Например, такие как:

инновационные компетенции (стратегическое видение, фантазия, видение возможности практического применения, настойчивость);

творчество, многозадачность, междисциплинарные навыки;

умение решать проблемы, аналитические навыки, критическое мышление (умение рассуждать);

навыки по развитию бизнеса;

умение работать с людьми (создание команды, работа в команде);

межкультурная толерантность и знание языков;

управленческие навыки (лидерство, управление проектами, управление изменениями);

социальные навыки (коммуникабельность, networking, эмпатийность);

навыки личной эффективности (планирование, тайм-менеджмент, гибкость).

Исследования, проведенные в крупных высокотехнологичных компаниях, показали, что, например, руководителям чаще всего не хватает лидерских качеств, способности принимать нестандартные решения и умения работать с людьми. Специалистам, наряду с профессиональными навыками, недостает умения решать проблемы, способности принимать нестандартные решения и умения планировать работу, а также умения работать с людьми. Квалифицированным рабочим в первую очередь не хватает добросовестности и технических (профессиональных) навыков.

Инновационные фирмы испытывают дефицит не только умения решать проблемы, но и в значительной степени - способности принимать нестандартные решения, знания иностранных языков, лидерских качеств и открытости к новым идеям у руководителей; они испытывают сложности с наймом специалистов, которые умели бы сотрудничать с другими, работать самостоятельно, обладали бы требуемыми техническими (профессиональными) навыками. Показательно, что различия между инновационными и традиционными фирмами проявляются именно по отношению к тем навыкам, которые являются наиболее дефицитными для экономики в целом. Иными словами, инновационным фирмам особенно не  хватает именно тех навыков, которых не хватает российской экономике в целом.

В какой мере школа, школьные учителя могут соответствовать этим запросам при подготовке учащихся к тому, чтобы при дальнейшем образовании и его окончании быть востребованными на рынке труда в эпоху все ускоряющегося развития инноваций в сфере хай-тек?

Опыт экспертизы программ развития школ и заявок на участие, например, в таком проекте, как «Школьная лига РОСНАНО» показывает, что изначально только одна из десяти произвольно выбранных школ может, хоть в какой-то мере соответствовать указанным вызовам эпохи инноваций.

Но как можно начать исправлять эту ситуацию не только в плане насыщения школ различным современным оборудованием, но и в плане гуманитарного сопровождения этого оборудования, где в качестве сопровождающих выступают учителя? Как можно повышать квалификацию педагогов в плане освоения самими, а затем и создания условий для освоения учащимися тех компетенций, которые так востребованы уже сегодня на предприятиях инновационной экономики?

Рассмотрим очную форму повышения квалификации, которая позволяет учителям быть ближе к практике инноваций в педагогике и в экономике.

1.

Например, очной, стажировочной форме повышения квалификации учителей отводится особое внимание в проекте «Школьная лига РОСНАНО».

Но прежде несколько слов о целях и задачах проекта. Основной целью Лиги является организация сетевого взаимодействия и объединение усилий образовательных учреждений, ученых, производственников, предпринимателей, преподавателей вузов для совместного поиска путей качественного обновления содержания естественнонаучного образования в российском общем образовании с ориентацией на подготовку кадров для современной индустрии, использующей нанотехнологии, и формирование поколения грамотных потребителей продукции, выпускаемой наноиндустрией.

Главная задача проекта — содействовать становлению и распространению педагогических практик, реализация которых в общеобразовательных школах способствует обновлению естественнонаучного образования, приводит к тому, что образовательный процесс в школах становится более личностно-значимым для учеников, социально- и практико-ориентированным, исследовательским, интегрирующим различные науки и ориентирующимся при этом на современные технологии, нанотехнологии в первую очередь.

