История

Перед подведением итогов вспомним условия конкурса и историю его появления на страницах «Учительской газеты». Итак, конкурс проводился в рамках образовательной программы, которую давно и успешно реализует в школах Российской Федерации компания ООО «Проктер энд Гэмбл», производитель продукции под товарным знаком Always. Программа направлена на повышение уровня общей гигиенической культуры, социальной адаптации и формирование навыков здорового образа жизни у девочек-подростков.

В рамках данной программы в школах 38 городов Российской Федерации специально подготовленные врачи-гинекологи и педиатры проводят уроки гигиены и здоровья для школьниц 7 и 8 классов с использованием предоставленных компанией ООО «Проктер энд Гэмбл» наглядных материалов.

В других городах к проведению подобных уроков привлекаются учителя-предметники и классные руководители. Им в помощь безвозмездно предоставляются лекционные, демонстрационные и раздаточные материалы, специально разработанные ведущими педагогами, гинекологами и подростковыми психологами России. Для удобства использования предоставляемая лекция написана не в виде тезисов, а в виде текста, адаптированного для восприятия подростками. В нем собрана наиболее важная и современная информация по теме женской гигиены и здоровью.

Помимо множества актуальной информации, которую подростки приобретают на данных уроках, каждая девочка получает в подарок красочную информационную брошюру. Брошюры написаны языком подростковых журналов, поэтому хорошо воспринимаются девочками 12-13 лет.

По словам учителей - участников программы, школьная программа «Always» повышает интерес девочек-подростков к себе как к взрослеющей личности. Интерактивная, живая форма занятия, информативность, доступность и наглядность, а также качество раздаточного материала мотивируют интерес и внимательное отношение к собственному здоровью, способствуют повышению гигиенической культуры. Таким образом, делается еще один важный шаг в направлении достижения целей «Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации», и шаг этот делает школа!

В целях расширения программы весной 2007 года на страницах «Учительской газеты» появилась новая рубрика - «Академия Always». Рубрика предназначена для учителей и классных руководителей, интересующихся вопросами гигиенической культуры и воспитания здорового образа жизни у подростков. В публикациях были затронуты темы здорового образа жизни, принципов личной гигиены, ответственного отношения к своему здоровью, правильного питания, а также психологии, субкультуры и языка современных подростков. Приглашенные эксперты в области педиатрии и педагогики дали немало советов, как наладить разговор на «деликатную тему».

Одновременно с публикацией экспертных рекомендаций был объявлен конкурс среди учителей на лучшую методическую разработку и реализацию классного часа или урока, посвященного женской гигиене и здоровью. По условиям конкурса до конца 2006/2007 учебного года нужно было провести классный час (или урок) на предложенную тему с ученицами 7 и 8 классов с использованием предоставляемых компанией ООО «Проктер энд Гэмбл» текста лекции и демонстрационных материалов, а в конце урока требовалось собрать отзывы девочек. Так как информационное наполнение было задано условиями конкурса, жюри оценивало оригинальность его подачи, количество и качество отзывов от девочек, прослушавших урок и получивших информационные брошюры с образцами продукции под товарным знаком «Always». Оформлением материалов участники могли заниматься все лето: отправить их в комиссию можно было до 7 сентября 2007 года.

Уже в октябре планировалось подвести итоги конкурса, чтобы порадовать победителей призами к новогодним праздникам. Но заявки на участие продолжали поступать и после 7 сентября. Поэтому жюри приняло решение перенести сроки окончания конкурса до 29 октября 2007 года, чтобы возможность заявить о себе была у всех желающих.

Объединяющее начало

Несмотря на заданное условиями конкурса информационное наполнение занятия по теме женской гигиены и здоровья, участники организовали совершенно не похожие друг на друга лекции: одни читали лекцию сами, другие привлекали врачей и старшеклассников; одни проводили опыт самостоятельно, перед всем классом, другие доверяли демонстрацию кому-то из учеников, третьи вовлекали весь класс; одни пробуждали исследовательский дух школьников, воссоздавая атмосферу университетской аудитории, другие совмещали научный поиск с путешествием по школе. При всех различиях конкурсных работ их объединяет искренняя заинтересованность педагогов в усвоении материала девочками, желание поделиться с ученицами своими знаниями, создать в классе доверительную атмосферу, которая облегчает диалог на деликатную тему.

