Первый вопрос, заданный Еленой Казаковой:

- Что такое технопарк?

О. Е. Лампси-Паршина, начальник отдела профессионального образования, г. Казань, технопарк «Идея»:

- Это некий образовательный комплекс, который создаётся для ускоренного инновационного развития региона. У нас в Казани работают разные технопарки. Их довольно много и они пользуются большой популярностью у молодёжи. Так что для наших подростков, студентов и старших школьников такого вопроса не существует. Мы хорошо знаем, что такое технопарк, но как он может встраиваться в школу, я плохо себе представляю. Скорее школа может встраиваться в технопарк.

А.Н. Юшков, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ СПб, эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО»:

- Воспользуемся формулировками словарей. Здесь говорится, что технопарк – новая форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно – конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений. Технопарк создаётся в целях ускорения разработки и применения научно – технических и технико – технологических достижений благодаря сосредоточению высококвалифицированных специалистов. То есть многие институции, заточенные под разные виды деятельности – от возникновения идеи, её разработки    до высокотехнологичного воплощения – объединяются для ускоренного достижения цели.

Е. И. Казакова:

- Понятно, что ускоренное воплощение продуктивных идей – самая острая задача сегодня. Но причём здесь школа?

Н.В. Цой, начальник сектора по организации научно-технических мероприятий информационно-аналитического отдела ЦНИИ робототехники и технической кибернетики:

- Наш институт занимается самыми новыми направлениями в науке и технике. Мы тоже представляем собой некий технопарк, где объединены все процессы – от возникновения идеи до конечного продукта. Но среди сотрудников наших только 30% молодёжи. Как известно, в последние десятилетия инженерные специальности не пользовались популярностью у выпускников. Способные ребята чаще выбирали для себя карьеру юриста, экономиста, менеджера. Так что в нашей сфере теперь не хватает хорошо подготовленных профессионалов.  

Понятно, что мы стараемся устанавливать тесные связи с вузами, помогаем готовить кадры, которые придут к нам в ближайшие годы. Но следует заглянуть и в более отдалённое будущее, позаботиться, чтобы школьники, которым сейчас 15 – 16 лет, увлеклись наукой и техникой. Институт много делает для этого. Я имею в виду наши конкурсы, фестивали робототехники, выставки, экскурсии. Для этого мы и приходим в Школьную лигу, разрабатываем совместные проекты. Хотелось бы понять, какие идеи рождаются у педагогов, подумать, как их вместе можно реализовать.

М.Л. Ватагина, представитель ОАО «Ленэнерго», профильная кафедра «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности предприятий»:

- Многолетний опыт работы с кадрами специалистов, которые трудятся в Ленинградской области, показывает, что нам нужно самим заниматься их подготовкой.  Мы создали сейчас многоуровневую систему, которая начинается со школы. На наших предприятиях проходят практику не только строительные отряды студентов, но и трудовые отряды школьников. Мы проводим олимпиады, предлагаем старшеклассникам интересные темы для исследовательских работ. Для них открыты все наши лаборатории. Этот опыт очень высоко оценивается в отрасли и сейчас рекомендован для распространения.

А.Е.Мельников, главный эксперт Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО:

-  Я представляю здесь организацию, которая хорошо осознаёт свои миссионерские задачи. Мы все заинтересованы в том, чтобы  улучшалось качество образования в целом. Но всё-таки Школьная лига - это лига РОСНАНО. И нас в первую очередь интересует качественная подготовка школьников, способных увлечься высокими технологиями новых производств. Это особая, межотраслевая сфера, требующая интегративного инженерного мышления. И наши наблюдения показывают, как важна активность человека на самой первой стадии, когда у него только начинают складываться представления о будущей деятельности, о том пути, который предстоит пройти с нуля, чтобы осуществить собственные замыслы. Речь идёт не только о талантливых математиках или физиках. Скорее даже о тех ребятах, которые составляют серединное большинство и пока таланты свои не раскрыли.  Для каждого важны компетенции особого рода, позволяющие мыслить и технологично, и экономически. Где стартовать, с чьей помощью, на каком этапе твоя идея превращается в бизнес и может разрастаться, разворачиваться в масштабное производство. Такие компетенции должны складываться уже в школе. Мы ищем формы взаимодействия, которые позволяли бы максимально сократить дорогу  от научного открытия и появления новых технологий до сознания школьника. Чтобы он получал эти знания не через много лет со страниц учебника в виде сухих формул, а здесь и сейчас. И мог бы сразу ими воспользоваться.  Для этого мы придумываем свои кейсы, Наноград  и много чего другого.

Е.И.Казакова:

- Можно сказать, что бизнесу – в том числе и энергетике, и робототехнике – нужен человек с конвергентным мышлением, способный интегрировать знания из разных областей, достигая нового качества. Где современный школьник может получить такую подготовку?

