Многие родители считают Людмилу Владимировну доброй волшебницей. С ее помощью их дети избавились от неизлечимых недугов. Смею предположить, что таких учителей в нашей стране не так много. Тут нужны особый дар, знание возможностей человеческого организма и влияния на него тех или иных физических упражнений. И, конечно, безграничная любовь к детям, отношение к ним как к своим собственным.

Главное увлечение Людмилы с детских лет - спорт. Она целые дни проводила на спортплощадке или в спортзале. Когда оканчивала Львовский институт физкультуры, ее наставник Виктор Чукарин, абсолютный чемпион Олимпийских игр 1952 и 1956 гг., чемпион мира, заведующий кафедрой физической культуры, предложил талантливой студентке остаться в вузе и преподавать в нем, но она выбрала школу и вскоре с мужем-офицером уехала в Звездный городок. В ее трудовой книжке только одна запись: в 1972 году принята учителем физкультуры школы имени В.М.Комарова в Звездном городке.

Конечно, все ее ученики не просто идут, а бегут на уроки. А те, кого временно после болезни освободили от занятий, просят Людмилу Владимировну разрешить им просто присутствовать.

Многие ее воспитанники достигают высоких результатов в спорте. Но особенно важно, что у нее дети с ограниченными возможностями начинают жить полноценной жизнью. И о каждом таком ребенке, можно сказать, выпестованном ею, она рассказывает с любовью и понятной гордостью за то, что он теперь ничем или почти ничем не отличается от сверстников.

Людмила Михайловна показывает фотографию улыбающейся девочки. А затем еще одну, более раннюю, когда Настя только пришла в ее группу. Здесь видно, что она нездорова. Она пришла в эту школу в пятом классе. Диагноз - ДЦП.

Тогда она с трудом передвигалась, не могла держать осанку. Людмила Владимировна стала заниматься по своей специально разработанной именно для Насти методике. Сначала девочка боялась выполнять упражнения, воды, в которую Людмила Владимировна осторожно окунала ее, чтобы девочка привыкла. Людмиле Владимировне хорошо запомнился день, когда Настя впервые самостоятельно поплыла. Стоявшие у бассейна ребята дружно зааплодировали, кто-то запрыгал. Так они радовались успехам Насти.

Надо сказать, что общение здоровых учеников с такими, как Настя, очень благотворно влияет на них. Они становятся внимательнее, отзывчивее, привыкают проявлять милосердие, защищать слабых, дружить с ними. Теперь Настя учится в 8-м классе, не чувствует себя отверженной, нормально ходит, катается на лыжах. Она жизнерадостна, весела. Недавно в соревнованиях по плаванию среди детей с ограниченными возможностями заняла призовое место.

У Даши, когда она впервые пришла в третий класс, ситуация была сложнее. Ей тоже поставили диагноз: детский церебральный паралич. Она сидела скорчившись, ходить самостоятельно не могла, ее ребята водили под руки. Даже говорить не могла, а только кивала или качала головой: ведь речь - это двигательная функция. И для Даши Людмила Владимировна тоже разработала комплекс упражнений на тренажерах, в бассейне. Кстати, она регулярно публикует свои методики в журнале «Физкультура в школе». Прошло какое-то время, и девочка начала говорить, самостоятельно ходить.

Конечно, занятия с этими ребятами проводятся только с согласия родителей и в их присутствии. Примеров, как таким образом Людмила Владимировна помогла почти за сорок лет работы в школе, множество. Меня поразила история с мальчиком Глебом. У него было больное сердце, мучила одышка. Сначала Людмила Владимировна ходила к нему заниматься на дом. Потом папа Глеба, врач по профессии, понял, что сыну будет лучше в школе. Тогда Людмила Владимировна взяла его в спецмедгруппу. Постепенно у Глеба все меньше стали проявляться болезненные явления. Он научился хорошо плавать, стал ходить на лыжах. К 11-му классу подросток, можно сказать, выздоровел. У него совсем исчезла одышка. После школы Глеб поступил в военное училище и стал летчиком.

