Хозяйки завтрашнего дня

Странное чувство охватывает, когда смотришь на актовый зал, где на торжественную церемонию открытия собрались все участники конкурса, члены Большого жюри, представители липецкой педагогической «знати». Вроде ведь самые обычные женщины (о единственном мужчине-конкурсанте разговор особый и чуть позже), ходят по улицам, ездят в общественном транспорте, сводят концы с концами, плачут и смеются, бывают правы, а иногда ошибаются, и все-таки они не такие, как мы. Потому что мы зависим от них куда больше, чем они от нас. Им дарована власть, о которой они могут лишь смутно догадываться, целиком не осознавая даже всей полноты своего могущества. Ведь этим женщинам, которые сейчас, как ни в чем не бывало, рассаживаются по своим местам, взволнованно переговариваются, мысленно готовятся к напряженной трехдневной работе, мы доверчиво отдаем своих собственных детей. Отдаем на целый день и на годы. Веря в то, что они заронят в них только хорошее, никогда не обидят, любовно отнесутся ко всем их особенностям и недостаткам. У школьных учителей тоже есть эта власть, но у воспитателей детских садов ее больше - им доверяют еще совсем неокрепшие, нежные души-бутоны, где каждое неверное движение - гибельно. Об этом говорила и первый заместитель начальника Управления образования и науки Липецкой области Валентина Григорьева: «Все здоровье нации, наше собственное будущее - в ваших руках». Но, по крайней мере, странно требовать от профессионалов-дошкольников всего, ничего не предлагая им взамен. И речь в данном случае не столько даже о финансовой и технической помощи, сколько об уважении и искреннем интересе к этим людям, их труду, исканиям и находкам. На это обратила внимание первый заместитель главного редактора «УГ», председатель Большого жюри конкурса Ирина Димова: «Наша газета стояла у истоков теперь уже национального конкурса «Учитель года России», мы учредители конкурсов «Лучшие школы России», «Лидер в образовании», «Сердце отдаю детям», а сегодня вот решили обратиться к «дошкольникам», представить стране плеяду ярких, талантливых и творческих воспитателей. Нам было очень любопытно читать пришедшие на конкурс работы. А вам, думаю, будет интересно поделиться накопленным опытом, рассказать о наболевшем, открыть друг другу нечто сокровенное, что можно поведать только близким и единомышленникам».

После таких значительных и в то же время теплых слов самое время перейти к жеребьевке, провести которую ввиду приближающегося Нового года вызвались Дед Мороз и Снегурочка. Случай распорядился так, что первой в «бой» за победу вступала номинация «Здоровое детство», и право первой подняться на конкурсную сцену выпало Ирине Карпезиной, заведующей санаторно-лесной школы «Полянка» города Балашиха Московской области, учителю математики, 20 лет назад попавшей в орбиту дошкольного образования и оставшейся там навсегда. А возможность завершить серию конкурсных презентаций досталась номинации «Территория любви» и заместителю заведующего детским садом №18 «Дюймовочка» города Усть-Илимска Иркутской области Наталье Сапожниковой. Забегая вперед, скажу, что и для Ирины Александровны, и для Натальи Валерьевны их порядковые номера оказались триумфальными.

Здравствуйте, дорогой министр!

Первое испытание очного этапа конкурса - «Письмо министру образования и науки России». Тема в духе времени: «Чтобы у детского сада было будущее, нужно...». Всего за несколько часов надо выстроить свои многочисленные идеи в одну плотную связную схему и по возможности корректно выложить министру все, что хочется сказать о современной дошкольной системе, о ее положении на иерархической лестнице отечественного образования, о том, что следует исправить и изменить. И конкурсанты за словом в карман не лезут... Валентина Слепухина, старший воспитатель детского сада №33 города Бузулука Оренбургской области, призывает «обеспечить реализацию идеи предшкольного образования базисной программой». «Необходима организация работы науки по разработке методик и технологий формирования школьно-