А.А. Борщевский, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт – Петербурга: 

- Пожалуй,  можно считать, что самые необходимые условия – я имею в виду насыщение образовательных  учреждений города новейшей техникой – уже созданы. И я рад, что сегодня  прозвучал  акцент на необходимость раскрывать таланты всех детей, а не только воспитывать особо одарённых. Правительство города планирует создать нетиповое образовательное учреждение, в рамках которого школьник мог бы доводить свои предпринимательские идеи  до получения конечного продукта. Реальная практическая деятельность очень важна для формирования личности, воспитания активного гражданина.  В этом смысле нам полезно вспомнить кое-что из прошлого опыта. Я имею в виду профильные лагеря, тематические смены, во время которых школьник мог и отдохнуть, и узнать много интересного, и попробовать себя в каком-то новом деле. Только теперь трудовое содержание «пятой четверти» должно быть организовано в новом формате, позволяющем объединить школу, вуз и высоко технологичное производство.

А. М. Кривцов, доктор физико – математических наук, профессор Политехнического университета, руководитель Центра научного и технического творчества молодёжи:

- Идея создания своеобразного технопарка в нашем университете стала складываться после того, как один из студентов вместе со школьниками осуществили свой «сумасшедший» замысел. Запустили воздушный шар – зонд на высоту 30 километров – намного выше, чем самолёты летают – и получили  оттуда фотографии Земли. На весь проект было истрачено 10 тысяч рублей. Тогда ректор сказал, что вузу нужен масштабный центр технического творчества молодёжи, привлекающий и студентов, и школьников. В осуществлении этого замысла нам очень помогла фирма «Фотомеханика», которую тоже создали студенты. Потом мы выиграли конкурс, в результате которого появился «Фаблаб» – подразделение Центра технического творчества, где сейчас вместе со студентами занимаются ребята со всего города. Когда подросток видит, как идея, которая существовала только в его голове, превращается в реальный продукт, это производит сильнейшее впечатление. В результате он готов добывать  и теоретические, и практические знания почти круглосуточно, лишь бы работа продолжалась. Так что технопарки могут быть разными. Суть в том, что здесь соединяется замысел, его разработка и техническое воплощение, позволяющее человеку подняться на новый уровень, увидеть новые дороги.

Э.Р. Жданов, кандидат физико-математических наук, декан физико-математического факультета Башкирского государственного педагогического университета:

- Думаю, что всем собравшимся ясно, насколько важно сейчас готовить учителей нового формата, педагогов, способных стать популяризаторами науки и новейших технологических достижений. Без этого наши дети  по-прежнему будут мечтать о карьере юриста, экономиста, менеджера. Поэтому мы создали в 2010-м году кафедру прикладной физики и нано технологий, а на всех семи специальностях факультета в программу включены и робототехника, и  демонстрации опытов с элементами нано. Мы можем показать три кейса с заданиями, которые выполняются на основе учебного плана от замысла до продукта и позволяют проследить все этапы этого воплощения без особых затрат. Всё необходимое можно купить в обычном продуктовом магазине и в аптеке. А современное оснащение нашего Центра технического творчества позволяет студентам вместе со школьниками работать над проектами разной сложности, включая 3D – моделирование.

Е.И. Казакова:

- Если так всё у нас хорошо, почему же всё-таки подростки пока не рвутся в технические вузы, инженерные профессии не становятся достаточно популярными? Чего нам не хватает?

М. М. Эпштейн, кандидат педагогических наук, генеральный директор АНПО «Школьная лига»:

- Мы пока здесь говорим об отдельных точках роста, о первых опытах. Работа по цепочке, о которой все здесь рассказывали, - от идеи в голове школьника до конечного продукта – дело новое. Нас никто этому не учил,  мы продвигаемся дорогой проб и ошибок, создавая абсолютно новые маршруты. Здесь всё требует многократной проверки и специальных исследований. А значит – средств и времени. Пока ни того, ни другого не хватает. И «бизнес-ангелов» что-то не видно. Чаще всего мы говорим с бизнесом на разных языках и плохо понимаем друг друга. У нас разные представления, на что стоит тратить деньги, а на что их тратить бессмысленно. Бизнесу нужна выгода немедленная, а наша отдача – вся в будущем. Так что многое остаётся пока только в мечтах.

Вопрос из зала:

- А может ли технопарк приносит прибыль?

М.М. Эпштейн:

- Если говорить о прибыли немедленной, в денежном выражении, то технопарк её не приносит. Но мы уже убедились, что даже если всего двое из сотни ребят, практиковавшихся здесь, создают потом свой бизнес, налоги, которые они платят государству, с лихвой покрывают все затраты на технопарк. Руководители тех регионов, где активно работают сейчас бизнес – инкубаторы, такие результаты уже получили.

Вопрос из зала:

- Широко известно, что самые мощные бизнес – проекты начинались с экспериментов в гаражах. Так ли необходимы изначально большие затраты?