Основными содержательными ориентирами в проекте являются следующие направления:

(1) над- и межпредметная (научно-междисциплинарная) учебная и учебно-исследовательская интеграция, организованная в укрупненных дидактических формах;

(2) учебно-практическое моделирование и конструирование (игровое, компьютерное, лабораторное и т.п.) в сферах естествознания, техники и социальных наук;

(3) социальное партнерство школы с ведущими учреждениями науки и индустрии в сфере нанотехнологий (договорные отношения, занятия на базе предприятий и научно-исследовательских центров, доступ к современному оборудованию, например, поставляемому компанией НТ-МДТ и т.п.);

(4) учебно-практическое освоение общекультурного контекста естествознания (краеведческая история и социология науки и ее организация, популяризация науки в СМИ и через «музеи науки», интерактивные формы профориентации и т.п.);

(5) проектная учебно-исследовательская деятельность учащихся основной и средней школы в области естествознания (проекты социокультурной, экономической, аналитической, экологической направленности);

(6) активное использование в организации образовательного процесса вариативного и модульного принципов, системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся, способствующие развитию внутренней мотивации к познавательной и социально-инициативной творческой деятельности

(7) проектирование и реализация современной ИКТ среды для организации учебного процесса.

Исходя из этих базовых положений в первый год существования проекта, были организованы несколько стажировок для учителей.

Во-первых, в середине декабря 2010 г. в Санкт-Петербурге в стенах гимназии №700 прошла научно-практическая конференция «Педагогика текста. Текст науки», где на пленарных докладах первого дня была последовательно раскрыта гуманитарная и педагогическая проблематика феномена NBICS: Нанотехнологии Nanotechnology; Биотехнологии Biotechnology; Информационные технологии Information technology; Когнитивные технологии Cognitive science; Социо-гуманитарные технологии Socio- humanitarian technology. Секционные заседания второго дня были посвящены анализу современных учебно-методических комплексов, определению педагогической исследовательской проблематики, конструированию образовательных технологий, адекватных современным запросам.

Во-вторых, не менее сильное впечатление на педагогов Лиги (было около 80 участников) произвел в конце февраля и начале марта 2011 г. семинар-практикум «Межпредметная учебная интеграция». Здесь в г. Пушкине во Дворце Кочубея педагоги не только презентовали свой опыт понимания и реализации учебных межпредметных связей в школе, обсуждали актуальные проблемы междисциплинарного подхода в образовании, но и отчасти стали непосредственно включенными в действо свидетелями 5-дневного межпредметного интегративного «погружения» «Я – Леонардо…» («Университет Леонардо да Винчи»).

В-третьих, важным этапом в повышении квалификации педагогов Лиги стала закончившаяся в середине октября 2011 г. уникальная стажировка в Москве, Санкт-Петербурге, Казани Новосибирске. В ней приняло участие около 70 школьных учителей и преподавателей высшей школы по естественно-научным предметам. Основные содержательные акценты – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности учащихся, опыт и методика выстраивания социального партнерства школ с вузами, НИИ и производством, знакомство с региональными научными исследованиями в области нанотехнологий.

 Для организаторов стажировочных площадок было сформулировано следующее техническое задание.

1.                        Предмет деятельности.

Образовательное учреждение разрабатывает и реализует программу повышения квалификации педагогов (стажировки) для 15-25 человек сроком 4-5 дней, общим объемом минимум 24 часа.

2.                       Требования к программе:

2.1. Программа предполагает ознакомление участников с содержанием и технологиями работы образовательного учреждения в следующих направлениях:

·         естественнонаучное образование в общеобразовательной школе (развитие естественнонаучного образования в начальной и основной школе, профильное обучение, элективные курсы, организация дополнительного образования);

·         интегративные (надпредметные, метапредметные) программы и технологии: программы формирования исследовательской, информационной, конструктивной, проективной компетентностей учащихся неспециализированных классов;

·         cоздание педагогических условий для становления внутренней познавательной мотивации учащихся;

·         педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;

·         организация работы медиатеки как значимого образовательного ресурса учреждения;

·         дистанционное сетевое образование и другие формы сетевой активности учащихся и педагогов;

·         организация работы учащихся на базе школьных лабораторий, конструкторских бюро, проведение экспедиций, путешествий;

·         поддержка программ творческой самореализации учащихся, проявляющих интерес к естественным наукам и технологической деятельности (включая нанотехнологии);

·         связь школы с современным производством и научными учреждениями;

·         участие учащихся в управлении образовательным учреждением, в частности, участие в управлении образовательными проектами и программами естественнонаучной направленности, поддержка и развитие инициативы учащихся и их большей самостоятельности в учебной деятельности;

·         управление качеством образовательного процесса (организация инновационной деятельности, повышения квалификации педагогов).

