На неделю-десять дней в города, принимающие «Наноград», приезжают около 150 школьников 8-10 классов из примерно 50 школ из более двадцати регионов страны, педагоги, учёные, представители бизнеса, журналисты.


Жителям «Нанограда» сами создают его эстетику, топонимику, органы управления и, наконец, сами события Летней Школы — интеллектуальные, творческие, спортивные.

Для того, чтобы стать жителем «НАНОГРАДА», школьники принимают участие в дистанционных образовательных конкурсах, организованных на сайте «Школьной Лиги РОСНАНО». Взрослое население «НАНОГРАДА» представлено педагогами школ Лиги (по одному от каждой школы); командой студентов, аспирантов различных университетов, выпускников программы «Школьная лига РОСНАНО»; специалистами-консультантами по вопросам высоких технологий и «нано»-науки – студентами и аспирантами; представителями проектных компаний; учеными из различных вузов и исследовательских центров страны, командой педагогов и ученых - организаторов Проекта.


В «НАНОГРАДЕ» каждый житель города имеет право быть избранным в Совет Города, участвовать в городских собраниях, обсуждать законы города, вносить предложения в оперативное планирование жизни.


Каждый житель «НАНОГРАДА» становится сотрудником Корпорации «Граднано», определяясь на стажировочную площадку, отрытую на территории «Нанограда» одним из предприятий современной нанотехнологической индустрии. Таких стажировочных площадок обычно 6-8 (по числу предприятий-партнеров летней школы). Это – главная работа в городе, состоящая в анализе и решении кейсов, разработке проектов, направленных на использование соответствующих высоких технологий ради человека, на благо природы и культуры. Все «кейсы» созданы на основе перспективных научных направлений и реальных проблем и задач инновационных российских производств. Задача «команды» каждой стажировочной площадки — предложить своё комплексное решение научного развития, рыночного продвижения, использования соответствующих идей, материалов, технологий и представить его в формате развернутой презентации.

Жители города (и школьники, и взрослые) смогут поступить в Академию НАНОГРАДА для обучения, им предстоит самим выстроить свой образовательный  маршрут, который будет включать: лекции, мастерские, участие в дискуссиях и круглых столах, деловых играх. Среди преподавателей Академии: ученые, признанные в России и в мировом научном сообществе, представители успешных предприятий «высоких технологий», опытные управленцы и консультанты. Более 20 мастерских представляют практически неограниченные возможности для творческой самореализации как в области высоких наукоемких технологий, так и в сфере популярных искусств (музыка, танец, дизайн, мультимедиа и т.д.).

Творческую жизнь «НАНОГРАДА» организовывает его Фестивальный Центр. За неделю городской жизни в НАНОГРАДЕ проходят: Церемонии открытия и закрытия (с участием руководителей РОСНАНО и регионов страны), Музыкальный фестиваль, Кинофестиваль, Турнир Интеллектуальных Игр, «НАНОчь Рекламы», Спартакиада на Приз Мэра города... и всё, что ещё придумают и решат провести жители «Нанограда».

Оформление «НАНОГРАДА» - совместный творческий дизайн-проект всех его жителей. Среди символов «Нанограда» - Чудо-Дерево, Пензенский Кот Ученый, памятник самой большой в мире «Нано-частице»…

Один из дней Летней Школы полностью посвящен знакомству с принимающим городом. Приняв на себя роль журналистов и путешественников, школьники посещают уникальные предприятия, организации, места города и создают об этом различного формата тексты (произведения).

 

От летней школы «Наноград»

к Школе как Технопарку

Летняя школа «Наноград» (и ее «дочерние» проекты – пензенская летняя школа «TeenГрад» и намечающиеся другие) - это пространство совместного понимания, что такое «высокие технологии», как они создаются, для чего они нужны и какое к ним отношение имеют все собравшиеся на Летней школе. Разобраться в этом - очень актуально как для школьников, так и для их учителей.

Важно, что знакомство с высокими технологиями в «Нанограде» происходит не только на уровне лекций о них, но и через прямой контакт с представителями науки и индустрии, через пусть краткое, но глубокое погружение в реальную работу с высокими технологиями, через организацию всей жизнедеятельности в форматах, свойственных инфраструктуре высоких технологий.