А.Н. Юшков:

- Речь идёт о гаражах, которые располагались в Калифорнии, неподалёку от Силиконовой долины. Там совсем другая атмосфера, поддержка, раскрутка. Без реального участия бизнеса нигде невозможно создать такое мощное движение, какое необходимо сейчас нашей стране.

В.Ю. Пузыревский, кандидат философских наук, старший эксперт проекта Школьная лига РОСНАНО:

- Если обратиться к опыту других стран, можно увидеть примеры разные, довольно интересные. В Германии, например, крупнейший химический концерн на своей территории создал что-то вроде технопарка, куда приглашаются школьники из всех соседних земель. Дети знакомятся с новейшим высокотехнологическим оборудованием, могут даже что-то на нём поделать, потом уезжают обратно. Выглядит всё это замечательно. Но без начала и без того результата, который мы считаем самым важным. Там нет работы от замысла, пусть совсем  простого, до продукта, который школьник может считать итоговым. Нет экономического анализа, простейших бизнес-планов. Есть знакомство с новейшим оборудованием, есть элементы практики. А мы хотим добиться целостного представления, чтобы ребята понимали, из чего и как можно создавать собственное производство. Видели, как связаны между собой разные процессы и получали первые представления о затратах, которые необходимы для осуществления их идей. Мы убедились, что простенькие бизнес-планы могут составлять даже пятиклассники.

Е.И. Казакова:

- К сожалению, и учителя, и наши партнеры на предприятиях пока мыслят совсем другими категориями. Мне, как эксперту, часто приходится оценивать конкурсные задания, которые производственники предлагают детям. Чаще всего школьники должны написать эссе. Каждый, кто работает с  ребятами, знает, как им тягостно это делать. Эссе – жанр, сложный даже для взрослых. А детям и трудно, и скучно выполнять такое задание. Я уж не говорю, сколько орфографических ошибок при этом делается. Оторопь берёт!

Почему школьники так рвутся в Наноград? Потому что там они не в кружки записываются, а приходят в корпорации. Проводят реальные исследования и обсуждают практические идеи, учатся тому, как эти идеи можно осуществлять. Осваивают нормы деятельности, которая необходима, чтобы довести идею до результата. Это совсем другой процесс.

Д. Д Смирнов, выпускник лицея №239 ( Президентский лицей):

- Я тут, возможно, самый молодой из присутствующих, школу закончил несколько лет назад. Нас было много в потоке – 150 человек. И у многих ребят были свои идеи, свои замыслы, связанные и с наукой, и с бизнесом. Но никто не представлял себе, куда податься со всем этим багажом. Я, например, ходил во все центры детского и юношеского творчества, о каких только было узнать. И нигде не находил той техники и той среды, которую искал. Пока, наконец, не набрёл на Фаблаб Политеха. Но и тут не всё есть. В идеале мне бы нужен Биофаблаб.

А.М. Кривцов:

- Я бы сказал, что идея Биофаблаба буквально витает в воздухе. Переход к биоморфным механизмам давно назрел и во всём мире осуществляется сейчас очень активно. Мы, например, уже наблюдали роевое поведение роботов, которых сделали школьники. А 3D – принтер позволяет напечатать структуру живых костей, с которой можно проводить опыты. Это  направление, у которого самое большое будущее.

И. Е. Асонов, директор Центра технического творчества молодёжи  « Фаблаб Политех»:

- Важно двигаться в разных направлениях, чтобы могли раскрываться  любые таланты. И учителя, конечно, должны знать, куда можно направить подростка, где он найдёт себе применение. Важно, чтобы это было не только, скажем, выпиливание сувенира к празднику, хотя и такой труд нужен, а настоящие предпринимательские идеи, стремление принести пользу людям.

А.Н. Юшков:

- Центры  дополнительного образования, технопарки, Фаблабы  должны сейчас в первую очередь привлекать ребят, которые в школах считаются неисправимыми троечниками. Мы знаем, как много среди них людей предприимчивых, не лишённых фантазии. Их бесполезно заставлять учиться стандартными методами, принятыми в школе. Зато можно увлечь какой-то реальной перспективой. В практической деятельности они часто оказываются очень успешными. А мы их сейчас теряем. Это очень опасная ситуация, приводящая к расслоению общества. И мы с вами в ней участвуем! Если педагогика не научится сейчас вытаскивать этих ребят,  никакого развития в стране не получится. К сожалению, пока серьёзных сдвигов здесь не заметно. Нужно объединять усилия, менять установки и в педагогической среде, и в среде бизнесменов, иначе можно потерять целые поколения.

М.М.Эпштейн:

- Для таких ребят нужны не только технопарки. Нужна специальная биржа, которая помогала бы подросткам с 7-го, 8-го класса устраиваться на работу, получать деньги. Я говорю о детях, которым уже в 7-ом классе невмоготу осваивать школьную программу. Для них должны существовать какие-то рабочие места, какие-то практики, учитывающие особенности  возраста. Чтобы эти подростки со временем могли продолжить учёбу, получить специальность. Без помощи бизнеса такую задачу решить невозможно.