2.2. Участники стажировки должны иметь возможность:

·         посещения уроков и мастер-классов для освоения продуктивных технологий;

·         встречи с руководителями образовательного учреждения;

·         беседы с учителями и учащимися по проблемам организации естественнонаучного образования;

·         посещения мест организации практики учащихся или стажировок педагогов (на производстве или в научном учреждении).

2.3. Организаторы стажировки должны обеспечить участников:

·         программой стажировки;

·         научно-методическими материалами по проблемам стажировки.

2.4. Программа стажировки включает в себя определение целевого назначения, подробный перечень мероприятий с указанием форм активности стажирующихся, перечнем методического и ресурсного обеспечения, характеристикой трудоемкости.

Дата. Время

Программное мероприятие

Форма организации

Ресурсное обеспечение

Исполнители

 

 

 

 

 

 

В среднем участники на каждой стажировочной площадке посетили по 5 учебных, исследовательских и производственных учреждений, побывали на 7 мастер-классах и открытых уроках, познакомились с 10 различными методиками и педагогическими технологиями.

 Слово учителям:

«Экскурсия в институт физики полупроводников. Кроме интересной и захватывающей информации гости в подарок получили сувениры с символикой космического проекта. Заместитель директора института доктор ф.-м. наук Пчеляков О.П. представил технологию выращивания высокосовершенных кристаллов кремния методом бескигельной зонной плавки для современной наноэлектроники». (Т.В. Чеснокова, Новосибирский Академгородок)

«Какие у нас счастливые лица!!! Неужели это мы? Как быстро пролетела неделя в Казани. Она оказалась очень насыщенной и полезной. И всё это благодаря организаторам Школьной лиги Роснано и коллективу гимназии №7 г. Казани. Каждый день, каждая минута были продуманы до мелочей, и расслабляться нам никто не давал. Теперь у нас даже составлен план дальнейших действий, теперь осталось за малым - всё это реализовать. Надеюсь, что заряда энергии, полученного на стажировке, хватит нам для осуществления всего задуманного» (Е.М. Игонина, п. Октябрьский, Ульяновская область).

«Мне казалось, что я «кит», и о нашей науке знаю если не все, то многое. Теперь я думаю, что нужно ввести в практику встречу учительского коллектива с представителями науки на регулярной основе. Каждая встреча - это энциклопедия. Опыт, которым с нами поделились только положительный.   Это новое слово, которое доходит до нас» (Е.Е. Король, Новосибирский Академгородок).

«Возникли мысли, что пусть у нас 250 км до Екатеринбурга мы понимаем, что каким-то образом километраж можно преодолеть и связи с НИИ нужно установить. То, что мы увидели, всколыхнуло, натолкнуло на новые идеи. Впечатлений масса, и пока на уровне эмоций, положительные» (М.В. Александрова, Свердловская обл., г. Лесной). 

«Под большим впечатлением от первого дня стажировки! "Организация проблемных и проблемно-тематических выездов на загородную базу по естественно-научному профилю", меня действительно заинтересовала» (Е.Ю. Смолькин, Пензенская обл.)

«Огромное спасибо за организованную встречу. Мы увидели много интересного из опыта работы Центра образования "Царицыно", что хотелось бы внедрить в свою работу. Очень понравилась идея погружения. Интересен опыт организации предпрофильной подготовки и профильной работы» (О.В. Алексютина, г. Пенза).

«Очень рада, что участвовала в этой стажировке. Удалось посмотреть много интересных школ, познакомиться с творческими и доброжелательными коллегами. Получила очень много полезной информации, которую могу использовать в научно-исследовательской работе с учащимися. Ну и, конечно, работа со сканирующим зондовым микроскопом и сертификат специалиста - это выше всех ожиданий!!!! Спасибо организаторам за организованную стажировку! Даже московские трудности с переездами на разные объекты не испортят воспоминания об интересной и плодотворной работе. Еще раз спасибо!!!» (Н.Л. Бова, г. Санкт-Петербург). 

«После лекции понимаем, что стратегия в гимназии выбрана верно. Пресс ЕГЭ не изменить, но учить "с огоньком в глазах" возможно. Настроение приподнятое, особенно после встречи с практиками в науке и возможностью реализации космических идей синтеза кристаллов в условиях полного вакуума» (Н.Г. Свирина, г. Новосибирск).

