В стране началось введение ФГОС, утверждены стандарты начального, основного и среднего общего образования. Новый подход к образовательным результатам задает иную организацию образовательного процесса, переход от модели «Чему учить?» к модели «Как учить?». Переход должен стать не стихийным бедствием, от которого учителя бросает в дрожь, а целенаправленным процессом, который подготовит учителя к работе в новых условиях. В Омской области 117 ОУ начали осваивать стандарт основной школы. Омский областной Институт развития образования методически сопровождает педагогов, работающих в 5-х классах. Выбор учебников, составление рабочей программы по предмету, обновление системы оценивания, организация внеурочной деятельности - все эти вопросы рассматриваются на семинарах, курсах повышения квалификации.

В структуре учебного плана географию будут изучать с 5-го класса - 1 час в неделю, в 6-м классе -1 час, в 7, 8, 9-м - по 2 часа, в старшей школе в зависимости от того, какой уровень выберет обучающийся: базовый - 2 часа или углубленный - 3 часа. Конечно, этого мало. Мы не можем дать полный объем знаний ребятам. При этом ЕГЭ рассчитан на большее количество часов, потому что темы из его программы не исключаются. В заданиях ЕГЭ происходит постепенный переход от проверки предметного содержания к контролю сформированности универсальных учебных действий, прогнозированию географических процессов. Как успеть все это дать? В этом году географию в Омской области сдавал 221 выпускник, минимальное количество баллов - 37, средний балл составил 50,57, максимальный - 97, количество двоек - 29, что составляет 13,12 процента, больше, чем по РФ, - 8,3%. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы: у учащихся слабо развита письменная речь, не умеют анализировать статистические данные, климатические диаграммы, слабо знают номенклатуру. Поэтому мы проводим семинары для учителей географии, где рассматриваем увеличение практикоориентированных заданий, включение в учебный процесс контрольно-измерительных материалов, оценивающих метапредметные результаты.

На Всероссийском съезде учителей географии, который проходил в конце октября 2011 года, Владимир Горбанев, доцент кафедры мировой экономики МГИМО, подсчитал, сколько часов отводилось на географию раньше, начиная с царской России. Сегодня у нас наименьшее количество часов географии в школе за последние 100 лет! 

В рамках целевой программы «Развитие системы образования Омской области до 2010 года» ИРООО получил заказ от Министерства образования Омской области написать учебник «География Омской области». В 1916 году территорию региона изучали по учебнику «Родиноведение» А.Н.Седельникова, в 80-90-е годы школы работали по учебнику «География Омской области» под общей редакцией А.А.Кожухаря. Наш учебник четвертого поколения создан с учетом основных тенденций современной школьной географии, реализует комплексный подход. В 2010 году на Всероссийском конкурсе «Лучшее детям» он получил Знак качества, а также был награжден серебряной медалью XIX Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2011». Но, к сожалению, в цветном варианте тираж был незначительным, а черно-белый вариант в уменьшенном формате значительно проигрывает в формировании у школьников яркого и интересного образа родного края.

Внеурочная работа - это ресурс для реализации полноценного географического образования в школе. Наш институт разработал 23 программы внеурочной деятельности для учащихся 5-х классов. Нынешней осенью провели первый областной слет юных натуралистов «Березовый форум». В нем приняли участие делегации из 15 муниципальных районов Омской области. 23 команды отправились изучать два березовых колка: больной и здоровый. Полевые лаборатории развернули свою работу по направлениям: биогеоценоз березового леса, мирмекология, картография, решение открытых задач, изучение почв, рисунки на бересте. Итогом работы стало выступление на лесной конференции, ребята поделились своими открытиями, и было предложено сделать форум по изучению природы Омской области ежегодным. «Березовый форум» - инновационная образовательная модель, в рамках которой прошли разработка, апробация методического инструментария программ внеурочной деятельности в условиях успешного введения ФГОС.

