Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29 сентября 2006 года

Настоящий Закон принят в целях эффективной реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования - принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Закон призван обеспечить усиление общественного участия в общем образовании и в управлении им, рост влияния общества на качество общего образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности сферы общего образования, ее открытости для общественности, населения автономного округа.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает порядок формирования, функционирования и развития государственно-общественного управления общим образованием на территории автономного округа, возможные формы его поддержки со стороны органов государственной власти автономного округа, создает нормативные правовые условия для развития государственно-общественного характера управления общим образованием на территории автономного округа.

Статья 2. Законодательство о государственно-общественном управлении в сфере общего образования автономного округа

Правовой основой организации и деятельности государственно-общественного управления в сфере общего образования на территории автономного округа являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», настоящий Закон, иные нормативные правовые акты автономного округа, принятые в соответствии с настоящим Законом.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

государственно-общественное управление в сфере общего образования автономного округа - постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении общим образованием, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.

Государственно-общественное управление в сфере общего образования автономного округа может осуществляться путем создания как раздельных органов и форм государственного управления общим образованием и общественного самоуправления в сфере общего образования, так и совместных органов и форм государственно-общественного управления общим образованием;

система государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа - единая система организационных форм и органов на уровне автономного округа, на уровне общеобразовательных учреждений и организаций, обеспечивающих согласование законных интересов, прав, гарантий, обязательств, координацию деятельности, взаимодействие и совместную деятельность по вопросам компетенции в области образования органов государственной власти, органов управления образованием автономного округа, по вопросам определенной законодательством компетенции общеобразовательных учреждений с объединениями юридических лиц, общественными и государственно-общественными объединениями, иными юридическими лицами и гражданами, осуществляющими деятельность в сфере общего образования;

общественное самоуправление в сфере общего образования автономного округа - система организационных форм и органов самоуправления для осуществления в пределах, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом, самостоятельных и под свою ответственность решений гражданами непосредственно и (или) через органы самоуправления (как в системе органов управления образованием и в системе управления образовательных учреждений, так и через самодеятельные организации и общественные объединения) по вопросам функционирования и развития сферы общего образования исходя из интересов граждан, населения;

орган государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа (государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Совет) - создаваемый Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Правительство автономного округа) коллегиальный орган, имеющий определенные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами управленческие полномочия в сфере общего образования, формируемый посредством процедур выборов, назначения из представителей участников образовательного процесса (педагогических работников, обучающихся, их родителей), других работников образовательных учреждений, представителей общественности (научной, культурной, деловой и так далее), представителей органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, органов управления в сфере общего образования, а также из представителей граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования;

органы самоуправления в сфере общего образования автономного округа - коллегиальные органы, формируемые собраниями, конференциями представителей участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования, посредством процедур выборов, назначения на уровне автономного округа, муниципальных образований, общеобразовательных учреждений;

общественное наблюдение - участие представителей органов самоуправления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий автономного округа и муниципальных образований автономного округа.

Статья 4. Основные принципы реализации государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа

Государственно-общественное управление в сфере общего образования на территории автономного округа основывается на следующих принципах:

1) законность, реализация и защита прав участников образовательного процесса;

2) приоритетность для систем управления общим образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

3) добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении в сфере общего образования;

4) охват всех уровней управления (уровня автономного округа, муниципального уровня, уровня общеобразовательного учреждения);

5) сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования автономного округа;

6) иные принципы.

Статья 5. Основные цели участия общества в управлении в сфере общего образования автономного округа

Государственно-общественное управление в сфере общего образования автономного округа создается, функционирует и развивается в целях:

1) развития сферы общего образования автономного округа в интересах как общества, так и государства, наиболее полной реализации государственных гарантий и соблюдения прав граждан в области образования;

2) вовлечения общественности в формирование и реализацию образовательной политики автономного округа;

3) регулирования отношений, возникающих между органами государственной власти автономного округа в части их полномочий по реализации государственной политики и обеспечения государственных гарантий в области образования, подведомственными им образовательными учреждениями и обществом - участниками образовательного процесса (представителями педагогической, родительской, ученической общественности), представителями населения по поводу условий, процесса и результатов предоставления и получения гражданами общего образования, иных образовательных услуг;

4) организационного развития и повышения эффективности государственно-общественного взаимодействия в сфере общего образования, основными формами которого являются:

взаимодействие с целью информирования общественности о ситуации в образовании или конкретном образовательном учреждении и получения информации об общественном мнении по вопросам общего образования;

взаимодействие по организации общественных обсуждений, публичных дискуссий по проблемам общего образования;

взаимодействие в процессах участия общественности в решении вопросов ресурсного обеспечения общего образования, включая взаимодействие в области благотворительности и попечительства;

управленческое взаимодействие по вопросам подготовки, принятия, согласования и реализации управленческих решений в сфере общего образования.

