​– Александр Михайлович, сегодня идея наставничества активно внедряется в образовательную практику общего и дополнительного образования детей. Вы являетесь лидером программы АСИ "Кадры будущего для регионов". В чем суть этого федерального проекта, как в нем реализуется идея наставничества?

– Программа "Кадры будущего для регионов" – инструмент для государственных органов исполнительной власти субъектов РФ для достижения целей в сфере образования, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204.

Программа инициирована Агентством стратегических инициатив два года назад с целью помощи высокомотивированным подросткам и молодежи реализовать себя через командные проекты, направленные на решение задач, определенных стратегиями социально-экономического развития региона. Основная задача программы – показать школьникам и студентам СПО, что они могут быть успешными и востребованными, помочь им выбрать траекторию обучения и выстроить свою дальнейшую карьеру и жизнь в родном регионе. Поэтому этот крупный образовательный проект "строился" как бы сверху – с участием губернаторов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Участники проектных команд – школьники 8-10 классов, тьюторы, студенты вузов и СПО, и наставники. Важнейшая задача – объединить усилия общества, системы образования и бизнеса по подготовке высокомотивированных кадров для регионов.

С самого начала руководители регионов определились с командой потенциальных наставников – лидеров бизнеса, политики, культуры, образования, общественных организаций и органов государственного управления, готовых делиться с подростками и молодежью собственным опытом и временем. Это непростая задача, так как людей, готовых безвозмездно работать с молодежными проектными командами сравнительно немного. Свойственный зрелым инновационным экосистемам принцип "поднялся сам — помоги подняться другому" и культура "благотворительности компетенций" в пользу начинающих предпринимателей пока еще не характерны для российского предпринимательского сообщества в целом.

– В чем заключается роль наставников в проекте?

– Главная задача наставников — помочь каждому участнику проектной команды включиться в процессы социально-экономического развития региона, заинтересовать его профессией, увлечь работой на благо родного края, показать возможности работы на конкретном предприятии, в органе власти, научной организации и т.д. Наставник сопровождает проектную деятельность, делится своим опытом, организует для тьюторов и участников социальные и профессиональные пробы, их деятельность на стажировочных площадках, необходимые для успешной реализации проекта и определения правильности выбора будущей профессии, продвигают идеи закрепления молодежи в родном регионе.

В настоящее время в программе принимают участие около 500 наставников, представителей более 300 ведущих предприятий и организаций субъектов Российской Федерации, среди них "СИБУР", ОАО "РЖД", АО ХК "СДС-Уголь", Компания "Шлюмберже" (Schlumberger), Мираторг, ФБУ Росавтотранс агентство автомобильного транспорта, АО "СДС Азот" и многие другие.

– Кто и как выбирал регионы для участия в программе АСИ? Ведь в прошлом году их было 7, в этом уже 23.

– Руководители субъектов Российской Федерации лично принимали решение об участии в федеральной программе в инициативном порядке. То есть, регионы, руководители которых были заинтересованы в реализации программы на их территории, подавали заявку в АСИ. Главы регионов подписывали с АСИ Соглашения, разрабатывали и утверждали "дорожные карты" реализации программы. Мы очень рады тому, что в 2019 году количество регионов - участников программы по сравнению с 2018 годом увеличилось с 7 до 23, не считая моногородов. В "установочных сессиях" (летних школах) программы приняли участие 5679 участников.

Важно и то, что в ходе реализации проектов отдельные муниципалитеты выразили желание присоединиться к программе, так уже присоединились к нам команды городов Пермь, Чита, Киришского муниципального района Ленинградской области, ведутся переговоры с другими муниципальными образованиями.

– Чем вам лично интересна программа?

– Я принял приглашение к участию в программе по двум причинам. Первая заключается в том, что наша компания "Мобильное электронное образование" разработала цифровую образовательную платформу МЭО с образовательной программой и образовательными онлайн-курсами для школьного образования, а также онлайн-курсы для дополнительного образования детей, обеспечивающие, в том числе формирование навыков и компетенций XXI века. Образовательная программа полностью отвечает всем требования ФГОС, реализуется с использованием современных образовательных технологий, направлена на решение разнообразных нестандартных самых разных задач. Платформа МЭО стала интерактивной площадкой для реализации программы АСИ.

