В России подобного рода училища существовали с 1732 года, в Советском Союзе - с 1943 года. Они сыграли важную роль в истории нашей Родины, армии, подготовили сотни тысяч настоящих патриотов Отечества. Это хорошо известно каждому мыслящему гражданину нашей страны, особенно тем, кто носил, а теперь хранит алые погоны. Именно сейчас как можно скорее надо возрождать и развивать систему суворовских, нахимовских, кадетских и других специальных училищ с учетом российского и советского опыта и тенденций развития страны, военного дела и международной обстановки.

Причин к этому более чем достаточно. Первая и главная причина: масштабы и глубина падения физического, психологического и нравственного состояния мальчиков-подростков в нашей славной стране после и в результате так называемой перестройки и всего того, что последовало за этим.

Это состояние, не прибегая к официальной и полуофициальной статистике, можно охарактеризовать словами из выступления еще в 1994 году известного кинорежиссера Сергея Говорухина: «Какими вырастут дети, такой станет и страна. Я проехал по всей России. Невозможно смотреть, что делают с детьми, как их калечат. С такими моральными увечьями им никогда не стать полноценными гражданами».

Преодоление такого состояния - насущная и первоочередная задача общества и государства. Это прекрасно понимали, несмотря на все громадные объективные трудности, советское государство и его руководство в 1943 году. Они с честью решали и решили эту задачу. Так что опыт есть, его надо осмыслить и воспользоваться, спасая наших подростков и страну.

Вторая причина - современное состояние наших Вооруженных Сил и его офицерского корпуса. Оно хорошо известно, особенно состояние корпуса младших офицеров с точки зрения понимания им своей роли и престижа, военно-патриотического сознания и уровня профессионализма.

Что, на мой взгляд, следует сделать?

Государство должно взять в свои руки всю систему этих училищ и их функционирования - организация, программы обучения и воспитания, финансовое и материально-техническое обеспечение, кадры командиров, воспитателей и педагогов.

Обучение в этих училищах (кадетских корпуса) должно быть не 3-годичное, а по меньшей мере 7-8 лет. Однако при этом мальчики, конечно, не будут лишены детства, а будут проводить его сознательно, плодотворно, заинтересованно, готовя себя к эффективной профессиональной военной и государственной службе в «закрытых» учебных заведениях. Именно в эти годы, годы ранней «социализации» и «индоктринации» в этих учебных заведениях возникает и дает плоды то, что можно назвать эффектом лицея. Вспомните Царскосельский лицей, лицеиста

А.С. Пушкина, его друзей - однокашников. Кем они стали, что им дал этот лицей и что дали эти лицеисты России?!

Прием в училища (кадетские корпуса) на 7-8 лет не потребует слома негативных стереотипов и ценностей, которые у мальчиков-подростков успешно формируются уже в младших классах современной российской школы.

Такие училища (кадетские корпуса) должны быть не только в Москве и в Санкт-Петербурге, но и в столицах субъектов Российской Федерации - городах свыше или около 1 миллиона человек.

Последние два года обучения в таких училищах (кадетских корпусах) должны быть с элементами четкой специализации с учетом рода войск и их внутренней структуры (разведчики, десантники, пограничники, ракетчики, горнострелковые войска и т.п.). В финансовом плане государство не проиграет от системы таких училищ (кадетских корпусов), т.к. их выпускники не будут «убегать» из армии через 2-3 года после выпуска, а будут служить до пенсии.

Если все это будет сделано, то государство спасет и сделает настоящими людьми, патриотами и профессионалами, людьми чести огромную массу мальчиков - подростков. Оно (государство) будет эффективно выполнять свои функции по отношению к самому себе, обществу, и, главное, решит свою нравственную задачу по отношению к детям, родителям, Отечеству.

Полковник в отставке

В. АНЦЫШКИН, выпускник Кавказского Краснознаменного суворовско-офицерского училища (набор 1943 года, выпуск 1953 года), кандидат философских наук, доцент