Международное исследование внедрения ИКТ в образование (SITES-2006) - это широкомасштабное международное изучение современной образовательной практики в средних школах различных стран мира и того, как информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) поддерживают изменения этой практики. Исследователи из 22 стран определили представительные выборки школ и собрали фактические данные о реальном образовательном процессе, об использовании ИКТ, о трудностях и препятствиях, возникающих на пути информатизации школы.

Российская Федерация совместно с другими странами приняла участие в этом международном исследовании, которое прошло под патронажем Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA). В России это исследование поддержали Министерство образования и науки РФ, а также Рособрнадзор. Оно выполнялось в рамках проекта «Информатизация системы образования» специалистами Секции информатики и прикладной математики РАН и Московского института открытого образования. Проведенное исследование позволяет сопоставить уровень информатизации российских школ с уровнем информатизации других стран - участников SITES-2006, оценить сравнительный уровень информатизации российского образования.

Россия не первый раз участвует в широкомасштабных международных исследованиях. Впервые наряду со всей страной при поддержке Правительства Москвы были собраны представительные данные об информатизации московского образования. В проекте SITES это не было исключением: Каталония в Испании и Альберта в Канаде также были представлены как самостоятельные регионы. В результате коллектив российских исследователей провел анкетирование около девяти сотен школ в 45 регионах России, в том числе в четырехстах школах Москвы.

Сбор результатов анкетирования проводился в двух вариантах - по бумажным версиям анкет (в 48 регионах по всей России, которые были отобраны для проведения исследования) и через интернет (в Москве). Последнее связано с тем, что на момент проведения исследования только в Москве все школы были подключены к интернету. Всего анкетированием было охвачено более 6 тысяч специалистов образования (руководителей образовательных учреждений и учителей). Из них около трех тысяч ответили на вопросы анкеты через интернет. На вопросы исследования отвечали директора школ, координаторы информационных технологий и учителя естественно-математических дисциплин, работающие в восьмых классах.

Так как отбор школ для анкетирования проводился из всей совокупности школ случайно, то существовал риск, что учителя некоторых отобранных московских школ не смогут заполнить анкету через интернет. Поэтому для них была предусмотрена возможность заполнить бумажный вариант анкеты. Однако этой возможностью воспользовались лишь около одного процента участвовавших в исследовании школ. Это позволяет заключить, что 99% московских учителей в состоянии воспользоваться интернетом для сбора данных.

Исследование SITES-2006 пытается ответить на три основных вопроса:

- Какие педагогические практики применяются в школах и как в их рамках используются ИКТ?

- Как и в какой мере ИКТ используются в конкретных ситуациях (если новые информационные технологии интенсивно применяются в реальной педагогической практике)?

- Какие особенности среды (на уровне учителя, школы, местного сообщества и страны в целом) связаны с применением различных педагогических подходов и использованием в них ИКТ? Можно ли построить модель для объяснения соответствующих процессов?

Первый вопрос связан с выяснением основных педагогических подходов, которые доминируют в работе школы. Эти подходы можно определить через выявление характерных черт реального учебного процесса. Он также позволяет связать использование ИКТ с реализацией отдельных видов учебной работы и педагогических подходов непосредственно в классе.

При поиске ответа на второй вопрос исследователи изучали конкретные примеры использования ИКТ при решении задач учения/обучения в рамках различных педагогических практик. Это позволило получить целостную картину использования ИКТ в реальном контексте, а также соотнести ее с результатами, получаемыми в ходе ответа на первый вопрос.

Третий вопрос связан с современными представлениями о факторах, которые обуславливают и появление инновационных педагогических практик, и использование ИКТ в учебном процессе. Исследователи пытались определить, как те или иные факторы могут быть связаны с использованием тех или иных педагогических практик и опытом применения ИКТ. Они ставили себе целью выявить систематические различия между странами, которые могут помочь построить модели, объясняющие реальное протекание соответствующих процессов.

Таким образом, два первых вопроса относятся к изучению базовых процессов учения и обучения, а третий касается образовательной среды и факторов, которые влияют на процессы, происходящие в школах различных стран. Проведенное исследование позволяет получить достаточно объективные ответы на вопросы, которые интересуют сегодня и политиков, и руководителей образования, и самих педагогов:

- Насколько совпадает официально принятое педагогическое видение развития школы с педагогическим видением самих учителей?

- Каково значение для развития процессов информатизации образования таких факторов, как компетентность педагогического персонала, доступ к учебным материалам, ориентация на индивидуализацию обучения и т.п.?

- Каково общешкольное представление об использовании ИКТ и как оно трансформируется в конкретную школьную политику и педагогические практики?

- Как в процессе информатизации школы учителя взаимодействуют между собой, делятся своими знаниями и опытом?

- В какой степени родители и другие члены местного сообщества вовлечены в образовательный процесс, способствуют информатизации школы?

Конечно, результаты исследования позволяют в том числе ответить на вопрос о том, какова доступность ИКТ в школах различных стран. Однако это сегодня уже далеко не главное. Как показывает опыт России, доступность ИКТ для школьников можно радикально повысить всего за несколько лет, выйдя на уровень многих других стран мира (за последние пять лет темпы изменения оснащенности российских школ средствами ИКТ оказались одними из самых высоких в мире). Гораздо труднее изменить массовую педагогическую практику, качественно повысить образовательные результаты. Время, когда информатизацией школы занимались преимущественно специалисты в области информационных технологий, закончилось. Сегодня это поле деятельности представителей всех образовательных дисциплин, и прежде всего педагогов-предметников, специалистов в области дидактики и частных методик, педагогических психологов.

Официальные результаты Международного исследования SITES-2006 будут объявлены уже в ближайшее время. Вслед за выходом официального отчета начнется их широкое обсуждение во всех странах. Однако уже и сегодня можно сказать несколько слов о том, чем информатизация московского образования отличается от информатизации школ по России в целом.

Начнем с того, что оснащенность компьютерами московских школ примерно такая же, как и по стране в целом. Сегодня этот уровень лишь незначительно ниже, чем в среднем по другим странам, принимавшим участие в исследовании (и соответствует уровню таких стран, как Чили или Словакия). Однако в московской школе в 2006 году оказалось заметно больше дополнительного оборудования и цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют результативно использовать ИКТ при изучении различных предметов.

Например, в Москве проекторов нет менее чем в 18% школ. Причем в половине школ есть несколько проекторов. В Российской Федерации весной 2006 года около двух третей всех школ были лишены мультимедиапроекторов. В Москве средства создания мультимедиапроизведений (инструменты записи, оцифровки и редактирования звука, неподвижного и движущегося изображения, рисования и черчения) имеются почти в половине всех школ (47%), а в целом по России этот показатель заметно ниже (34%).

Компьютерные лаборатории представляют собой одно из наиболее результативных средств обучения школьников в области естественных наук. Московские школы по этому показателю (24%) находятся на уровне Японии и в два с половиной раза превосходят средний показатель по всей нашей стране (10%). Заметим, что в Москве есть около 4% школ с высоким уровнем оснащенности компьютерными лабораториями. Это объясняется тем, что в Москве уже много лет последовательно реализуется стратегия информатизации общего образования, ориентированная на широкое использование инструментов учебной деятельности и информационных источников во всех школьных предметах. Оснащение школ идет индивидуально, в соответствии с их обоснованными планами, и доля таких школ уже достаточно высока. Неудивительно, что использование ИКТ при изучении дисциплин в московском образовании заметно выше, чем в среднем по России.

А.УВАРОВ, вычислительный центр РАН