значимых функций у ребенка 5-7 лет, - продолжает Валентина Владимировна. - Подготовка к школе должна быть похожа не столько на сборы в полярную экспедицию, когда необходимо все учесть и предусмотреть, сколько на готовность Робинзона Крузо жить и действовать в непривычных условиях». А Светлана Миненко, методист детского сада «Багульник» из Агинского бурятского автономного округа, попыталась убедить министра, что «необходимо разработать и внедрить единые государственные стандарты дошкольного образования». Наталья Зайцева из Челябинской области напомнила Андрею Александровичу, как в 2004 году он приезжал в город Златоуст и был у нее в гостях, в детском саду №77. Тогда министр согласился с тем, что в группы нельзя набирать более 15 детей, а в ясельные, так и вовсе, не более 10. А теперь Наталья Геннадьевна обозначила очередную острую проблему: «Я не согласна с новыми проектами «рекрутирования» шестилетних и даже пятилетних детей в школу, так как сегодня школа не готова к обучению дошкольников». Ольга Такмакова, заместитель заведующей детского сада №57 города Рубцовска Алтайского края, не стала ходить вокруг да около, а прямо заявила: «Государство не любит своих педагогов. А НЕЛЮБОВЬ на государственном уровне - это страшно! Отсюда - букет разнообразных проблем, и в первую очередь - кадровых... Но скажите, как жить молодому специалисту на заработную плату 2200-2500 рублей?» Некоторые, подобно Ирине Карпезиной из Подмосковья, Дмитрию Рытову из Петербурга или Маргарите Хазовой из Свердловской области, предлагали министру целые пошаговые программы, где подробно останавливались на вопросах финансовых, программно-методических, управленческих и законодательных. Дмитрий Анатольевич, тот самый единственный мужчина-конкурсант, каким-то волшебным ветром занесенный в систему дошкольного образования, учитель музыки и суперфиналист конкурса «Учитель года России-97», предположил, что «стандартизация дошкольного образования может найти дальнейшее развитие в создании национальной доктрины дошкольного образования».

Любое из этих 22 писем Андрею Александровичу наверняка было бы интересно прочитать с карандашом в руке. Ведь они написаны теми, кто знает, о чем говорит, а главное - написаны не формально, но выстраданы сердцем. А еще читать их по-человечески приятно, потому как сколь резка и откровенна ни была бы середина, в финале каждого - добрые слова, пожелания счастья и успехов в наступающем новом году.

Здесь будет город-сад

Кульминация конкурса - день второй, защита проектов «Детский сад будущего». Предполагалось, что именно это главное задание раскроет управленческий и творческий потенциал участников, покажет, как под микроскопом, до чего может дойти фантазия и вера неравнодушного педагога.

Сравнивать участников сложно. Кто-то действительно разработал целый проект-мечту, подробно описал, каким архитектурным и содержательным «чудом света» однажды станет его детский сад, каким оснащением обзаведется, в какой культурно-просветительский центр превратится. Ирина Карпезина из Балашихи «наколдовала» бы для своей «Полянки» кабинет УЗИ и медицинскую экспресс-лабораторию. Маргарита Хазова из Свердловской области с удовольствием приняла бы в штат своей «Белоснежки» тренера по йоге. Вера Голикова, заведующая псковским детским садом №41, считает, что если дошкольным учреждениям не вернуть ставку врача-педиатра - добра не жди. Нина Чебыкина с радостью открыла бы в своем детском саду №10 города Батайска Ростовской области «Школу отцовства», а ее землячка Ирина Исаева, педагог-психолог батайского детского сада №16, ратует за финансовую автономность дошкольных учреждений. Татьяна Коростелева, педагог-психолог детского сада №49 «Родничок» города Нижневартовска, настаивает на том, чтобы государство обязало мам и пап получать специальное образование «родитель» - и все в том же «детском саду будущего». Одним словом, беря пример с воспитанников, многие конкурсанты дали волю своему воображению, не поскупились на мечту и оттого, конечно же, в глазах жюри выглядели более выигрышно.

Но были и те, кто понял задание по-своему и вместо проекта-гипотезы, проекта-сказки предложил коллегам красочный и подробный отчет о своих сегодняшних успехах. Рассказал о том, какие замечательные кружки и секции уже открыты, цветники разбиты, и сколько за все это получено наград и дипломов. И такое прочтение задания, видимо, не могло не сказаться на итоговых баллах.