География как предмет недооценивается. В старших классах основное внимание уделяется предметам, важным для поступления в вузы. Географию сдают только на часть экологических специальностей и более никуда, даже на специальность «туризм», «география» необходимо сдать историю или обществознание. Вот и получается, что в нашей стране слабо развита бытовая общегеографическая культура. Студенты первого курса не могут показать на карте Кавказ, Алтай, да и реки у них берут начало в морях. Число абитуриентов, сдающих ЕГЭ по географии, каждый год все меньше именно из-за невостребованности школьного предмета среди дисциплин, необходимых для поступления. Как показывает практика, географией всерьез интересуются ученики 6-7-х и 10-11-х классов. С выпускниками все понятно: на олимпиаду идут те, кто надеется получить льготы для поступления на географические факультеты. Школьников помладше в географии привлекает романтика путешествий, желание узнать о далеких землях и экзотических районах нашей страны. Эта возрастная группа - главная целевая аудитория для пропаганды географии. Поэтому заслуживают внимания такие этапы Всероссийской олимпиады, как школьный и муниципальный, а также другие олимпиады, к участию в которых допускаются школьники всех классов, где изучается география. Подготовка и проведение этих олимпиад в сотрудничестве с органами управления образованием, школьными и университетским педагогами может стать одним из важных направлений деятельности региональных отделений Российского географического общества.

С 2010 года Всероссийская олимпиада школьников шагнула за Урал. Сургут, Ханты-Мансийск, Новосибирск, Иркутск проводят на своей территории заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Омская область может достойно провести такое мероприятие: имеется научный потенциал, педагоги-наставники, есть условия для проведения практического тура, организации культурной программы. ИРООО с 2010 года проводит заочные олимпиады для учителей-предметников: биология, экология, география. Географы первыми в области стали проводить педагогический марафон учебных предметов с 2002 года. В программе - выступления ученых - членов Омского РГО, встречи с путешественниками, руководителями предприятий, мастер-классы педагогов. В 2002 году учителя географии стали действительными членами ОРО РГО по рекомендации народного учителя СССР Лидии Кичигиной, начала работать секция «Школьная география». Границы деятельности секции расширялись: выездные семинары в муниципальные районы Омской области, экскурсии на предприятия, в особо охраняемые природные территории. Обязательными в программе семинаров являются практикумы на местности. В перспективе закрыть «белые пятна» на карте региона. С созданием в Омске регионального отделения Российской ассоциации учителей географии деятельность активизировалась. Омские учителя стали регулярными участниками ежегодных полевых практикумов и конференций. Учителя географии - активные участники различных конкурсов, регулярно становятся победителями в рамках ПНПО «Образование». Одна проблема - география держится на немолодых энтузиастах, мало молодых специалистов. Их надо учить! Качество образовательной системы в стране не может быть выше качества работающих педагогов. Но учителя можно направлять на курсы один раз в пять лет - так записано во всех нормативных документах. Этого мало, налицо формальное повышение квалификации! Пора потребовать, чтобы педагогам разрешили повышать свою квалификацию хотя бы раз в два года. В Сингапуре, например, учителя ежегодно повышают квалификацию, прослушивая курс объемом 100 часов, а у нас курс рассчитан на 75 часов.

Географическое образование в России должно стать национальным достоянием, обеспечивающим формирование географической культуры общества. В нынешних условиях формула «Без географии мы нигде» приобретает новый смысл, который можно сформулировать, продолжив эту фразу «…никто и никак»!

Об авторе

Галина Ивановна Саренко, заведующая кафедрой естественно-географического и технологического образования Института развития образования Омской области, секретарь экспертного совета Министерства образования Омской области, организатор регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, руководитель регионального отделения Ассоциации учителей географии, председатель предметной комиссии по географии при проведении ЕГЭ на территории Омской области.

Записала Наталья Яковлева

Фото Ольги Максимович и Натальи Яковлевой