Необходимо отметить, что Департамент образования вот уже несколько лет ведет непримиримую борьбу с поборами, однако жалобы родителей продолжают поступать не только в департамент, но и в мэрию, в Московскую городскую и Государственную Думу, в правоохранительные органы. Неоднократно департамент объявлял выговоры и снимал с работы директоров образовательных учреждений, о противоправной деятельности которых поступали сигналы, после этого масштаб поборов на некоторое время затихал, но потом восстанавливался и даже увеличивался. Создается впечатление, что некоторые директора образовательных учреждений считают себя самовластными хозяевами и не считают нужным принимать как руководство к действию решения окружных управлений образования и департамента. Конечно, не нужно думать, что руководители образовательных учреждений столь корыстны, что присваивают собранные средства. В большинстве случаев собранные деньги идут на создание благоприятной среды в школе или в детском саду, на покупку действительно необходимых для детей вещей, на доплаты педагогам за работу сверх положенного времени или на оплату оказываемых платных образовательных услуг. Но при этом очень часто конфликты возникают потому, как совершенно справедливо отмечено в приказе Ольги Ларионовой, что «жалобы родителей по вопросу организации платных дополнительных образовательных услуг свидетельствуют о недостаточной информированности родительской общественности о порядке предоставления этих услуг в государственных образовательных учреждениях, о неквалифицированном оформлении документов, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг, что приводит к финансовым нарушениям, к сбору наличных денежных средств органами самоуправления образовательных учреждений».

Сегодня многие газеты приводят московскую систему образования как отрицательный пример при обсуждении поборов в образовательных учреждениях. По большей части это несправедливо, но есть и такие случаи, когда виновность директоров не вызывает сомнения. На страницах газеты мы давно не говорили об этом открыто и честно, но все же нужно понять, что это за случаи. Разобраться в этом мы попытались с помощью тех должностных лиц, в руки которых попадают родительские жалобы и которым приходится их разбирать, проверять и устанавливать степень вины того или иного руководителя образовательного учреждениях. В данном случае для нас не важны номера учреждений и фамилии их руководителей, важны сами по себе нарушения.

Нина НОСКОВСКАЯ, руководитель контрольно-ревизионного управления Департамента образования:

- Сегодня в департамент поступает меньше анонимных писем, большая часть имеют подписи конкретных людей, недовольных тем или иным, ссылающихся на действующее законодательство и нормативные документы. Акценты в письмах сместились на отдельные проблемы, отражающие общие тенденции финансово-экономической и организационной деятельности руководителей ОУ и ДОУ, их позиции в работе с родителями.

Сегодня расширяется практика создания попечительских советов, которые работают на базе благотворительных фондов. Но работают они часто формально, зачастую просто некорректно по отношению к другим родителям. Руководители учреждений в единичных случаях используют фонды для аккумулирования привлекаемых средств, стремясь переложить всю ответственность за расходование средств на попечительские советы и фонды. В то же время коллегия департамента в приказах руководителя департамента ОУ и ДОУ уже было строго указано на необходимость использования для этого счета образовательных учреждений. В окружные управления образования департамент разослал методические письма, разъясняющие механизм применения такого подхода и снимающие все проблемы, связанные с отчетностью перед родителями, гласностью и открытостью расходования средств.

Причины поступающих обращений - в первую очередь неправильные действия руководителей ОУ и ДОУ, классных руководителей и воспитателей. Более того, именно неправильное поведение руководителя в большинстве случаев становилось причиной конфликта с родителями. Родители сегодня люди грамотные, знающие свои права и готовые к нормальному диалогу с педагогами. Они готовы помогать учебным заведениям, но не приемлют давления независимо от их материального положения, желают знать, на какие цели расходуются средства, в каких размерах и кем. Вместе с тем, заявляя о своих позициях открыто, родители нередко сталкиваются с негативным отношением к себе других родителей и даже работников образовательных учреждений. Это приводит к возникновению конфликтных ситуаций, в которые оказываются втянутыми все участники образовательного процесса. Один из таких конфликтов возник потому, что классный руководитель четвертого класса делала в дневниках учащихся записи, настойчиво предлагая родителям перевести деньги в фонд «Друзья школы». Оплаченные квитанции родители опускали в ячейки, оборудованные для этой цели для каждого класса при входе в школу. Директор тоже настойчиво требовал перечислять средства на счет фонда в размере 2 тысяч рублей в месяц. С момента создания фонда его председателем и одновременно председателем попечительского совета школы был один и тот же человек, который не смог выстроить правильные отношения с родителями. В работе и попечительского совета, и фонда было мало гласности, никто из родителей одного из классов, например, не смог подтвердить, что хоть раз присутствовал на собрании, где бы отчитывались о расходовании средств благотворительный фонд и попечительский совет. При этом объем средств, поступающих на счет фонда, в позапрошлом году составлял около 11 миллионов рублей, треть которых была направлена на социальную поддержку работников школы. Эту ситуацию рассмотрела коллегия одного из учебных округов, установив ответственность директора в сложившейся ситуации и передав документы в прокуратуру в связи с нарушением гражданских прав родителей.