Мы имеем ввиду, что летняя школа «Наноград» во многом строится по модели технопарка – современной инфраструктуры, создаваемой для поддержки появления новых идей и их практической реализации.


И в этом смысле, мы считаем, что можем говорить о «Нанограде» как пространстве современного образования, так и о технопарке как модели современной школы.


Остановимся на этом чуть подробнее.


Технопарк – среда, создаваемая специально с целью поддержки процесса перевода научного знания, результатов научного труда в продукт промышленного производства, в товар. Чаще всего технопарки создаются для поддержки высоких технологий, в которых высока доля добавленной стоимости в виде интеллектуального труда. И это условие принципиально влияет на то, как устроен технопарк. Интеллектуальное производство обычно строится не тем же способом, идет не тем же путем, что индустриальное, и требует особых условий осуществления. Для появления и реализации новых идей требуется особым образом организованная среда. И технопарк - это способ организации такого пути производства, по существу, это не только здание или комплекс сооружений, это способ организации инновационного процесса - превращения нового знания в новый продукт.


Перечислим основные виды деятельности, которые объединяются в особых пространствах – технопарках – для поддержки инноваций как реализованных идей:

- Исследовательская деятельность (в том числе - междисциплинарная); экспертиза перспективных разработок,

- Изобретательская деятельность и проектирование, разработка прототипов и технологий,

- Производство,

- Маркетинг, сбыт, управление,

- Поддержка коммерциализации разработок.

 

И что немаловажно, кроме объединения на одном пространстве всего этого цикла работ – от идеи до продажи продукта, в технопарке серьезное внимание уделяется созданию творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируется порождение новых идей и их осуществление) – пространства для встреч, общения, творческой деятельности, кафе, библиотека и пр. и пр.

В этом смысле летняя школа «Наноград» и является таким технопарком, в котором увязаны друг с другом различные деятельности и пространства: обучение и исследования (во время занятий Академии), моделирование и конструирование (в Мастерских и лабораториях), производство и взаимодействие с бизнесом (во время работы Корпорации), здоровый образ жизни и творческий досуг (организуемый Фестивальным центром).

Какое отношение все это может иметь к учебному процессу в общеобразовательной школе? Почему мы отчасти связываем модель «Нанограда» и школу?

Вероятно, можно согласиться с тем, что современная школа строится во многом по модели фабричного производства: разделение труда, ведущее к специализированной деятельности; каждую такую деятельность «обслуживает» свое «отраслевое» знание. В школе соответственно каждой отрасли появляются специализированные учебные предметы. Основной смысл работы школы – просвещение необразованных, базовый способ работы – передача учащимся уже открытого другими знания.

Если же принять за реальность, что в современной экономике все большее влияние приобретают отрасли, где приоритетом являются экономика знаний, продуцирование новых идей и продуктов на их основе, то становится понятным, почему сегодня все более актуальным становится введение в школе в качестве основных способов ее работы исследовательской и проектной деятельности. Именно с их помощью можно научить школьников не только воспринимать информацию, но и самим порождать новые идеи, новые продукты на их основе, проявляя собственную инициативу воплощать свои идеи на практике.

Обучение порождению нового знания вряд ли возможно без включения участников в реальный процесс творчества, улучшения жизни вокруг себя, то есть в процесс инноваций.


Наиболее естественным пространством, где такой опыт может формироваться и развиваться, является технопарк – среда, которая объединяет научное творчество; экспериментальное моделирование; реальное производство; атмосферу, способствующую порождению новых идей.


И этой логике, вероятно, культурным прототипом современной школы (или как минимум естественно-научного образования в ней) является не фабрика, а именно ТЕХНОПАРК.


А поскольку Наноград строит свою работу по модели технопарка, то надеемся, что может быть участники летней школы (учителя и ученики) смогут постепенно перенести модель технопарка и на свои школы.

Алексей Юшков, Михаил Эпштейн

Фото Марии Голубевой