Ценность опыта осознания своего отношения к иным и похожим подходам и методам в образовании, захватывающего дух широкого научного контекста, примеривания роли учащегося в учебно-игровой деятельности и многое другое – все это уникальное достижение стажировок вне рамок традиционной системы повышения квалификации.

 2.

В ноябре и декабре 2012 г. также прошла серия стажировок в Санкт-Петербурге, Уфе и Пензе.  

Так, 5-8 ноября в образовательном центре «Участие» (СПб) проходила стажировка для учителей первой ступени (начальных классов) школ, участниц «Школьной лиги РОСНАНО» по теме «Образовательный проект «Школьная лига РОСНАНО: проектирование естественно-научного образования в начальной школе». Было 56 участников из 9 регионов России. На семинаре обсуждались способы реализации принципов возрастного и деятельностного подходов в рамках курса «Загадки природы» (1-4 классы). Уточнялись формы организации образовательного процесса, ориентированного на становление исследовательской позиции учащихся начальной школы. Спроектированы форматы деятельности проектно-исследовательской лаборатории «Естествознание в начальной школе».

В Петербурге же в декабре прошел семинар «Межпредметная интеграция в школе: прошлое, настоящее, будущее», в котором приняло участие 22 представителя школ из 5 регионов страны. Он предназначался для для организаторов опытно-экспериментальной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, учителей и методистов естественнонаучного цикла. Семинар носит методико-проектировочный характер. Основная цель: проектирование интегративных программ и проектов для основного и дополнительного образовательного процесса. Основные темы семинара: (1) Межпредметная интеграция в школе и работа в режиме «погружения»; (2) Общенаучные понятия как темы межпредметных интегративных «погружений» (в аспекте философии и методологии гуманистического образования); (3) «Атмосфера. Гидросфера. Литосфера. Биосфера»: опыт организации межпредметных интегративных «микропогружений» в образовательном центре «Участие»; (4) Самостоятельное проектирование межпредметного интегративного «микропогружения» по теме «Аккумулятор». Работа в микрогруппах. Защита сценариев. Обсуждение; (5) Самостоятельное проектирование межпредметного интегративного «микропогружения» по теме «Ломоносов». Работа в микрогруппах. Защита сценариев. Обсуждение.

В Уфе на семинаре-стажировке «Нано вокруг нас» приняло участие 12 педагогов образовательных учреждений из 2-х регионов, сотрудничающих с программой «Школьная Лига РОСНАНО». Задачами семинара-стажировки являлись: организация повышения квалификации педагогов естественнонаучного цикла школ-участниц и школ-партнеров по содержательным линиям (направлениям), разрабатываемым в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО»; презентация содержания и технологий работы образовательных учреждений – участников «Школьной Лиги РОСНАНО»; проектирование формата и содержания деятельности ресурсного центра для школ региона. Участники стажировки смогли познакомиться с опытом работы своих коллег в следующих направлениях работы «Школьной лиги РОСНАНО: посетить современный химический практикум; поучаствовать в творческих студиях; осуществить разработку учебных демонстраций с элементами «нано»; ознакомиться с современными методами профориентации и психологической диагностики учащихся.

В ноябре в Пензе проходил межрегиональный семинар «Школа и инновации». 62 участника (48 из Пензы) приехали из 5 регионов на базу детского оздоровительного лагеря «Юность». Задачами семинара являлись: организация повышения квалификации педагогов школ-участниц и школ-партнеров по содержательным линиям (направлениям), разрабатываемым в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО»; презентация содержания и технологий работы образовательных учреждений – участников «Школьной Лиги РОСНАНО»; презентация опыта работы по теме «Взаимодействие школы и инновационного бизнеса. Технопредпринимательство в образовательной программе школы».

Особое внимание в программе было уделено теме «Взаимодействие школы и инновационного бизнеса. Технопредпринимательство в образовательной программе школы». Участники семинара получили возможность: посетить школы–участницы Школьной Лиги РОСНАНО (ГБОУ «Губернский лицей-интернат для одарённых детей», МАОУ «Многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы, МБОУ Гимназия № 44 г. Пензы), посетить объекты инновационной инфраструктуры г. Пензы (НПО «МедИнж», Технопарк «Яблочков»), познакомиться с опытом коллег и представить свой опыт взаимодействия с инновационным бизнесом, принять участие в мастер-классах для освоения продуктивных технологий.