Статья 6. Государственная поддержка органами государственной власти автономного округа деятельности органов государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяет и осуществляет меры государственной поддержки деятельности органов государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа, содействует органам местного самоуправления в осуществлении этих мер.

Орган управления образованием автономного округа обязан в порядке и в сроки, установленные Правительством автономного округа, информировать органы государственно-общественного управления о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере общего образования, образовательной и молодежной политики автономного округа.

По запросам органов государственно-общественного управления орган управления образованием автономного округа организует обучение, повышение квалификации членов этих органов в порядке, установленном Правительством автономного округа.

Статья 7. Поддержка органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа деятельности органов государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа

Органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа могут разрабатывать и реализовывать собственные формы и способы содействия и поддержки деятельности органов государственно-общественного управления, органов самоуправления в сфере общего образования, общеобразовательных учреждений.

Глава II. Органы государственно-общественного управления и формы участия общественности в управлении в сфере общего образования автономного округа

Статья 8. Государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

1. Органом государственно-общественного управления в сфере общего образования автономного округа является созданный Правительством автономного округа на основании настоящего Закона коллегиальный орган - государственно-общественный совет по общему образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. В Совет входят представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители), другие работники образовательных учреждений, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), представители органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, органов управления в сфере общего образования, а также представители граждан, их объединений и организаций, иных юридических лиц, действующих в сфере образования.

3. Полномочия Совета, а также его состав и порядок его формирования определяются Правительством автономного округа.

Статья 9. Формы самоуправления в сфере общего образования автономного округа

1. Формы самоуправления в сфере общего образования автономного округа - собрания, конференции участников или представителей участников образовательного процесса, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне автономного округа, на муниципальном уровне, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в сфере общего образования.

2. Конференции, собрания проводятся в целях:

1) информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере общего образования автономного округа;

2) заслушивания и обсуждения публичного отчета о деятельности сферы общего образования автономного округа;

3) выборов органов самоуправления в сфере общего образования автономного округа, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;

4) согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере общего образования автономного округа;

5) в иных целях.

Статья 10. Управляющий совет общеобразовательного учреждения

1. Управляющий совет общеобразовательного учреждения - коллегиальный орган, состоящий из избранных, назначенных членов и имеющий управленческие полномочия по решению и согласованию значимых вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.

2. В соответствии с федеральным законодательством полномочия управляющего совета общеобразовательного учреждения определяются уставом образовательного учреждения.

3. К примерным полномочиям управляющего совета относятся:

1) согласование компонента образовательного учреждения, учебного плана («школьного компонента») и профилей обучения;

2) утверждение программы развития общеобразовательного учреждения;

3) установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели (пятидневной или шестидневной), времени начала и окончания занятий;

4) решение о введении (отмене) в период занятий единой формы одежды для обучающихся и работников общеобразовательного учреждения;

5) рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала общеобразовательного учреждения;

6) заслушивание по представлению руководителя общеобразовательного учреждения и утверждение ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;

7) представление ежегодного публичного отчета общеобразовательного учреждения общественности и учредителю;

8) содействие в привлечении общеобразовательным учреждением средств из внебюджетных источников;

9) участие в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения;

10) рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении;

11) иные полномочия, закрепленные за управляющим советом по решению учредителя общеобразовательного учреждения.

4. В управляющий совет общеобразовательного учреждения входят избираемые представители участников образовательного процесса (педагогические работники, обучающиеся, их родители (законные представители), другие работники образовательного учреждения, представители общественности (научной, культурной, деловой и так далее), а также представители профсоюзных организаций. В состав управляющего совета входят по должности руководитель образовательного учреждения, а также назначенный представитель учредителя.

5. В общеобразовательных учреждениях с численностью обучающихся менее 100 человек управляющий совет, как правило, не создается.

Статья 11. Иные формы участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением

1. Иными формами участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением, за исключением установленных федеральным законодательством, могут быть:

1) собрания (конференции) родителей (законных представителей) обучающихся;

2) собрания педагогических работников;

3) собрания работников образовательного учреждения;

4) профсоюзные собрания;

5) собрания (конференции) обучающихся;

6) собрания попечителей общеобразовательного учреждения;

7) совместные собрания (конференции) представителей различных категорий участников образовательного процесса.