Вторая причина кроется в том, что при реализации программы отрабатывается модель "образования будущего", по сути ФГОС 3.0. Образования, в котором учащиеся – это не просто субъект поглощения знаний, транслируемых педагогами и проверяемого ЕГЭ, ОГЭ или ВПР. Ведь сегодня практически вся информация в открытом доступе, ответ на любой вопрос можно получить, воспользовавшись поисковиком смартфона. А "образование будущего" – это активное учение, при котором знания из разных предметов постоянно актуализируются в различных видах деятельности школьников под руководством учителя. Цель активного учения – максимальное вовлечение педагогом обучающихся в самостоятельную проектную деятельность, погружение его в разнообразные контексты, мотивация к саморазвитию, самоактуализации, формированию устойчивых навыков применения знаний в конкретной практико-ориентированной деятельности.

В реализации проектов участвуют ребята из разных муниципалитетов, городов, школ, регионов. Ресурсы и инструменты платформы МЭО предоставляют возможность каждому участнику проектной команды интерактивного онлайн общения между собой, с тьюторами, наставниками, ребятами из других проектных команд, регионов для обсуждения различных вопросов в реализации командных проектов, что обеспечивает формирование таких навыков как продуктивное взаимодействие, сотрудничество, коммуникативность, лидерство и др.

На старте образовательного маршрута и по его завершении в апреле 2020 г. каждый участник проходит диагностику сформированности навыков и компетенций XXI века (Скиллфолио). Результаты диагностики и "прирост" этих навыков и компетенций войдут в индивидуальный цифровой профиль каждого участника и позволят построить и корректировать как индивидуальную образовательную программу в рамках инициативы, так и выбор дальнейшего профессионального пути участникам. Надо отметить, что В рамках реализации образовательной программы участникам предоставлена возможность освоить онлайн курсы, направленные на формирование навыков и компетенций XXI века, такие как "Лидерство", "Проектный менеджмент", "Командообразование", "Успешное публичное выступление", "Цифровая безопасность", "Личный бренд в социальных сетях", "Креативное мышление", "Онлайн-уроки финансовой грамотности", "Цифровая азбука", а также курсы, связанные с реализацией проектной идеи и курсы по всем предметам школьной программы.

Для участников программы была разработана новая модель командной проектной деятельности старшеклассников, предполагающая партнерство и сотрудничество обучающихся, учителей, студентов, представителей власти и бизнеса в творческом процессе проектирования. Каждый участник программы имеет возможность внести свой вклад в командную работу. Такой проект дает старшеклассникам возможность создать креативный, личностно и социально-значимый продукт, продемонстрировать результаты своего учения, владение цифровыми технологиями и навыками 21 века.

Проект в таком формате – это технологически реальный инструмент профессиональной навигации старшеклассников, который может быть успешно тиражирован в современной школе. Для обучающихся 9-11 классов активное учение и деятельность, выходящая за рамки школы, всегда была интересна. Тем более, деятельность, связанная с реальной производственной, общественно-значимой или научной деятельностью и перспективным научным проектом.

Интересно, что в ходе опросов ребята отмечали, что участие в проектной деятельности и стажировках в ходе реализации программы повлияли на выбор их будущей профессии, так 67% участников отметили, что их выбор отвечает их интересам, а 20 % ребят убедились, что выбор темы их проекта и стажировочной площадки не совсем совпадает с их представлениями о будущей профессии.

До реализации программы АСИ "Кадры будущего для регионов" у 41% участников изначально было желание учиться и работать в родном регионе, однако после участия 17% ребят решили остаться в своем регионе, а 23% планируют учиться в другом месте, но обязательно вернутся и продолжат свою профессиональную деятельность и жизненный путь на своей малой родине.

Программа для меня явилась очень интересным научным проектом. В целях ее успешной реализации мы разработали полный пакет инструктивно-методических материалов и рекомендаций. Это материалы по сопровождению наставников, составлению и сопровождению индивидуальных образовательных программ школьников, рекомендации по закреплению участников программы в реализацию актуальной повестки социально-экономического развития своих регионов, материалы для самих участников - рабочие тетради, чат-бот, то есть "это полный пакет методических материалов для организации деятельности образовательных организаций в условиях цифровой экономики" – все это обеспечит эффективность реализации программы и расширение ее географии.

– Есть ли команда/проект, который вам наиболее интересен, за который Вы сами болеете?