Выбрать победителей было непросто, ведь педагогический талант и индивидуальность украшали каждую работу. При выборе жюри руководствовалось следующими критериями:

- наличие предварительного плана урока;

- описание того, как в действительности прошел урок и опыт;

- рассказ учителя о том, почему он выбрал именно такой вариант проведения занятия;

- обоснование тех или иных педагогических приемов, использованных на уроке;

- количество привлеченных участников (проверяется по заполненным анкетам);

- содержание отзывов принимавших участие в уроке и раздаче брошюр с образцами продукции под товарным знаком «Always» девочек 7 и 8 классов (проверяется по заполненным анкетам).

Наличие иллюстраций и фотографий в работе, конечно, не являлось решающим критерием, однако сделало некоторые работы очень запоминающимися. Жюри конкурса очень благодарно тем учителям, чьи материалы, дополненные уменьшенными копиями репродукций, рисунков и плакатов, позволили им самим превратиться буквально в участников занятия на тему женской гигиены и здоровья.

Их мнение

Большое внимание при знакомстве с отчетами учителей жюри уделило отзывам девочек. Ведь урок проводился именно для них, поэтому их мнение о результатах самое важное. В своих отзывах девочки утверждали, что в классе сложилась доверительная атмосфера, и ее появление было очень важно для обсуждения столь деликатных вопросов.

Все участницы проекта отметили, что им очень понравился урок. Особенный интерес вызвал опыт, который наглядно демонстрировал достоинства прокладок Always. Девочки посчитали урок женской гигиены и здоровья очень нужным, интересным и познавательным. Некоторые отмечали, что узнали много новой информации, другие утверждали, что благодаря уроку расширили и углубили свои знания. Одна из учениц призналась, что боялась задавать такие вопросы маме, но теперь смогла получить необходимую информацию, которой обязательно поделится с подругами из других классов.

Анализируя анкеты, можно понять, что учениц 7 и 8 классов в большей степени интересуют практические вопросы и в меньшей - теория. Так, им интересно знать, почему в критические дни их сопровождает плохое настроение, можно ли в эти дни заниматься спортом, зачем и как вести календарь менструаций.

В отзывах девочек встречаются оригинальные идеи и предложения учителям по проведению урока гигиены и здоровья. Большинство девочек-подростков, которые присутствовали на этом уроке, настаивают на том, что подобные занятия нужно проводить чаще, чем раз в год. Некоторые просят расширить информацию о гигиенических средствах, предлагают обязательно проводить встречи с врачами и гинекологами. Некоторым девочкам хочется, чтобы подобный урок проходил в больнице!

Наконец, участницы благодарят компанию ООО «Проктер энд Гэмбл» за подарки и приглашение участвовать в Корпорации девчонок. По словам девочек, многие из них пользуются только продукцией Always, потому что она хорошего качества. «Я понимаю, что качество важнее цены», - пишет одна семиклассница.

Лучшие из лучших

Итак, победителями конкурса «Академии Always» становятся:

- Денисова Людмила Ивановна (г. Узловая, Тульская обл., МОУ СОШ № 9). На свой урок она пригласила сразу двух экспертов - заведующего отделением гинекологии и врача-терапевта из роддома. Вместе с учителем они не только рассказали о физиологических аспектах взросления, но и затронули практические вопросы, которые так волнуют подростков.

- Дуванова В.В., учитель биологии (г. Кимовск, Тульская обл., МОУ СОШ №5), уделила большое внимание предварительной подготовке к беседе. Главная цель этого этапа заключалась в том, чтобы узнать, какой информацией девочки уже владеют. Такое решение позволило адаптировать текст лекции, сделать информацию адресной.

- Колесова Наталья Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе (г. Туймазы, респ. Башкортостан, МОУ СОШ № 7), руководила организацией в школе игры-путешествия «Только для девчонок». С разными фрагментами лекции девочек знакомили на разных станциях. Такая форма организации мероприятия позволила принять в нем участие максимальному числу учеников - 56!

- Мосолова Евгения Валерьевна, учитель биологии (п. Сахзаводской, Орловская обл., Сахзаводская средняя школа), напоминает, что любые лекции, прямо или косвенно связанные с темой «Размножение», дети выслушивают со смешками. Такая реакция скрывает их неуверенность и страх. В своей работе педагог наглядно описала приемы, при помощи которых ей удалось избежать подобных детских реакций.