Вот что писали пензенские СМИ о семинаре: «30 ноября – последний день семинара – открылся презентацией стендовых и презентационных репортажей об образовательных учреждениях, в которых педагоги побывали накануне «Школа и инновации».

Следующим пунктом повестки дня стало представление опыта участников семинара-стажировки «Технопредпринимательство в образовательной программе школы». В.В. Василёнок, руководитель регионального ресурсного центра на базе МАОУ СОШ № 36 г. Калининграда, рассказала о реализации программы финансовой грамотности учащихся, работе Международной летней школы муниципального управления «Балтийская мечта - 2012». Цель школы «Балтийская мечта - 2012» - научить молодых людей основам муниципального менеджмента и организации собственного дела, сформировать навыки управленческой культуры и связей с общественностью.

Т.А. Ефимова, заместитель директора по УВР МОУ «Лицей № 2» г. Чебоксары поделилась опытом создания кросс-функциональных команд с участием ученых Чувашского университета, производственников, представителей бизнеса для обучения школьников новым технологиям, овладения навыкам инновационного менеджмента и технологического предпринимательства, воспитания интереса к научным исследованиям, в том числе к нанотехнологиям.

Ф.М. Курмаева, первый заместитель главы администрации Кузнецкого района Пензенской области рассказала об опыте взаимодействия органов местного самоуправления, бизнеса и школы в Кузнецком районе. Г.К.Воробьёв, директор МБОУ СОШ с. Посёлки Кузнецкого района представил опыт работы школы по проблеме «Одарённые дети: от инновации к профориентации».

Далее своим опытом работы поделились Е.В. Прокошкина, учитель МБОУ СОШ № 66 и А. Новиков, ученик 10 класса этой школы («Настольная игра «Квест»), А.С. Степанова, заместитель директора ЛСТУ № 2 г. Пензы (создание «Центра «Инноваториум»).

После обеда состоялось торжественное закрытие семинара, в котором принял участие Председатель Правительства Пензенской области Ю.И. Кривов.

Все участники межрегионального семинара-стажировки «Школа и инновации» получили сертификаты». 

 

Это лишь некоторые эскизы, дающие представления о том, как повышение квалификации учителей по формам организации в виде стажировок и содержательному наполнению пытается соответствовать вызовам современной инновационной экономики, предприятия которой делают недвусмысленный запрос к образованию на определенные компетенции. Конечно, поскольку в примерах акцент был сделан на естественно-научном и производственно-технологическом аспектах, то за рамками остался аспект, связанный с ИКТ. Но поскольку последний достаточно широко рассматривался в публикациях в прежние годы, то авторы сочли необходимым обратить внимание на то, что уже актуально в наступающей постинформационной, нанотехнологической эпохе.

Валерий Пузыревский, Михаил Эпштейн

 

Осенние семинары-стажировки, проводимые в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО» образовательным центром «Участие» (г. Санкт-Петербург»)

 

Объем программы учебной работы всех семинаров-стажировок соответствует 72 часам и состоит из двух модулей: 36 часов очной работы (4 дня семинара-стажировки) + 36 часов дистанционной работы. По итогам прохождения дистанционного курса учащиеся выполняют письменную итоговую работу. По окончании очной части семинара-стажировки все участники получают сертификаты на 36 часов учебной деятельности. По завершении дистанционного курса учащиеся получают свидетельство установленного образца о прохождении соответствующей программы повышения квалификации.

Место проведения семинаров-стажировок: г. Санкт-Петербург

По вопросам участия в семинарах-стажировках обращайтесь, пожалуйста:

тел. 8-911-993-21-95, anastasiya.edu@yandex.ru, координатор - Анастасия Панова

 

Семинар-стажировка для учителей дисциплин естественнонаучного цикла, руководителей МО, завучей, педагогов дополнительного образования подростковой и старшей ступеней общеобразовательных школ

по теме:

«Естественнонаучное образование: эффективные формы организации исследований и проектов на уроках и внеурочной деятельности»

Сроки: 3.11 – 6.11.2014.

Ведущий: Юшков Алексей Николаевич, канд. психол. наук, доцент, эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО», руководитель направления «Школы ФИП Школьной Лиги РОСНАНО»

Проблематика и актуальность

Согласно ФГОС исследовательская и проектная деятельность учащихся становятся обязательной нормой в подростковой и старшей школе.

Это потребует решения ряда содержательных задач.