– Сегодня я не готов выразить поддержку определенным проектам и, тем более, одному проекту, - мне нравятся многие из них. Например, проект команды Алтайского края "Деревянная игрушка для особых детей "Emoji Гид". Под руководством наставника – Фабрики детской игрушки ребята разрабатывают макет игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья, апробируют созданный продукт на базе Центра реабилитации детей-инвалидов "Журавлики" и детского сада №242 г. Барнаула. Игрушка направлена на развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ, изготовлена с использованием элементов дополненной реальности. Продукт должен получиться очень современным, поскольку ребята разрабатывают к нему и AR-приложение.

Хотелось бы отметить и проект "Твое будущее" команды Республики Саха (Якутия). Ребята работают над созданием мобильного приложения на основе платформы PROF ID. Наставниками данного проекта выступили Республиканский институт новых технологий и ООО "МайТона", а стажировочные площадки для проектной команды были организованы на базе Технопарка Якутии, "Точки кипения"  Якутска и высшей школы инновационного менеджмента.

Всего в этом году в сформировалось 396 проектных команд по 15 направлениям социально-экономического развития регионов. К сожалению, недостаточно проектов, связанных с развитием высокотехнологичных секторов экономики, что отражает как проблемы школьного образования страны, так и недостаточность его связи с бизнесом, социальной сферой, ориентации на решение задач социально-экономического развития регионов. Но при этом необходимо отметить позитивную динамику в этом плане по сравнению с 2018 г.

Большинство проектных идей успешно прошли защиту перед руководителями регионов на "Аллее проектов", получив безусловную поддержку, в том числе организационную и финансовую.

В настоящее время активно реализуется самый важный и интересный этап – этап реализации проектов, в рамках которого важнейшая роль отведена также наставникам и тьюторам в формировании и сопровождении реализации индивидуальной образовательной траектории каждого участника, организации и проведении стажировок и профессиональных проб, проведении консультаций.

Некоторые командные проекты выросли из традиционной профориентационной работы предприятий со школами. В этом плане интересен опыт сотрудничества Свердловского отделения РЖД и МОУ СОШ "Город Дорог"  Перми. С ноября 2019 года команда школы участвует в программе "Кадры будущего для регионов". Наставник команды - Евгений Мосягин, начальник пассажирского поезда, и проектная команда, и школьники в ходе совместного обсуждения пришли к идее создания цифрового интерактивного сенсорного сервиса "Умное купе".

Для участников были сформированы индивидуальные учебные планы. Образовательная платформа МЭО позволила осваивать часть предметов в очно-заочной форме. Тем самым высвободилось значительное количество времени для проектной деятельности и образовательных мероприятий на стажировочных площадках, организованных наставником. Сейчас команда занимается разработкой программного обеспечения для всех необходимых приложений на основе отечественного программного продукта: GPS-карта и достопримечательности по пути следования, климат контроль, аудиокниги, мультимедиа и игры, чат с проводником и др. Созданную опытную модель "УмК(а)" ребята планируют протестировать на детской железной дороге в Екатеринбурге.

Не могу не отметить одного из наставников - министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Сергея Васильевича Злобина, который является наставником двух проектов. Несмотря на свою занятость, он находит время и каждую субботу проводит встречи со своими проектными командами.

Я часто бываю в регионах, встречаюсь с участниками и с удовольствием отмечаю, что та увлеченность и тот запал, который был сформирован во время летних установочных сессий, сохраняется до сих пор. Нам остается только поддерживать команды и сопровождать их на пути реализации проектов.

– Каких результатов вы ожидаете от реализации программы в апреле?

– Одним из результатов реализации программы станут сформированные региональные лидерские команды из талантливой молодежи и их наставников, которые сумеют реализовать проекты, направленные на развитие и процветание регионов, кроме того будет создана и апробирована система стажировок и профессиональной навигации подростков.

Важным результатом программы также явятся отработанные механизмы включения подростков и молодежи в доступную им созидательную, преобразующую социальную и экономическую деятельность на территории родного края.

Все это позволит обеспечить решение одной из серьезных задач развития региональной экономики - преодоление оттока молодежи из регионов.

Кроме того, реализация программы на цифровой платформе МЭО - это "заход" на стандарт цифрового образования 3.0. Речь идет о настройке цифрового образовательного маршрута каждого учащегося с подбором индивидуальных проектных заданий, независимо от места проживания, социального положения, состояния здоровья.

Надеемся, что результаты реализации программы лягут в основу разработки модели цифровой образовательной среды – экосистемы образования – как возможного системного инструмента трансформации образования в кратко- и среднесрочной перспективе.


Читайте также:

Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева: Когда профориентация работает http://ug.ru/insight/723