- Нижегородцева М.Г., заместитель директора по воспитательной работе - координатор проекта (г. Клин, Московская обл., МОУ СОШ № 10), рассказала о том, что лекцию по теме женской гигиены и здоровья в их школе провели девушки-старшеклассницы. «В отличие от учителя они могут говорить о сложном просто, поскольку эта тема им более близка и является частью их жизни в школе, молодежной среде, компании сверстников», - утверждают учителя школы.

- Сергеева Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы (пос. Зеленый, Тамбовская обл., Зеленовская средняя школа), провела самый малочисленный урок, ведь в ее классе учатся всего 4 девочки. Педагог рассказала, с какими трудностями ей пришлось столкнуться и как она смогла их преодолеть.

- Серебрякова Татьяна Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе (с. Криуша, Рязанская обл., МОУ «Криушинская СОШ»), создала эстетически привлекательный образ урока. В продуманной до мелочей атмосфере класса, где даже оборудование для опыта и ящик для анонимных вопросов были красивыми, девочкам, наверняка, было проще говорить на тему женской гигиены и здоровья.

- Трофимова Валентина Васильевна, учитель биологии (г. Кораблино, Рязанская обл., Кораблинская гимназия), разделила лекцию на два занятия. Первое было посвящено анатомии и физиологии репродуктивной системы, второе - физиологии полового созревания девочек. Такое дробление, несомненно, облегчает усвоение информации, делает шаг к систематической работе по проблеме.

- Храброва Наталья Алексеевна, учитель биологии и химии (г. Новомосковск, Тульская обл., МОУ СОШ № 1), построила свою методику на открытости, доступности, доверительности и откровенности. Это позволило применить интерактивную, вопросно-ответную форму занятия по теме женской гигиены и здоровья, отобрать нужную именно ее классу информацию, что выгодно отличает работу Натальи Алексеевны.

- Хрыкина Валентина Петровна, классный руководитель (пос. Правда, Тульская обл., МОУ «Правдинская СОШ»), разделила лекцию на тематические блоки и представила ее в форме «путешествия в девичьи проблемы» с остановками на станциях «Подросток», «Здоровый образ жизни», «Always» и «Вопросы»

Каждый победитель получает в подарок телевизор. Призы победителям будут доставлены не позднее февраля 2008 года. А их методические разработки будут опубликованы* в ближайших номерах «Учительской газеты» в рубрике «Академия Always».

С подробностями об итогах конкурса и доставке призов можно ознакомиться на сайте

http://www.procterandgamble.ru/programs/

Серебряные призеры

Отдельного внимания заслуживают работы других участников конкурса, в которых также немало интересных идей, искреннего желания помочь школьникам в освоении новой и порой пугающей информации. Широкий пьедестал второго места разделили:

- Абрамова Тамара Вячеславовна, учитель биологии (с. Напольное, Рязанская обл., МОУ Напольновская СОШ), которая создала активную позицию участников лекции, привлекла девочек к проведению опыта;

- Алексеева Римма Робертовна, учитель биологии (г. Старый Оскол, Белгородская обл., МОУ СОШ № 1), которая в дополнение к проведенному уроку разработала и поделилась рекомендациями для родителей о том, как разговаривать с дочерьми на деликатные темы. «Часто взрослые думают, что заводить подобные беседы еще рано, но потом оказывается, что момент уже упущен, - утверждает она. - И тогда первая менструация может стать большим потрясением, вызвать страх и волнение»;

- Бычинская Тамара Васильевна, учитель биологии (г. Ачинск, Красноярский край, МОУ СОШ № 15), дополнила текст лекции интересными научными данными, подобрала иллюстративный материал (схемы, диаграммы и пр.);

- Клещ Светлана Анатольевна, учитель биологии (г. Почеп, Брянская обл., МОУ СОШ им. Н.А. Некрасова), сделала лекцию частью урока по теме «Жизненные циклы. Размножение», описала развитие женского организма как подготовку к зарождению новой жизни;

- коллектив Еремковской СОШ (с. Еремково, Тверская обл.), организовавший классный час «Корпорация девчонок»;

- коллектив Закромско-Хуторской школы (п. Кромское, Орловская обл.), который пригласил для проведения лекции фельдшера мед. пункта, понимая, что иногда даже незнакомый человек, но доктор является для подростков большим авторитетом;

- Курепина Венера Алексеевна, учитель ОБЖ (п/о Павловской, Московская обл., МОУ Павловская основная общеобразовательная школа), подготовила для занятия на деликатную тему компьютерную презентацию;

