- Показателем умения человека работать с информацией является уровень информационно-коммуникационной компетентности (ИКК), - рассказала Светлана Михайловна. – Под ИКК понимается способность и готовность учащихся к использованию новых цифровых и коммуникационных технологий для получения анализа, управления, интеграции, а также создания самой информации и коммуникации. И всё это, разумеется, при полном соблюдении этических и правовых норм.

По словам Светланы Авдеевой, ИКК включает в себя целый ряд умений:

- всесторонне работать с информацией (обеспечивать доступ к ней, осуществлять её поиск, интеграцию, управление, переработку, создание и передачу на её основе нужного сообщения, использование полученной информации по целевому назначению в процессе общения и др.);

- решать на основе полученной информации различные практические задачи, применяя при этом ИКТ;

- мыслить и продуктивно взаимодействовать в современном «цифровом» мире на основе оперирования разнообразными потоками информации и т.д.

Напомним, что ИКК входит в список навыков и характеристик, которые, наряду с критическим мышлением, умением работать в команде, самостоятельностью в принятии решения, здоровьем и благополучием, согласно исследованиям учёных, приобретут большую значимость в ближайшие пять лет. А значит, ценность наличия этих компетентностей трудно переоценить.

Специально для измерения уровня ИКК специалистами НФПК и ВШЭ был разработан уникальный инструмент, позволяющий оценить степень владения выпускниками основной ступени общеобразовательной школы современными ИКТ. Он получил название ICL Test. С его помощью можно тестировать учащихся в интерактивном режиме, выявляя их способности использовать знания и навыки для решения ситуаций из реальной жизни. При этом акцент делается на оценке уровня сформированности не технологических навыков и навыков владения определенными программными продуктами или техническими возможностями компьютера, а на способности оперировать информацией, решать практические задачи, используя ИКТ, мыслить и работать в «цифровом» мире. (Примеры типовых заданий можно увидеть на сайте http://ictlit.com/)

ICL Test измеряет уровень ИКК не только у конкретного ученика или класса, но и дает объективную оценку готовности выпускников основной школы к жизни в информационном обществе. Возможность получать подобные данные может заинтересовать директоров школ и руководителей систем образования разного уровня, так как результаты ICL Test позволяют формировать и корректировать образовательную политику отдельной школы, региона или даже целой страны.

Этот инструмент предоставляет возможности оценить, в какой мере интеграция ИКТ и ЭОР в школьный образовательный процесс позволяет реализовать активный деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение.

- К примеру, мы протестировали ряд школ Татарстана в период с 2010 по 2013 годы, - рассказывает Светлана Авдеева. – Поначалу была явно выражена положительная динамика в плане заметного роста уровня ИКК. Однако потом рост замедлился и под конец почти сошёл на нет. Напомню, что в этот период в стране и республике шёл процесс оснащения школ компьютерной техникой. И в какой-то момент именно это обуславливало бурный прогресс – дети активно осваивали новые технологии, проявляли интерес к использованию ИКТ в изучении предметов. Однако потом, несмотря на то, что современная техника продолжала поступать в школы, этот интерес упал, даже несмотря на то, что образовательные учреждения пытались активно развивать свои сайты, разрабатывать авторский контент. Почему? Очевидно, что налицо процесс исчерпания имеющихся ресурсов на определённом этапе развития. То есть раньше рост был за счёт количества, теперь же нужен качественный скачок, выход на новый уровень. А этого пока нет. Наверное, потому, что учителя просто не знают, как это сделать. Раньше они новую информацию излагали с помощью “меловых и бумажных технологий”, потом настала эпоха компьютера, учителя начали повально создавать презентации. На время это помогло, стимулировало детей и взрослых развивать информацинно-коммуникационные компетенции. Но теперь и это стало вполне привычным, обыденным, а чего-то нового на подходе нет. Или же есть, но люди не спешат это использовать.

Правда, в ряде случаев тест показывает результаты, обосновать которые довольно сложно. Например, при тестировании учеников 9 класса из школы Ефима Лазаревича Рачевского (московского ЦО №548 “Царицыно”) выяснилась весьма странная вещь: в одном из двух соседних классов одной параллели продвинутый уровень компетентности показали 65% детей, в другом – всего 30%. Почему – совершенно непонятно, поскольку оба этих класса не являются профильными, там преподают одни и те же педагоги, тем не менее, факт налицо. По крайней мере, ICL Test даёт повод задуматься о причинах этого феномена и сделать так, чтобы сократить “цифровое неравенство”.  

Кстати, по поводу этого неравенства. С помощью нового инструмента удалось доказать, что ИКТ, на которые возлагали огромные надежды, думая, будто благодаря им сельские дети смогут иметь те же возможности, что и городские в плане получения информации и доступа к образовательным ресурсам, практически, мало чем помогают ребятам из российской глубинки. Иными словами, информационно-коммуникационные компетенции городских школьников гораздо лучше развиты, чем у их деревенских сверстников, но не потому, что у последних нет возможности их развивать – скорее, на селе отсутствует стимул для этого, в то время как в городе сама среда учит человека “цифровой грамоте”.

Но тут уже школа, как говорится, бессильна…

Фото автора