Для рассмотрения на заседании учебного суда выбираются так называемые юридически сбалансированные дела - такое дело может выиграть и сторона истца, и сторона ответчика. Все зависит от умения обращаться к нормам права, от убедительности аргументации, от ораторского искусства участников. К процессу основательно готовятся две команды по 5-6 человек. Главная интрига в том, что только жребий перед началом процесса решает, кому выступать на позиции истца, кому - ответчика. Когда в классе готовятся несколько групп, учитель получает возможность использовать интерактивные методы - мозговой штурм, работу в группах, формулу ПОПС (позиция, обоснование, пример, следствие)... А «истцы» и «ответчики» учатся отстаивать свою позицию в публичном выступлении, учатся обращаться не только к российскому, но и международному законодательству, иными словами, развивают свою и правовую, и коммуникативную компетентность.

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится конкурс школьных учебных судов, в нем, кроме петербургских школ, участвует и несколько школ Ленинградской области. В конкурсе приняла участие и команда нашего лицея №3. По жребию ей выпало встретиться с командой знаменитой 56-й гимназии. Она производит на гостей и посетителей неизгладимое впечатление: по оснащенности, по взаимоотношениям учеников и учителей, по всему укладу жизни - это подлинная школа ХХI века... Но впечатление впечатлением, а соревнование соревнованием.

На конкурсе школьные суды рассматривают дело о праве на труд, и конкретно - известное дело студентки юридического факультета Петербургского государственного университета Анны Клевец, которая решила поступить на работу в метрополитен помощником машиниста. Ей было отказано на основании пункта 374 соответствующего постановления Правительства РФ. Отстаивая в суде интересы Анны Клевец, «истец» должен доказать, что нарушено право Анны Клевец на труд и что отказ в приеме на работу является дискриминацией по признаку пола. «Истцом» по жребию стала команда 56-й гимназии. «Ответчику» - команде лицея №3 - нужно было доказывать, что дискриминации нет и что отказ в приеме именно на эту работу представительницы прекрасного пола не противоречит ни российскому законодательству, ни международному праву. Лицеисты глубоко и убедительно вникали в обстоятельства дела; помимо права они выяснили, как повлияют на здоровье женщины ускорение и перегрузки, вибрация и интенсивный шум, возникающие при движении поезда, какие болезни могут возникнуть, как это может сказаться на репродуктивной функции. В конечном счете они тоже отстаивали права Анны Клевец, может быть, более важные, чем право на труд в данном конкретном случае.

Команда гатчинского лицея №3 выиграла процесс. Теперь ученикам Анастасии Михайловны Румянцевой предстоит встреча в полуфинале конкурса с очередным соперником.

Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область