нина Николаевна ЛУСКАРЕВА, заместитель директора гимназии №1, Великий Новгород:

- Совет гимназии, куда входят родители, учителя и ученики, занимается у нас многими вопросами, в том числе контролирует деятельность внебюджетного фонда гимназии. А распределение стимулирующих надбавок идет по несколько иной схеме. Сначала педагог оценивает сам себя, потом его самоанализ рассматривает заведующая отделением, затем администрация школы. Словом, идет детальная оценка, и этот процесс прозрачен для всех членов коллектива. Нужно ли здесь участие широкой общественности? Всегда может найтись субъективное мнение, которое не должно отрицательно влиять на ситуацию...

Андрей Алексеевич СЕЛИВАНОВ, директор гимназии «Гармония», Великий Новгород:

- В совет нашей гимназии входят и родители, и педагоги, причем принципиально родителей больше. Совет создан для того, чтобы стратегически определять дальнейшее развитие школы. В том числе и решать вопросы, касающиеся распределения стимулирующих надбавок. Совет имеет право участвовать в этом распределении. Например, предложить повысить баллы по конкретным показателям, чтобы поддержать какое-либо направление работы гимназии. Или, наоборот, рекомендовать снизить размер надбавки по обоснованным замечаниям. Таким образом, для нас этот общественный орган - своеобразная школьная «прокуратура». Правда, случаев такого вмешательства в распределение надбавок у нас пока не было, ведь это процесс многоступенчатый и демократичный, включающий в том числе и участие в нем профсоюзной организации. Здесь важно соблюсти золотую середину, чтобы не допустить возникновения кампанейщины, когда родители вдруг решают, что они сами могут распределять заработную плату учителей.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод: участие общественности в жизни школ - явление на сегодняшний день реальное, существующее не только на бумаге, и доля такого участия растет. А вот в какой форме оно должно быть выражено - решать каждой школе самостоятельно. Главное, чтобы процессы, происходящие в школьной жизни, были открытыми для обсуждения.

Новгородская область