- Марина Александровна, как вы трактуете термин дистанционное образование, как средство профессионального развития и повышения квалификации?

- Если говорить в общем, то дистанционное образование (далее по тексту – ДО) - это возможность получения знаний в удаленном виде. Если просмотреть тренды последних десятилетий, то ДО смещается от системы повышения квалификации, когда вы просто обучаетесь, в сторону профессионального развития. Слушатель, мотивируя себя по определенным профессиональным причинам, находит нужные курсы, проходит обучение, но не останавливается на достигнутом, а продолжает развиваться постоянно. Поэтому, наиболее распространенная трактовка последних лет, что дистанционное обучение- это, прежде всего, профессиональное развитие. Изменения в системе повышения квалификации, которые сейчас происходят, и  федеральные нормативные документы,  регламентирующие электронное обучение, также склоняются в эту сторону.

- А какова мотивация у учителей проходить подобные курсы и участвовать в онлайн-конференциях?

- Мотивация учителей диктуется современными образовательными стандартами и  профессиональными амбициями. Учитывая, что многие имеют напряженный рабочий график  и/или находятся в удаленных точках страны, единственным решением является дистанционное образование. При данной форме обучения важна самомотивация, которая влияет на глубину погружения в тему и качество работы в курсе. Играют роль и другие личностные факторы: например, ответственность, коммуникабельность. По результатам работы нескольких дистанционных практикоориентированных конференций на портале «Образовательная галактика Intel», можно сказать, что учиться хотят многие, но дистанционное обучение – это большая работа, дополнительная серьезная нагрузка, к которой  надо быть готовым.

- Давайте поговорим о том, насколько население информировано о самой возможности получить дистанционное образование. Например, есть данные, что В России интернетом ежедневно пользуются лишь 43% совершеннолетних, соответственно о возможностях дистанционного образования знают еще меньше. Как решить эту проблему?

- Если взять образовательные сетевые сообщества учителей, то этот процент будет выше, ведь данная цифра основана на общей выборке и, учитывая, что в последнее время очень много внимания уделялось именно развитию дистанционного образования, по школам статистика будет намного лучше. Однако при прохождении дистанционных курсов и мастер-классов, учителя рассказывают о трех проблемах онлайн-активности: первая – слишком низкая скорость интернета, вторая -  отсутствие достаточного количества времени для участия в онлайн-мероприятиях и выполнения заданий, которые в них предлагаются, и третья, самая серьезная -  неуверенность в своих силах. Эти три причины зачастую не позволяют учителю закончить курсы дистанционного обучения. Какие решения я здесь вижу? Проблему со временем может помочь решить поддержка учителей, проходящих ДО, местными органами управления образованием, администрацией образовательного учреждения, которые учитывали бы часы за дистанционное обучение при аттестации учителя, при расчете его заработанной платы и т.п. Проблема «боязни ДО» лечится постепенным погружением в  новую для многих форму обучения: так, например, в наших курсах на портале «Образовательная галактика Intel», мы ввели систему вариативных по времени дистанционных курсов: новичкам – 12 часовые, но есть и 24 и 72 часовые курсы. А уж низкая скорость интернета – вопрос времени и здесь должно все меняться в лучшую сторону.

- Оглядываясь в прошлое, насколько дистанционное образование стало доступнее сейчас, чем, к примеру, 5 лет назад? Ведь на Западе такой вид образования достаточно широко известен и востребован. А в нашей стране?

- Сегодня сеть предоставляет массу возможностей для самообразования. Российские учителя, однако, сталкиваются c  языковыми барьерами. Есть прекрасный ресурс Coursera, на котором  можно пройти  курсы в самых престижных университетах мира. Однако без знания английского языка учителю их не пройти, а на русском существует недостаточно большая база курсов, и в основном они охватывают научно-технические дисциплины. Само по себе дистанционное образование вещь очень затратная для организаторов обучения, поэтому доступность курсов для большой категории людей могут обеспечить на только на федеральном, республиканском или региональном уровнях. Отрадно, что сегодня у педагогов есть возможность профессионального развития, в том числе, и на портале «Образовательная Галактика Intel», где бесплатные дистанционные программы проводятся несколько раз в год.

- Дистанционные курсы и мастер-классы ведут профессиональные тьюторы и преподаватели. Однако учителя также сами учатся всю жизнь и совершенствуют свои методики или даже создают кардинально новые. Расскажите, пожалуйста, про образовательные дистанционные активности на Образовательной Галактике Intel,  как они организуются и насколько они востребованы?

