Эти исследования Международная ассоциация оценки школьной успеваемости IFA проводит каждые пять лет. В прошлый раз, в 2001 году, Россия заняла 12-е место, что считалось совсем неплохим результатом, если вспомнить, что тогдашние ребятишки пошли в школу, когда и учителей не хватало, и зарплату им часто недоплачивали, и забастовки учительские случались. Такие же результаты в 2001 году показали Гонконг и Сингапур. И сегодня именно эти три страны заняли ведущие места: Россия - первое, Гонконг - второе, Сингапур - четвертое (на третьем оказалась Канада).

Как проверяют?

Как проводится это исследование? В России выборка была сделана по 45 субъектам Федерации, школы выбирались наугад, четвероклассникам предлагались тексты - художественный и научно-популярный - и оценивалось их умение понять и интерпретировать прочитанное. На каждое задание отводилось 40 минут. За это время маленькие читатели должны были выявить главную мысль автора, объяснить, с какой целью написан текст; им приходилось обобщать данные из различных кусков материала и высказывать собственное мнение.

В обоих случаях - в чтении для удовольствия и в чтении для получения информации - наши четвероклассники оказались на высоте: высказывались увереннее, были смелее и самостоятельнее в суждениях своих зарубежных сверстников.

Разные вопросы к текстам приносили от одного до трех баллов, потом все это суммировалось, переводилось на тысячебалльную шкалу, подсчитывалось, и полученный результат - 565 баллов - намного превзошел средний международный показатель (500 баллов). Всего же 61% российских школьников показали повышенный уровень знаний и умений - такое вот продвинутое получилось поколение.

Когда в порядке эксперимента эти же тетради с заданиями предложили взрослым, они задумались, попросили повременить и дать им перечитать текст - в общем, чтобы соответствовать уровню современной начальной школы, им пришлось серьезно потрудиться.

Откуда что взялось?

Из чего сложился этот успех? Специалисты отмечают несколько факторов.

Во-первых, повсеместный переход на четырехлетнее начальное образование. Средний возраст 10,8 лет окончивших начальную школу в 2006 году по сравнению с 10,3 года «выпускников» 2001 года - существенная разница для этого возраста. Четырехлетняя школа, считает заместитель министра образования Исаак Калина, стала спокойней, терпеливее по отношению к ребенку, что для начального образования - одно из главных качеств.

Во-вторых, дало результат то, что родители стали больше заниматься своими детьми. Прошла лихорадка 90-х, а может, попривыкли люди к новому ритму жизни и стали больше играть со своими малышами, читать им книжки, песни петь, в зоопарк водить, поэтому дети оказались лучше подготовленными к школе. Ведь не секрет, что, общаясь с любящими взрослыми, дети и болеют меньше, и развиваются лучше.

Сказывается и система предшкольного образования - и в детских садах, и в специальных центрах организована подготовка малышей к школе. Имеет смысл, конечно, не дублирование программы первого класса, а именно подготовка, психологическая и физическая, к школьной жизни: работа над мелкой моторикой, умение общаться, стимулирование общего развития. В идеале «предпервый класс» должен быть классом веселой игры и чтения хороших книжек - играючи легче всего научиться читать и считать.

Большую роль сыграли новые развивающие программы начального обучения, направленные на развитие творческих способностей ребенка - реализация идей, заложенных еще Выготским, Элькониным, Давыдовым, Занковым. 78 комплектов учебных методик - учебников, пособий, дидактических материалов - применяются в нынешней начальной школе, разработана и система повышения квалификации учителей. Привычными для нынешних школьников стали учебные тетради на печатной основе, что тоже помогло им легко справиться с заданием IFA, в отличие от озадаченной «контрольной группы» взрослых, которые в своем школьном прошлом с такими пособиями не встречались.

Что делать?

Как удержать достигнутую победу? Какие резервы помогут нам и впредь не отрываться от Гонконга и Сингапура и обгонять Англию и Бельгию?

Специалисты считают, что простые количественные рецепты - больше часов чтения, меньше детей в классе - результата не дают, весь секрет в структурировании урока, в мобилизации активности ребенка. Важен и гендерный подход: во всем мире мальчики читают хуже девочек - значит мальчишкам нужно повышать мотивацию, составлять тексты, интересные именно им, разработать программу поддержки чтения у мальчиков в начальной школе.

Наши школьники традиционно интересуются больше литературными, чем научно-популярными текстами, значит, полагают специалисты, следует уделять больше внимания работе с информацией, в том числе чтению электронных текстов. Хорошо бы только, чтоб электронная грамотность не заменила интеллигентность.

Результаты исследования PIRLS демонстрируют «серьезный прорыв младшей школы в России», и, по мнению эксперта, это делает еще более заметным ее отрыв от старшей, которая сегодня занимается откровенным натаскиванием подростков к сдаче ЕГЭ.

Поздравляем!

Остается еще раз поздравить нашу «началку» со славной победой - тех, кто учит, и тех, кто учится, и пожелать основной школе таких же успехов в творческом развитии личности.