В прошлом году мы проверяли письмо родителей, сообщивших, что в только что открывшейся школе-новостройке работают уже два благотворительных фонда. Руководитель первого фонда была отстранена от должности решением правления фонда, в котором была представлена родительская общественность, так как не считала нужным отчитываться о своих действиях перед родителями и администрацией школы. На счету школы от этого фонда остались родительские средства, которые снятый с работы руководитель отказывался передавать родителям, потом они были все же переданы на счет вновь зарегистрированного благотворительного фонда. Это не могло не вызвать определенной тревоги родителей. Председатель нового фонда сразу же допустила другую ошибку: в школе был сбор наличных денежных средств на приобретение формы для учеников. Кроме того, привлечение средств на счет благотворительного фонда осуществлялся с нарушением принципа добровольности. Родителям указывался диапазон сумм, которые им предлагается сдать. Например, от 200 до 400 рублей ежемесячно на охрану школы, на программу социальной поддержки и материально-технического оснащения школы - от 150 до 1000 рублей в месяц. В результате на счет фонда поступило около 3 миллионов рублей, на социальную поддержку работников школы было направлено 50 процентов, на оплату услуг охраны - 10 процентов. Материалы нашей проверки этой школы рассмотрены окружным управлением образования, директору объявлен выговор, он лишен персональной надбавки к должностному окладу.

Одному из детских садов было выделено 450 тысяч рублей для приобретения материальных ценностей. Из этой суммы израсходовали 360 тысяч. 90 тысяч рублей остались неиспользованными. Несмотря на это, с родителей собрали 32 тысячи рублей для приобретения мелких хозяйственных товаров - чайника, аквариума, карниза и так далее. Эта ситуация послужила причиной обращения одного из родителей в Департамент образования. Он хотел убедиться в законности сбора средств при увеличении родительской платы на содержание детей в дошкольных учреждениях. Коллегия окружного управления образования объявила выговор заведующей детским садом.

В одном из округов за нарушения был освобожден от занимаемой должности директор школы, но конфликт зашел так далеко, что уже родители и учителя обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить, не нарушалось ли законодательство при организации дополнительных платных услуг и сотрудничестве с благотворительным фондом. Основные нарушения бывшего директора школы были связаны с тем, что группы подготовки детей к школе не были оформлены приказом, договоры с родителями не заключали, родители вместо оплаты за занятия переводили средства в благотворительный фонд как взносы за занятия в рамках дополнительного образования, которые на самом деле уже были оплачены из бюджета. Также взималась родительская плата в виде благотворительных взносов, но обязательных, а вопросы распределения собранных средств, включая страхование педагогов, не обсуждались.

Департамент образования постоянно держит на контроле все вопросы, связанные с неправомерными сборами денег с родителей, и весьма жестко наказывает тех руководителей образовательных учреждений, на которых обоснованно жалуются родители.

Эрик СТАРОДУБЦЕВ, руководитель инспекции Департамента образования:

- Проблема сбора средств с родителей обучающихся стоит остро. Практически каждое поданное заявление родителей вызвано тем, что сбор денег носит добровольно-принудительный характер, и это возмущает родителей. Например, в одной из школ директор получил замечание окружного управления образования, но в следующем учебном году родители снова подали заявление, считая, что принятых мер по отношению к директору недостаточно. По одному из центров образования конфликт возник потому, что родители не понимали, почему с изменением статуса учебного заведения и существенным увеличением норматива финансирования существенно возросла величина благотворительных взносов: в благотворительный фонд школы им предложено перечислять до 1400 рублей. И хотя с этим фондом сотрудничала только треть родителей, вопросы возникали у всех.

В отдельных образовательных учреждениях проблема сбора денег приобретает чрезвычайный характер. В ход идут недопустимые методы воздействия со стороны руководителей на родителей тех учеников и воспитанников, которые не хотят сотрудничать с различными фондами, оказывается давление на этих родителей, причем дело доходит порой даже до угроз. Сегодня в детских садах подчас возникают далеко не детские конфликты, связанные с жалобами родителей на неправомерные сборы с родителей. Например, в одном из детских садов - очень хорошем образовательном учреждении - руководство допустило ошибку, которая привела к возникновению конфликтной ситуации, и она развивалась в течение нескольких лет. В детском саду, который работает по здоровьесберегающим технологиям, там даже открыта по этой тематике экспериментальная площадка, было организовано оказание образовательных услуг, связанных с проведением эксперимента, причем родителям дали понять, что эти услуги платные. Их обязали сотрудничать с благотворительным фондом и вносить туда фиксированную сумму в размере 1000 рублей. 74% процента от общей суммы поступлений в этот благотворительный фонд направлялось на оказание социальной поддержки сотрудников детского сада. Некоторые родители воспитанников решили выяснить у руководства ДОУ, почему они должны платить именно эту сумму и какое отношение фонд имеет к платным образовательным услугам, но ответа на свои вопросы они не получили. Более того, один из тогдашних старших воспитателей сказал, что если родители не хотят платить, то пусть ищут себе другое образовательное учреждение. Директору ДОУ приказом по окружному управлению образования было объявлено замечание, но конфликт не прекратился, родители подали новые заявления, высказывая уже опасение за жизнь и здоровье как их самих, так и детей, поскольку в конфликт оказались втянутыми все родители ДОУ. Заявителям угрожали за то, что они посмели задавать свои вопросы, связанные с неправомерными сборами средств в благотворительный фонд. Вывод один: родители недостаточно информируются о работе ДОУ, и в связи с этим возникают недоразумения. Сотрудники образовательных учреждений, лишившись социальных выплат из благотворительного фонда (родители перечисляют средства теперь на счет детского сада в централизованной бухгалтерии), недовольны и высказывают свое недовольство родителям, настраивая их против авторов заявлений и усугубляя конфликт. Директору объявлен выговор приказом окружного управления образования. По этому учреждению работает городская прокуратура.

Мы регулярно проводим проверки и можем сделать вывод: там, где руководитель образовательного учреждения не уделяет необходимого внимания работе с родительской общественностью, не работает с каждым участником образовательного процесса, возникает, как правило, конфликтная ситуация. В таких образовательных учреждениях руководители либо не знают, либо не выполняют требования нормативных документов по тем или иным вопросам, в частности, связанным со сбором родительских средств.