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале определить специфику  онлайн мероприятий, дистанционных активностей, которые мы организуем на Галактике. У нас нет большого количества дистанционных курсов, которые дают  просто какой-то теоретический материал. Основной акцент - это практическая ориентированность  курса, авторские материалы, новые подходы и методики, возможные с приходом в нашу жизнь новых технологий. Курсы разрабатываются специально под педагогическую аудиторию, учитывая современные требования и актуальные тенденции в образовании. В частности, дистанционные конференции в таком формате сейчас очень востребованы т.к. курсы максимально приближены к деятельности учителей и  многое они могут сразу применить на практике. Обучение обычно проходит по направлениям: ИКТ- практики в обучении, технологии формирования ключевых компетенций и школьная ИТ-инфраструктура. Кроме этого, курсы доступны для большого количества слушателей, например, за два года на  Галактике обучение прошли более 13 000 слушателей, одновременно могут обучаться в индивидуальном дистанционном режиме под руководством ведущего до 200 слушателей на один курс (оптимальная цифра зависит от сложности курса, чаще всего это около 100 слушателей).  Следующей отличительной чертой такого рода активностей является то, что  все наши тьюторы разрабатывают  курсы с учетом уровня ИКТ компетентности педагогов (начального, базового и расширенного). У учителя всегда есть большой выбор курсов для построения своей траектории развития  и большой выбор курсов, дающих знания, которые можно сразу применить на практике. Важным элементом построения программы образовательных онлайн конференций Галактики является  небольшая продолжительность курсов, т.к. при прохождении длительных курсов до конца доходят обычно 30-50% участников. А вот краткосрочные курсы позволяют закончить их большему количеству  выпускников - до 70%.

- Как вы отбираете тьюторов и преподавателей? Есть ли какая-то специальная система?

- Я сейчас как раз веду курс подготовки тьюторов. Из активных пользователей Галактики, активных учителей образовательных программ Intel и учителей-призеров различных конкурсов мы отбираем  ярких «звездочек» по всем регионам и затем работаем с ними по подготовке различных активностей, вместе разрабатываем и адаптируем курсы. Сейчас на нашем курсе учатся  60 человек. И мы планируем их привлекать на последующих онлайн - конференциях.  Безусловно, ведущие дистанционного обучения очень нужны и важны и мы стараемся делать так, чтобы работать дистанционно было интересно и полезно и самим преподавателям. На сегодня у нас собрался уникальный коллектив дистанционных преподавателей: самобытных личностей, профессионалов, общение с которыми доставляет массу положительных эмоций, а уж обучение… Кроме этого введена форма стажерства, когда на ДО приглашается молодой талантливый тьютор, но курс ведется «под присмотром» опытного преподавателя.

- Как учителя узнают о подобных мероприятиях, к примеру, учителя из малонаселенных городов?

- Во-первых, учителя, зарегистрированные на Образовательной Галактике Intel получают еженедельную рассылку обо всех мероприятиях, которые на ней проходят или планируются. Во-вторых, со-организаторы конференций, региональные министерства образования и институты повышения квалификации извещали своих учителей, через региональные министерства, что привлекло достаточно много человек из больших и маленьких городов и населенных пунктов разных регионов России. И третий вариант - это профессиональные сообщества, через которые распространяется информация про конференции, курсы и так далее. А учителя, узнавшие об этих мероприятиях, рассказывают о них в своих школах. Хочется также добавить, что дистанционное обучение доступно для учителей из любой школы, независимо от размера населенного пункта – ведь доступ к интернету должен быть предоставлен повсеместно.

- Каковы успехи и потенциал дистанционных конференций такого масштаба для учителей?

- Успехи – налицо: в итогах, анкетах, отзывах, а главное – в использовании полученных дистанционно знаний в своей профессиональной практике: о своих успехах нам пишут выпускники в письмах и блогах на Галактике. Также успехом подобных дистанционных мероприятий можно назвать  продолжение взаимодействия и саморазвитие выпускников в нашем  профессиональном сообществе в дистанционных мероприятиях, обсуждениях, конкурсах. Потенциал – продолжение проведения подобных практикоориентированных конференций с учетом общих задач в области ИКТ в образовании. Потенциал конференций очень высок т.к. появилась очень большая востребованность именно в практикоориентированных авторских мастер-классах, а именно они и являются основной «фишкой» конференций. Кроме того, по итогам обучения учителя получают сертификаты о профессиональном развитии в области ИКТ, которые являются важным составляющим для профессионального портфолио педагога.