География участников обширна - более 40 городов России от Владивостока до Пскова, от Кондопоги до Владикавказа. В форуме приняли участие представители научных обществ учащихся и малых академий наук России, директора школ и их заместители, учителя, руководители учреждений дополнительного образования, средних специальных учебных заведений, преподаватели вузов, представители Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Российской академии образования. В рамках форума прошли открытая научно-практическая конференция, курсы повышения квалификации педагогов, Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука, инновации, молодежь» (совместно с МГУ имени Ломоносова), а также педагогические семинары и мастер-классы.

Будущее наукограда

- Конечно же, Обнинск известен как город первой в мире АЭС, как первый наукоград, но мало кто знает, что этот современный город в полутора часах езды от Москвы - своеобразная столица школьной и юношеской науки России, - сказал председатель Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего» Лев Ляшко. - Ядро нашей организации - представители научных и образовательных учреждений, вузов наукограда, преподаватели вузов Москвы, а также ученые и специалисты РАО и РАН. Мы уже четверть века успешно реализуем такие общероссийские программы привлечения молодежи в науку, как «Юность, наука, культура», «Научный потенциал XXI» «Первые шаги в науку», «Познание и творчество», «Интеллектуально-творческий потенциал России».

По словам Льва Ляшко, ежегодно более чем в 100 конкурсах по физике, химии, математике, биологии участвуют свыше 20 тысяч школьников из 78 регионов России. Интерес у молодежи к естественным наукам огромный. Однако юные таланты некоторое время оставались невостребованными. Ситуация стала меняться к лучшему, когда лауреатам школ-конференций старшеклассников было предоставлено право целевого приема на первый курс Российского химико-технологического университета имени Менделеева по специальностям «материалы современной энергетики» и «химия высоких энергий и радиоэкология».

Глава администрации города Обнинска Николай Шубин отметил, что за последние пять лет в наукограде экономическая ситуация изменилась к лучшему. Но для того чтобы не стоять на месте и развиваться дальше, нужны квалифицированные специалисты.

- В нашем городе более 10 тысяч человек работают в сфере науки, - сказал Николай Шубин. - Но этого ресурса сегодня уже не хватает. Нужно создавать университетский город. Сейчас в Обнинске более десятка вузов и филиалов разного профиля. Основной вуз, филиал Московского инженерно-физического института, может трансформироваться в классический университет. Помимо инженерных специальностей, востребованных в атомной отрасли, здесь можно получить и другие профессии, необходимые на отечественном рынке труда. Два года назад открыли медицинский институт. А в конце прошлого года принято решение о размещении в Обнинске одного из четырех федеральных центров высокотехнологической медицины.

Духовность и интеллект

Многие выступающие говорили не только о качестве знаний, профессиональной подготовке, но и о духовно-нравственном воспитании детей и молодежи. Например, главный специалист отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Лариса Суходольская-Кулешова отметила, что интеллектуальное развитие и приобщение детей и молодежи к науке невозможно в отрыве от духовности. Суходольская-Кулешова считает, что будущие успехи российской науки во многом зависят от гуманитарной составляющей. Молодым людям тяжело адаптироваться к реалиям стремительно меняющегося мира. Им нужно оказывать духовно-нравственную помощь, проводить социально-педагогическую реабилитацию. И, конечно, надо помнить, что современные технологии не должны приносить вред физическому здоровью детей, их духовному развитию.

По словам заместителя руководителя центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования Натальи Тарасовой, сегодня один из приоритетов - учет интересов и потребностей всех групп молодежи. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не затормозить рост его способностей - главные задачи обучения одаренных детей в новой российской школе. Наталья Тарасова считает, что необходимо развивать сеть учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивать социальную защиту одаренных детей и молодежи. Но развитие этой системы требует взаимодействия всех государственных и общественных структур, консолидации кадровых и материальных ресурсов.

С детского сада и до университета

О своей работе рассказывали студенты, всерьез увлеченные наукой. Председатель совета молодых ученых химического факультета МГУ имени Ломоносова Олег Воронин выразил благодарность специалистам Малой академии наук «Интеллект будущего» за подготовку старшеклассников к поступлению в вузы. А Евгений Сидоров из Калужской области убежден, что воспитание и подготовка ученого начинается в детском саду, продолжается в школе и в университете. В этом году принято решение о создании во всех регионах России советов молодых ученых, а в Калужской области такой совет существует уже пять лет. Основная его задача - развитие научного творчества школьников, а также экспертиза научных работ, выдвижение молодых ученых на премии и гранты, координация работы различных организаций в области развития научного творчества.

Как отметили представители советов молодых ученых, сегодня важно понимать, что развитие науки напрямую связано не только с тем, как составлены учебные программы. Прежде всего нужны молодые люди, которые хотят по ним учиться, которые заинтересованы в них, а для этого требуются педагоги, помогающие молодежи творчески развиваться и работать в научной области. Очевидно, что советы молодых ученых и научные общества учащихся необходимо не только создавать, но и развивать как очаги и центры научных знаний.

Разговоры в кулуарах

Общаясь с участниками форума в неофициальной обстановке, приходилось слышать, как люди из самых отдаленных и небольших городков нашей необъятной страны отмечали значимость интеллектуального развития школьников и студентов, их приобщения к науке с малых лет.

Директор урмарской средней школы №1 (Республика Чувашия) Любовь Петрова и ее заместитель по ИКТ Светлана Матросова отметили важность работы Малой академии наук «Интеллект будущего» и развития тьюторства. Педагоги из Чувашии убеждены, что высокий результат можно получить, только если гармонично развивать интеллектуальные способности и духовно-нравственные качества детей.

Руководитель факультета научной подготовки учащихся Северо-Осетинского государственного педагогического института Анжела Вареница на форуме впервые. Факультет открылся только в прошлом году. Педагогу из Северной Осетии много пищи для размышлений дали лекции о месте школы в постинформационном обществе, лекции о научной компетентности. В северокавказской республике еще не создано отделение Малой академии наук, но регион будет участвовать в пилотном проекте.