1. Потребуется освоение форм организации образовательного процесса, обеспечивающих «массовость» данных процессов.

2. Необходимо научится создавать принципиально разные ситуации исследовательского и проектного характера для детей разного возраста. Не просто отличающиеся по степени сложности (для кого? – всегда возникает вопрос), но именно разные и учитывающие возрастные особенности школьников.

3. Необходимо освоить деятельностные формы организации учебных исследований и учебных проектов. Это кажется очевидным, но анализируя описания уроков-исследований, выложенных в Интернете, видно, что это далеко не так.

Проверьте сами – возьмите текст такого урока и ответьте на вопрос:

- что самостоятельно делают на каждом этапе урока учащиеся в плане освоения норм и методов исследовательской деятельности и в плане решения исследовательского задания или задачи?

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, важно обратить внимание на следующие моменты: 

- занимают ли учащиеся исследовательскую позицию? В чем это выражается?

- в каком познавательном\исследовательском вопросе и других видах деятельности эта позиция удерживается?

 Про организацию исследовательской деятельности написаны «тома». Но массовой практики, когда школьники на уроках осуществляли бы исследовательскую деятельность, так и нет.

Похожая ситуация обнаруживается и при анализе учебных ситуаций, направленных на организацию проектных форм работы школьников. 

Стажировка направлена на обсуждение перечисленных вопросов и знакомство с вариантами их решений.

 Образовательные результаты: участники стажировки познакомятся и освоят способы разработки учебных ситуаций, обеспечивающих открытие и освоение учащимися норм исследовательской и проектной деятельности. Одновременно с этим участники стажировки познакомятся со способами организации учебной познавательной коммуникации между школьниками, направленной на развитие учебной вопросительности, умения формулировать гипотезы-предположения, совместно и бесконфликтно их обсуждать и находить версии решения, разворачивать на основе проведенных исследований собственные проекты.

 

Семинар-стажировка для учителей математики и предметов естестественнонаучного цикла, заместителей руководителя по основной и старшей школе

по теме:

«Интерактивные внеурочные форматы занятий для формирования метапредметных образовательных результатов ФГОС»

 Сроки проведения: 10-13 ноября 2014 г.

Ведущий семинара: Мария Моисеевна МИРКЕС,

к.ф.н., доцент Сибирского федерального университета, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, федеральный эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», директор НОУ «Школа антропоники».

Цель семинара: освоение принципов проектирования интерактивных внеурочных форматов, нацеленных на формирование метапредметных образовательных результатов.

В результате участия в семинаре каждый участник:

- сможет проанализировать собственную работу и образовательную программу своей школы с точки зрения эффективности формирования метапредметных образовательных результатов,

- примет участие в ряде интерактивных внеурочных форматов,

- освоит и сможет провести несколько типов интерактивных внеурочных форматов,

- узнает принципы проектирования и проведения интерактивных внеурочных форматов,

- спроектирует ряд занятий для своей ситуации, предмета и возраста детей.

 

Семинар-стажировка для учителей предметов естественнонаучного цикла методистов, заместителей директоров общеобразовательных школ, руководители МО, педагогов дополнительного образования

по теме:

«Школа на ладони: развитие электронных сегментов в современной образовательной организации»

 Сроки: 6.11-9.11.2014.

Ведущие: Евгений Сергеевич Акинтьев, заместитель генерального директора АНПО «Школьная лига»

Виталий Александрович Ашичев, менеджер образовательных программ «Школьной лиги РОСНАНО»

Андрей Григорьевич Тяглый, менеджер программ дистанционного образования «Школьной лиги РОСНАНО»

 

Наш мир стремительно меняется; мы не в состоянии предсказать – какие знания понадобятся нам завтра.

Единственное что мы знаем абсолютно точно – это будет мир высоких технологий, мобильных интерактивных устройств, открывающих пользователю доступ к прежде немыслимому количеству информации.

Только те, кто научатся ориентироваться в этом мире сегодня, смогут завтра стать проводниками для других.

Ни одна профессиональная область не смоет обойтись без использования высоких технологий. И сфера образования – не исключение!

В рамках семинара участники не столько знакомятся с новой идеологией построения образования, сколько учатся осваивать в образовательных целях современные IT- инструменты, предназначенные для:

·                    создания и анализа учебных текстов;

·                    разработки презентаций;

·                    организации работы с видеофильмами;

·                    разработки и использования тестов;

·                    поиска и применения образовательных приложений;

·                    использования специальных программ для организации совместной деятельности над проектами разного рода;

·                    разработки современных электронных интерактивных пособий.

