Проект

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

3.3. Развитие образования

Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны.

Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу модернизации системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных и командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Отдельные направления модернизации должны продолжать реализовываться в масштабах национального проектирования.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

Первая - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая:

расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга (с участием представителей работодателей и общественных объединений), создание в регионах интегрированных центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

обеспечение участия общественности и бизнес-организаций в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

привлечение объединений работодателей к участию в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в области профессионального образования, формированию перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования;

переход к нормативному подушевому бюджетному финансированию образовательных организаций, в т.ч. предоставляющих услуги профессионального образования, с обеспечением доступа к возможности получения бюджетного финансирования негосударственных образовательных организаций;

распространение практики формирования фондов целевого капитала, обеспечивающих устойчивое финансирование образовательных организаций из средств благотворительных пожертвований;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров.

Вторая - создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики:

обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата;

предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

расширение масштабов исследовательской и инновационной деятельности в вузах с развитием на их базе инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы и технопарки, в том числе в рамках реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений начального и части учреждений среднего профессионального образования, с последующей передачей общеобразовательных и социальных функций учреждений начального профессионального образования системе общего образования;

распространение практики реализации региональных комплексных проектов модернизации общего образования на всей территории страны;

развитие профильного обучения на старшей ступени общего образования, включая расширение возможностей профессиональной подготовки учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей;

привлечение ведущих университетов к повышению квалификации учителей, работе с талантливыми детьми, оценке качества школьного образования;

развитие механизмов конкурсной поддержки организаций общего образования, обеспечивающей формирование инновационных образовательных программ и использование новых технологий обучения;

развитие системы дополнительного образования школьников, расширение форм предоставления услуг раннего развития детей и дошкольного образования (с обеспечением двух лет образования до школы каждому ребенку), развитие услуг раннего образования и консультирования для семей с детьми.

Третья - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления);

обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отвечающих современным требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;

развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;

стимулирование расходов на профессиональное образование граждан и работодателей, включая увеличение размера социальных вычетов при определении обязательств по налогу на доходы физических лиц;

создание при университетах подготовительных отделений, финансируемых из федерального бюджета, доступных в первую очередь для граждан, проходивших военную службу по контракту;

развитие механизмов дистанционного образования в организациях высшего и дополнительного образования;

формирование системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования, развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, развитие системы конкурсов и олимпиад, с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций.

Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;

формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые квалификации: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в том числе сетевых;

содействие формированию системы независимой оценки качества непрерывного образования и развитию конкуренции на рынке услуг дополнительного образования;

предоставление поддержки созданию системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования;

содействие повышению мотивации граждан к получению новых квалификаций;

повышение эффективности механизмов ресурсного обеспечения программ непрерывного образования; обеспечивающих в т.ч. создание условий для расширения практики обучения сотрудников предприятиями и организациями; предоставление права на подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров организациям, не являющимся образовательными, включая коммерческие организации, с обеспечением доступа указанных организаций к бюджетному финансированию;

создание системы профессионального обучения (и сертификации под требования российского рынка труда) трудовых мигрантов на контрактной основе с последующей их отработкой по востребованным экономикой России специальностям;

максимально эффективное использование человеческих ресурсов.

Решение поставленных задач модернизации образования даст возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности России.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность системы образования, необходимо увеличение оплаты труда работников образовательных организаций до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда квалифицированных работников в коммерческом секторе экономики, а для профессорско-преподавательского состава ведущих университетов - до более высокого уровня, что с учетом потребности в масштабной модернизации технологической базы образования требует обеспечить рост доли расходов на образование в ВВП.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,6% ВВП (в 2006-2007 годах) до 5,5-6% ВВП в 2020 году, в том числе расходы бюджетной системы - с 3,9% до 4,5% ВВП; темп роста государственных расходов в период 2008-2010 годов составит не менее 10-14% в год до 2020 года1 .

Ключевые этапы и показатели реализации поставленных задач следующие:

До 2012 года:

переход к обучению в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики;

переход на уровневые программы подготовки специалистов; преобразование не менее 20% учреждений среднего профессионального образования в образовательные учреждения, реализующие программы бакалавриата;

перевод большинства школ и учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование;

создание в большинстве школ и учреждений профессионального образования попечительских, наблюдательных и управляющих советов;

разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» и проведение аттестации всех руководителей образовательных организаций по завершении ее прохождения;

введение стимулирующих надбавок преподавателям, учителям и управленцам с учетом результативности их деятельности и эффективности использования современных образовательных технологий;

создание условий для обеспечения участия работодателей в оценке профессиональных квалификаций в системе профессионального образования во всех регионах;

предоставление на конкурсной основе поддержки вузам, реализующим программы взаимодействия с наукой и бизнес-сектором (не менее 50 программ), включая строительство 15 университетских кампусов;

обеспечение поддержки студенческой и преподавательской академической мобильности, предоставляемой на конкурсных условиях;

вхождение России в ведущие международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;

учет фактора проведения регионами институциональных преобразований в сфере образования при предоставлении регионам дополнительной финансовой поддержки;

развитие программ профильного обучения на старшей ступени общего образования;

внедрение различных моделей образования детей дошкольного возраста на базе некоммерческих организаций, учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, включая нормативное финансирование клубов раннего образования и консультирования для семей с детьми;

предоставление всем детям дошкольного возраста возможности получать услуги дошкольного образования.

2013-2017 годы:

формирование не менее 6-8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

достижение образовательной системой страны результатов, необходимых для нахождения по итогам международных сопоставительных исследований в верхней трети рейтинг-листа по всем показателям качества общего образования;

ежегодная поддержка до 100 организаций, реализующих инновационные программы непрерывного профессионального образования;

ежегодная публикация до 50 общественных рейтингов организаций и программ непрерывного профессионального образования (включая программы бюджетного сектора);

сертификация квалификаций 60% трудоспособных мигрантов;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 20-25% занятого населения.

2018-2020 годы:

формирование не менее 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня;

создание условий для привлечения молодых кадров в систему профессионального образования с достижением показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран ОЭСР;

завершение формирования полномасштабной системы непрерывного образования;

создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;

доля программ непрерывного образования, прошедших общественно-профессиональную аккредитацию, - 90%;

удельный вес предприятий и организаций, имеющих программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров, - 20%;

создание условий для участия в программах повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25-30% занятого населения.

_____________

1 Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии - 4,8% ВВП, Великобритании - 5,3% ВВП, Франции - 5,6% ВВП, США - 5,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) - 5,0% ВВП.