А еще был случай, когда Людмила Владимировна раньше врача поставила ученице диагноз. В ее классе появилась полненькая девочка. «Я отличаю полноту от природы и полноту, которая возникает, когда ребенка перекармливают. Она связана с нарушением обмена веществ. В этом случае происходят тяжелые изменения в детском организме», - говорит Людмила Владимировна. Родители сначала ей не поверили. Но она настояла, чтобы врачи более внимательно обследовали девочку, и оказалось, что ее опасение подтвердилось. Если не принять своевременные меры, у ребенка сильно увеличатся внутренние органы, нарушится функция двигательного аппарата.

Однажды Людмила Владимировна в разговоре со мной обмолвилась, что у нее был поврежден позвоночник. И я спросила: «А вы не обращались за помощью к Валентину Дикулю?» «Нет, - сказала она, - я сама себя лечу». Тогда я еще не знала, как она лечит детей с ограниченными возможностями.

Оказывается, Людмила Владимировна еще в детстве получила травму позвоночника. Упала во время тренировки по спортивной гимнастике и потеряла сознание. Две недели пролежала дома. Когда стало полегче, снова занялась спортом. О том, что произошел перелом двух позвонков, Людмила узнала, когда уже была взрослой. Осматривавший ее доктор был потрясен: «Как же вы живете, ведь у вас сломаны два позвонка, правда, без смещения?!»

Этот довольно редкий случай Людмила Владимировна объясняет так: благодаря интенсивным занятиям спортом у нее возник своеобразный корсет из мышц, который и удерживает поврежденные позвонки. Это еще одно доказательство того, считает Людмила Владимировна, что спорт, физкультура лечат. Уже после травмы стала кандидатом в мастера спорта. Она и сейчас может сделать «мостик». Каждый день вместе с младшими детьми делает разминку. А со старшими - ритмическую гимнастику. Людмила Владимировна часто говорит своим воспитанникам: «Хочешь быть здоровым - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай. Можно многого в жизни достичь, если заниматься физкультурой, спортом».

Людмила Владимировна служит детям и считает это своим призванием. Ее забота, особенно о младших учениках, проявляется во всем, даже в самом малом. Малыши часто приходят к ней на урок с развязанными шнурками на кроссовках, с незаплетенными косичками. И она обязательно завяжет шнурки, заплетет косички, погладит по головке и обнимет, если ребенок чем-то расстроен. По этому поводу Людмила Владимировна даже написала стихи:

Я - учитель физкультуры

В младших классах много лет

И носы им вытираю,

И штанишки поправляю,

И косички заплетаю.

Я и мамка, я и нянька,

и артистка, и поэт.

Свои уроки она старается превратить в праздник, чтобы дети с радостью занимались и не уставали. Она с ними пляшет и поет. А в конце занятия обязательно устраиваются расслабляющие игры. При этом используется такое правило: если кто-то допустил ошибку при выполнении упражнения, должен спеть. Дети любят петь, поэтому многие хитрят. Специально какой-то элемент упражнения делают не так, как надо.

Учителя, у которых идут следующие за физкультурой занятия, говорят ей: «Ребята от вас приходят бодрые, веселые, жизнерадостные». По сложившейся традиции Людмила Владимировна проводит спортивные праздники для всех: дни здоровья, «Веселые старты», «Здоровое сердце - доброе сердце». Сценарии к ним пишет сама.

Зима вносит свои особенности в эти праздники. Вместе с ребятами Людмила Владимировна катается и на санках, и на лыжах. Им нравится «зимний баскетбол»: забрасывать снежки в корзинку. Сколько веселья, радости, удовольствия и, конечно, здоровья приносят детям такие игры! Часто приходят поболеть родители. Многие не выдерживают и сами включаются в игру.

Родители благодарны Людмиле Владимировне за то, что она относится к своим ученикам, как будто это ее сыновья и дочки. Она не заменяет родителей, а разделяет с ними их любовь и заботу о них.

  • Уроки с малышами Людмила ЛЕВЧЕНКО превращает в праздник