Сложнее всего пришлось Раисе Гладышевой, заведующей липецкой прогимназией №59. С одной стороны, ее грели родные стены, но они же и накладывали гигантскую ответственность. Зато она единственная смогла не только рассказать, но и показать свое «поместье», по-другому и не назовешь тот роскошный ансамбль из трех зданий - детского сада, начальной школы и спортивно-оздоровительного комплекса, - где Раиса Анатольевна и ее соратники проводят более чем любопытные эксперименты. Ее дети занимаются акробатикой, художественной гимнастикой, основами циркового искусства. «Конек» прогимназии №59 - введение раздельного обучения мальчиков и девочек. Цель одна - вернуть будущему обществу настоящих мужчин.

Несмотря на более чем плотное расписание конкурса, хозяева нашли возможность ознакомить своих гостей с повседневной жизнью липецкой системы дошкольного образования. Свозили на экскурсию в детский сад №15, не стеснялись проблем: как и во всей России, в Липецке гигантские очереди в детские сады, но и скрывать успехов не стали - каждый год в одном только областном центре в строй вводятся сразу несколько дошкольных учреждений.

Персональная «Планета детства»

Третий день и последнее задание - пресс-конференция. Жюри уже приняло решение, лидеры очевидны, но этот «блиц-опрос» - последняя возможность скорректировать результаты, увидеть то, что, возможно, осталось незамеченным. Вопросы от имени судей - непростые, узкопрофессиональные - задает Наталия Чуракова, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института повышения квалификации специалистов профессионального образования Санкт-Петербурга, главный редактор издательства «Академкнига/учебник», без помощи которого «Детский сад будущего-2007» также был бы невозможен. Журналистов, как водится, интересуют «блюда» поострее - воспитание детей-мигрантов, «финансовые отношения» с родителями...

Итоги трехдневной работы конкурса оглашают уже через несколько часов на сцене Липецкого драматического театра. Пять белоснежных фарфоровых глобусов «Планета детства», пять символов победы в номинациях разлетаются по всей стране. И имена победителей, как имена первых космонавтов, уже вошли в историю российского дошкольного образования. Глобус за первое место в номинации «Здоровое детство» отныне украшает кабинет Ирины Карпезиной в подмосковной «Полянке». «Планета детства» в номинации «Родитель тоже педагог» вместе с Ниной Чебыкиной отправился в Ростовскую область, в батайский детский сад №10. Дмитрий Рытов, лучший в номинации «Играем, учимся, растем», увез свою «Планету» в Петербург, в детский сад №684 «Берегиня». Обзавелась собственной «Планетой» и Ирина Строгонова, заведующая детским садом №21 города Алексина Тульской области. Дальше всех отправился приз за победу в номинации «Территория любви» - в морозный Усть-Илимск Иркутской области, в детский сад №18 «Дюймовочка», вместе с заместителем заведующей Натальей Сапожниковой. В придачу к изящной статуэтке победителям полагались сертификат на 10 тысяч рублей от издательства «Академкнига/учебник» и мягкие игрушки от известного детского бренда «Смешарики». На этом, впрочем, дождь подарков не иссяк. Оставшимся семнадцати участникам «Академкнига/учебник» преподнесла «книжные» сертификаты на полторы тысячи рублей. Нашел своих героев и Профсоюз работников народного образования и науки РФ. Марина Степина, главный специалист ЦК профсоюза, вручая конкурсантам из Липецка, подмосковного Клина, Пскова, Мурманской и Ростовской областей сертификаты на 10 тысяч рублей, объяснила, что это не просто премия или мини-грант на развитие или создание в детском саду профсоюзной «первички», но благодарность тем, в чьих выступлениях громче всего звучало слово «мы». Людмиле Денякиной, заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, так понравился проект Антонины Добжанской, заведующей детского сада №17 «Малыш» города Новодвинска Архангельской области, что она, не раздумывая, пригласила весь коллектив Антонины Васильевны на курсы в Москву. А Ольга Веннецкая, заведующая лабораторией раннего детства Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, пообещала включить детский сад №33 города Бузулука Оренбургской области в федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 года. А еще жюри конкурса присудило символический «приз симпатий» Ирине Исаевой, педагогу-психологу из Батайска, и Аклиме Даниловой, воспитателю детского сада №1 поселка Белый Яр Томской области. За красоту, обаяние, смелость и верность. Верность делу и самой жизни.