- Кутейникова Л.Н. (п. Академический, Тверская обл., МОУ «Академическая СОШ»), которой, судя по восторженным отзывам учениц, удалось создать доверительную атмосферу, заинтересовать девочек;

- Линкевич Валентина Борисовна, заместитель директора лицея (г. Кириши, Ленинградская обл.), которая рассказала о совместной работе учителя биологии и медицинского работника над лекцией и демонстрационными материалами;

- Смирнова Елена Борисовна (с. Георгиевской, Костромская обл.), которая получила благодарность от родителей, отметивших, что после лекции девочки перестали бояться разговаривать с ними на аналогичные темы;

- Юрикова Лариса Павловна (г. Торжок, Тверская обл., МОУ СШ № 5), которая при проведении мотивационной мастерской под названием «Великий женский секрет» воспользовалась дополнительной литературой и организовала урок таким образом, что девочки стали активными участницами процесса поиска знаний по предложенной теме.

Каждый из этих педагогов получит поощрительный приз: большое белоснежное полотенце с логотипом Always. Призы победителям будут доставлены не позднее февраля 2008 года.

Подробности вы найдете на сайте

http://www.procterandgamble.ru/programs/

Есть шанс

Первый конкурс «Академии Always» объединил в творчестве многих прогрессивно настроенных педагогов. Однако в нем не смогли принять участие все желающие. Вместе с тем отзывы школьниц показали, что им интересно обсуждение изменений в женском организме, в особенности во время подросткового периода, они видят необходимость в беседах на тему женской гигиены и здоровья. Вот почему «Академия Always» решила возобновить конкурс в 2008 году.

АНОНС КОНКУРСА

В апреле 2008 учебного года «Академия Always» приглашает вас к участию в конкурсе. Продемонстрируйте свое педагогическое мастерство и получите главный приз - телевизор. Самые интересные методические находки будут опубликованы* в «Учительской газете»!

Условия конкурса:

до 30 сентября 2008 проведите урок гигиены и здоровья/классный час для девочек 7 и 8 классов и опыт с предоставленным демонстрационным набором (текст лекции и подробные инструкции по проведению опыта вы получите в посылке**);

после лекции раздайте девочкам полученные образцы гигиенической продукции и информационные брошюры;

получите письменные отзывы девочек об уроке (форма для отзывов прилагается к посылке, отзывы заполняются девочками лично);

поделитесь собственными методическими советами и оригинальными методическими разработками по тому, как построить открытый диалог на деликатную тему с девочками 7 и 8 классов;

До 30 октября 2008 г. пришлите свои методические разработки, отзывы девочек, а также фотографии (если имеются) на адрес: 101000 Москва, а/я 99. С пометкой - Конкурс «Академия Always».

10 главных призов (10 телевизоров) достанутся тем учителям, работы которых будут признаны жюри конкурса доступными и понятными для девочек-подростков, учитывающими культурные и психологические особенности данного возраста, стимулирующими участие девочек в беседе (проверяется по заполненным девочками отзывам).

Специальный приз стоимостью до 4000 руб. получат те преподаватели, которым удастся провести занятие, раздать образцы продукции и получить отзывы от всех учениц 7 и 8 классов своей школы! (Количество учениц 7 и 8 классов указывается в заявке на участие в конкурсе и получение лекционных и демонстрационных материалов, количество отзывов, полученных после окончания занятий, не может превышать указанное в заявке).

Подведение итогов состоится в ноябре 2008, имена 10 победителей и лучшие методические материалы будут опубликованы* в «Учительской газете».

Призы будут высланы победителям по почте до 30 декабря 2008.

Екатерина Сорочкина

С подробностями об итогах конкурса 2006/2007 года можно ознакомиться на сайте

http://www.procterandgamble.ru/programs/

По всем вопросам, связанным с конкурсом «Академии Always», обращайтесь по адресу: 101000 Москва, а/я 99. С пометкой - «Академия Always», а также по телефону (8-800)200-20-20 (звонок бесплатный по России) или по электронному адресу akademia@devchat.ru

_______________________

* Принимая участие в конкурсе, учителя дают свое согласие на то, что их работы с указанием имени и фамилии, могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

** Для получения лекционных и демонстрационных материалов, необходимых для проведения урока женской гигиены и здоровья, пришлите заявку на участие в Программе в 2008/2009 году. Форма заявки - свободная, с обязательным указанием точного почтового адреса получателя посылки и количества учениц 7 и 8 классов.