Долгое время у сторонников информатизации школы была очень удобная позиция - оппозиции. «Информатизация школы - это замечательная вещь, но где же компьютеры, где интернет, как же мы можем информатизировать школу, когда власть нам всего этого не дает?!» Власть поверила в необходимость информатизации, в школах все больше компьютеров, уже есть такие классы, где компьютер есть у каждого учащегося, регионы докладывают центру о выполнении плана по интернету. Теперь пришла пора школе сказать, что она собирается с этим делать. Конечно, об этом надо было позаботиться заранее, надо было уже давно завести десятки экспериментальных школ, где компьютеров достаточно. И это в какой-то степени было реализовано, имелись возможности для отработки элементов учебного процесса в среде, насыщенной средствами ИКТ, существует мировой опыт.

Серьезное и ответственное отношение к реальной информатизации массовой школы сегодня означает следующее:

1. Общество и власть должны требовать от школы, чтобы та давала выпускников не просто «компьютерно грамотных», а конкурентоспособных, эффективных в условиях информационной цивилизации, экономики, построенной на знаниях. Это значит, в частности, что они должны быть ИКТ-компетентными, умеющими использовать ИКТ при решении любых задач, чтобы достичь оптимального результата.

2. ИКТ-компетентность должна войти в требования к результатам подготовки по всем школьным предметам. Поскольку эти результаты выражаются в стандартах и конкретизируются в ЕГЭ, то в стандартах должны найти место соответствующие умения и способности, а в ЕГЭ они должны конкретизироваться в форме заданий, в ходе выполнении которых разрешается использовать регламентированные ИКТ-инструменты и источники информации.

3. Должна формироваться система учебных программ и учебных пособий, ориентированных на использование современных информационных инструментов и открытое пространство источников информации. Учителя и учащиеся должны иметь бесплатный доступ к этим инструментам и источникам, тексты бумажных учебников должны быть размещены в интернете и снабжены соответствующими ссылками и заданиями. Комплексы, включающие бумажный учебник и другую необходимую для курса литературу, их гипермедийный образ в интернете, необходимые инструменты и источники информации должны проходить общественно-государственную экспертизу и получать грифы. Должны быть приняты соответствующие открытые технологические стандарты на учебные материалы в цифровой форме.

4. Освоение информационных технологий в школе должно быть в основном интегрировано с их применением. Это должно выражаться, в частности, в создании интегрированных модулей «ИКТ в первом классе», «ИКТ в физике», «ИКТ в истории», которые ведутся совместно учителем-предметником и учителем - координатором ИКТ. Нагрузка учителя-координатора может включать, помимо такой совместной деятельности, обучение и методическую поддержку других учителей.

5. Деятельность учащегося и учителя должна идти в цифровой среде. Локальная база данных по учащимся в школе должна быть совместимой с базой данных загса, ЕГЭ и другими, используемыми для хранения информации о детях. Цифровой журнал должен быть первичным документом, на основе которого, если это необходимо, может формироваться бумажная отчетность. Работы учащегося должны сохраняться и оцениваться в цифровом формате, такая оценка должна становиться альтернативой или дополнением к ЕГЭ. Электронный документооборот в системе образования должен стать нормой (первое время - вариантом нормы).

6. Безопасность и этика учащихся в области ИКТ должны быть результатом учебной, культурно-воспитательной, нормативной и технологической работы в системе образования.

7. Все учителя должны быть педагогически ИКТ-копмпетентными в своей области. Их подготовка, переподготовка, повышение квалификации должны вестись в ИКТ-насыщенной среде. Информатизация должна начинаться с профессоров педвузов и университетов, а не заканчиваться ими.

8. Деятельность учителей, реализующих требования ИКТ-компетентности в организации своей работы с учащимися и в содержании образования, должна быть обеспечена всеми средствами ИКТ и всей инфраструктурой, необходимыми для такой реализации, они должны получать надбавки к заработной плате за использование ИКТ в организационно-административной работе и в обновленном содержании образования. Общество и власть должны инвестировать в это обеспечение и видеть его результат, а не удовлетворяться объемом затрат на «компьютерные классы».

9. Информатизация должна обеспечить большую прозрачность школы и сама быть максимально прозрачной. Сайт школы должен обеспечивать контролируемый доступ к информации обо всей жизни школы и давать представление об образовательном пути каждого учащегося, деятельности педагога, использовании ресурсов.

10. Нереалистичность ограничений на число «терминалов» или «ЭВМ» в классе стала очевидной с появлением полноценного компьютера с выходом в интернет (сотового телефона) в кармане каждого старшеклассника. Надо отменить ограничения СанПина, связанные с режимом использования и плотностью установки средств ИКТ и ввести мониторинг здоровья учащихся, формирование электронного паспорта здоровья и рекомендаций учащемуся и родителям, поддержанные ИКТ.

11. Система оснащения образовательных учреждений средствами ИКТ должна строиться исходя из готовности учреждения. Готовность предполагает подготовку и аттестацию работников, подготовку учителем поурочного календарно-тематического учебного планирования курса, проекта, модуля с применением ИКТ, планирование применения информационных систем в управлении, библиотечном деле, использования средств ИКТ в воспитательной работе.

12. Лучшие педагоги должны работать не только для своей школы, а для сети школ и учащихся с интернет-поддержкой. ИКТ является необходимым элементом в реализации модели «сетевой школы».