2. В соответствии с федеральным законодательством собрания (конференции) проводятся в порядке, предусмотренном уставом общеобразовательного учреждения, для целей:

1) информирования общественности о решениях и деятельности органов управления общеобразовательным учреждением;

2) заслушивания и обсуждения публичного отчета о деятельности общеобразовательного учреждения, включая его финансово-хозяйственную деятельность;

3) выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения, заслушивания и утверждения отчетов об их деятельности;

4) согласования с общественностью основных управленческих решений, принимаемых в системе государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения;

5) иных целей.

Глава III. Общественное участие в оценке качества образовательных услуг

Статья 12. Общественное наблюдение в сфере общего образования автономного округа

1. Для повышения эффективности общественного контроля в сфере общего образования автономного округа используются различные формы общественного наблюдения. Для их проведения на уровне автономного округа и на муниципальном уровне из числа представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций органами управления образованием формируются группы общественных наблюдателей.

2. Общественные наблюдатели имеют удостоверения, выданные соответствующим органом управления образованием.

3. Объектами общественного наблюдения являются:

1) процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена;

2) процедуры лицензирования образовательных учреждений;

3) процедуры аттестации образовательных учреждений;

4) процедуры аттестации администраций образовательных учреждений;

5) деятельность аттестационных, аккредитационных, медальных, конфликтных и иных комиссий автономного округа и муниципальных образований автономного округа;

6) процедуры проведения контрольных и тестовых работ для учащихся муниципальных образовательных учреждений и образовательных учреждений автономного округа.

Присутствие общественных наблюдателей на вышеуказанных процедурах может быть инициировано как образовательным учреждением, так и органом (органами) управления образованием.

Статья 13. Участие общественности в лицензировании и аттестации образовательных учреждений

1. Лицензирование и аттестация общеобразовательных учреждений, расположенных на территории автономного округа, проходят с обязательным участием представителей общественности.

2. Формами участия общественности в лицензировании и аттестации образовательных учреждений являются:

1) представительство в экспертных комиссиях по лицензированию и аттестации;

2) общественный контроль за соблюдением образовательными учреждениями условий, предусмотренных лицензией.

Глава IV. Публичная отчетность в сфере общего образования автономного округа

Статья 14. Публичная отчетность в сфере общего образования автономного округа

1. Публичная отчетность в сфере общего образования автономного округа - форма регулярного (как правило, не реже одного раза в год) информирования общественности о состоянии дел и результатах функционирования и развития сферы общего образования и образовательных учреждений в виде подготовки и распространения (публикации в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет») особого документа - публичного доклада.

2. Форма публичного доклада в сфере общего образования определяется Правительством автономного округа.

3. Публичность доклада выражается в обязательном его представлении обществу (родителям, социальным партнерам, представителям власти и общественности, всем заинтересованным лицам) через открытую публикацию в средствах массовой информации и (или) в электронном виде.

Статья 15. Публичная отчетность общеобразовательного учреждения

1. Публичная отчетность общеобразовательного учреждения выражается в представлении ежегодного открытого публичного доклада.

2. Ежегодный публичный доклад общеобразовательного учреждения утверждается для представления общественности и опубликования управляющим советом общеобразовательного учреждения.

3. Ежегодный публичный доклад общеобразовательного учреждения представляется на открытых конференциях (собраниях) педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, общешкольных ученических собраниях, конференциях (собраниях) родительской общественности, публикуется при наличии технической возможности на официальном веб-сайте общеобразовательного учреждения и в открытой печати и (или) публикуется отдельным изданием тиражом, достаточным для ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.

Глава V. Заключительные и переходные положения

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

О внесении изменений в Закон

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«О государственно-общественном управлении

в сфере общего образования

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры»

Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

15 июня 2007 года

Статья 1. Внести в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 октября 2006 года № 104-оз «О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2006, № 10, ст. 1112) следующие изменения:

1. В абзаце втором статьи 6 слова «, образовательной и молодежной политики» заменить словами «и образовательной политики».

2. Пункт 3 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«3. Полномочия Совета и порядок его формирования определяются Правительством автономного округа. Состав Совета утверждается Правительством автономного округа или уполномоченным им исполнительным органом государственной власти автономного округа.».

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

г. Ханты-Мансийск

28 июня 2007 года № 64-оз