 

В ходе семинара-стажировки:

- будут обсуждены перспективы развития электронных сред современного образования,

- будет проведен сравнительный анализ различных мобильных платформ,

- участники смогут выстроить стратегию развития образовательного учреждения,

- и разработать собственные образовательные ресурсы НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Часть красивых, эффективных и современных ресурсов (презентаций, видеофильмов и т.д.) участники получат для своей работы в качестве естественного бонуса.

 

Семинар-стажировка для учителей и завучей общеобразовательных школ

по теме:

«Межпредметная учебная интеграция в школе: методика, опыт и проектирование «погружений»

 Сроки: 17.11 – 20.11.2014

Ведущий: Пузыревский Валерий Юрьевич,

кандидат философских наук, эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО» и руководитель сетевой лаборатории «Межпредметная учебная интеграция», автор книги «Очерки философии гуманистического образования» (СПб., 2011).

Основные цели стажировки:

- изучение основных подходов к организации межпредметной интеграции в школе;

- освоение базовых компонентов методики межпредметного интегративного «погружения» (МИП);

- приобрести начальный опыт проектирования МИП.

Образовательные результаты: планируется, что участники стажировки освоят концептуальные основы и подходы к проектированию МИП в отдельных его компонентах и в целом с возможностью применения, например, при организации ежегодных Дней межпредметной интеграции.

 

 

Семинар-стажировка для учителей, руководителей МО, завучей, педагогов дополнительного образования начальной ступени школ

по теме:

«Загадки природы»: деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания»

 Сроки: 7.11-10.11.2014.

Ведущий: Юшков Алексей Николаевич, канд. психол. наук, доцент, эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО»

Для чего нужна эта стажировка, чем может быть полезно знакомство с курсом «Загадки природы»?

Ответ прост – для эффективной реализации новых образовательных стандартов начальной школы в части:

- организации эмоциональной и познавательно насыщенной внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное развитие»,

- развитию универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных),

- формированию у младших школьников основ исследовательской и проектной деятельности,

- освоению учителями норм деятельностного образования, переносу освоенных способов работы в урочные форматы деятельности. 

 

В частности, курс «Загадки природы» направлен на: 

- развитие сложноорганизованной устной диалогической речи у младших школьников, развитие у детей способности слушать и слышать собеседника;

- развитие детской вопросительности, как основы познавательной деятельности и мышления (развитие детской вопросительности – существеннейший дефицит для многих учебных курсов начальной школы);

- освоение младшими школьниками позиции наблюдателя и экспериментатора, имеющих свои собственные познавательные вопросы;

- развитие групповых форм работы детей с 1 по 4 класс;

- развитие учебной самостоятельности и учебной инициативы и как индивидуальной способности, и как нормы учебного поведения, объединяющей большинство детей класса. 

- обеспечение предметной осведомленности на материале естествознания.

 Данный курс в настоящее время ведется на постоянной основе (т.е. включен в учебный план) в 17 школах 14 городов страны (Санкт-Петербург, Москва, Пенза, Таганрог, Казань, Старый Оскол, Набережные Челны и др.). В других школах этот курс используется в качестве дополнительного материала при организации уроков по курсу «Окружающий мир». В целом в настоящий момент по курсу работает около 100 учителей начальной школы.

Курс «Загадки природы» обеспечен раздаточными материалами для учащихся, методическими рекомендациями (1-2 и 3-4 классы); выпущен сборник стенограмм занятий (1-4 класс) с развернутыми комментариями к опубликованным занятиям. Стенограммы занятий задают необходимый образ практики, так нужный в момент первого знакомства с ней.

 Образовательные результаты: участники стажировки освоят способы разработки учебных ситуаций, обеспечивающих, с одной стороны, становление детской учебной самостоятельности и проявление учебной инициативы, с другой –  освоение предметности естествознания. Педагоги познакомятся со способами организации учебной познавательной коммуникации между детьми, направленной на развитие детской вопросительности, умения формулировать гипотезы-предположения, совместно и бесконфликтно их обсуждать и находить версии решения.


Фото Марии Голубевой