​Лицо любого мероприятия – это люди, чьё имя, статус и позиция неизменно привлекают к себе общественное внимание. А среди вип-персон форума были и. о. первого вице-премьера РФ, министра финансов Антон Силуанов, и. о. министра экономического развития РФ Максим Орешкин, и. о. министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, председатель правления ПАО Сбербанк Герман Греф, председатель Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс и даже экс-президент Франции Николя Саркози вместе с экс-министром экономики и финансов Италии Джулио Тремонти.

Пользуясь случаем, мы опросили посетителей форума, задав довольно простой и, разумеется, провокационный вопрос: коль скоро имя Егора Гайдара напрямую ассоциируется с либеральными реформами, не считают ли они, что на сегодняшнем этапе развития нашего общества реформы эти следует “углубить и расширить” или пора привести всё к какому-то единому знаменателю, закрутить гайки, авторитарно обозначить границы дозволенного.

Ответы нас немало удивили.

Сергей СМЕТАНКИН, генеральный директор компании “Экология. Раздельный сбор отходов”:

- Либерализм – понятие весьма относительное. Нам нужны реформы, однако запрос на них должен рождаться непосредственно в обществе. Сейчас в правительстве, Госдуме, Совете Федерации есть люди, способные понять настроение масс, и я уверен, что 2020 год станет годом кардинальных изменений на всех уровнях. На данный момент государство показывает, что оно настроено и впредь заботиться о своих гражданах, более того, в перспективе этот вектор будет выражен всё больше и больше. Но и обществу тоже надо заботиться – как о себе, так и о государстве. В том числе, и в плане раздельного сбора отходов, ибо если каждый из нас не начнёт это делать, никто за него не сможет решить столь важную и серьёзную проблему в масштабах страны.

Сергей АСРИЕВ, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Смоленского филиала РАНХиГС:

- Реформы нужны, они проводятся, и останавливаться нельзя, ведь это требование времени. Сегодня мы работаем по системе бакалавриат-магистратура, она показала ряд позитивных моментов, однако у неё есть и недостатки, и поэтому мы пришли к необходимости по ряду направлений подготовки вернуться к специалитету. То есть система, развиваясь, стремится к балансу, и нужно искать пути решения тех проблем, которые возникают по ходу. Я бы не считал возврат к специалитету шагом назад, потому что где-то он нужен, а где-то нет, главное, чтобы качество образования оставалось высоким. Именно это и есть забота о каждом отдельно взятом гражданине, согласно классической трактовке либерализма. Тенденции последних лет, связанные с сокращением количества вузов и их филиалов, тоже объясняются стремлением повысить качество образования, оставляя только те учреждения, в которых учат по-настоящему хорошо. Ведь только так человек может раскрыть свои способности до конца и быть полезным обществу.

Оксана КОКОРЕВА, менеджер по дистрибуции компании Zebra Technologies:

- Реформы нужны в любом случае. Они были востребованы и в 90-е, и в нулевые, и в десятые, а теперь можно говорить и о назревших реформах двадцатых, несмотря на то, что за эти десятилетия обстановка в мире и стране очень сильно изменилась. Тем не менее, бизнес всегда нуждается в поддержке. Я патриот, но считаю, что необходимо создавать условия для здоровой и честной конкуренции для всех, независимо от того, чья это компания – российская или нет. Мы, например, американская компания, которая присутствует на российском рынке сравнительно давно, и мы неоднократно сталкивались с предвзятым к себе отношением. А ведь это, в свою очередь, напрямую связано с либеральными ценностями, в частности, с тем, что каждый гражданин России должен иметь право получать качественный товар и услугу, и его не должно заботить, кто им это всё предоставит – наши или иностранцы. Но получается, что его заставляют приобретать что-либо за большие деньги только потому, что оно отечественного производства, хотя импортный товар дешевле и качественнее. Вот в этом, я считаю, и должна заключаться суть реформ. Наши люди должны покупать лучшее и пользоваться лучшим!

Людмила ВОРОНОВА, профессор кафедры социологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, кандидат экономических наук:

- Система образования по своей природе довольно неохотно воспринимает любые реформы, но она такой и должна быть, ведь постоянное шараханье из стороны в сторону не приведёт ни к чему хорошему, образование сильно своими традициями и целостностью. Его, безусловно, тоже можно и нужно совершенствовать, но не такими бешеными темпами, а только опираясь на научные исследования, результаты экспериментов и глубокое понимание происходящего в системе образования на всех уровнях. Стандарты, например, нужны, но стандарт предполагает некий зафиксированный образ, а у нас каждый год очередные изменения, к которым люди просто не успевают приспособиться. Мне кажется, между нововведениями должен быть мораторий, минимум, на 4-5 лет, чтобы люди, поступившие на первый курс, могли доучиться до пятого по одной программе. А у нас сегодня непонятно, чего ждать, например, в плане аккредитации вузов. Мы долгое время готовились к этому процессу, а теперь говорят, что надо всё сломать и сделать что-то другое. Но любое подобное решение должно опираться на запрос от вузовского сообщества и учитывать как весь положительный опыт, накопленный годами, так и предложения по решению существующих проблем. Если уж либерализм – это “государство для каждого из нас”, то надо, в конце концов, услышать голос каждого из нас!

Андрей КЛИМЕНКО, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности и связям с органами власти компании ООО “ЕвразХолднг”:

- Сейчас созданы достаточно комфортные условия для развития бизнеса. Тем не менее, мы убеждены, что при принятии любых решений, которые касаются нас, нужно всегда делать это совместно с представителями бизнес-сообщества. Нам грех жаловаться, в металлургии всё достаточно стабильно, есть хорошо отлаженная система взаимодействия коммерческих и властных структур, государство нас слышит. Конечно, санкции, введённые ещё в 2014 году, оказали на отрасль своё негативное воздействие, но ситуация на рынке быстро выровнялась, были найдены пути оптимизации процессов, мы приспособились к новым реалиям и начали развиваться уже с их учётом.

Виктор ЧЕПЛЯЕВ, директор Поволжского института управления РАНХиГС:

- Я думаю, что либеральных преобразований в системе образования уже было совершено предостаточно, проблема в другом – люди пока ещё не научились пользоваться предоставленными им свободами и возможностями. Например, мы уже который год говорим о необходимости индивидуальных образовательных траекторий, однако далеко не каждый студент готов к такому варианту событий, и не каждый преподаватель способен ему обеспечить эту возможность. Хотя она формально вроде бы существует. Все понимают, что надо постоянно повышать профессиональный, образовательный, культурный уровень, но все ли планомерно реализуют эту задачу? Нет, большинство ждут, когда их поведут, им повысят, обеспечат. Мы декларируем идею непрерывности образования на протяжении всей жизни, однако многие, закончив университет, предпочитают на этом остановиться, так как больше им учиться не нужно. Хотя, повторяю, возможности у них есть. Но, к счастью, молодое поколение более мотивировано и легко на подъём, они уже с детства заряжены на то, нужно владеть несколькими профессиями, а для этого надо постоянно расти и развиваться. Взрослые же больше жалуются на жизнь, мол, закручивают гайки, не дают работать и так далее. Часто они воспринимают стандарты и нормативы как некие цепи и оковы, которые мешают творчеству. Но ведь стандарт – это совершенно нормальное явление, своего рода фундамент, на котором можно строить всё, что угодно, и он обязательно должен быть.

Юлия ГАЛЕЕВА, директор по коммуникациям биофармацевтической компании “Нанолек”:

- Бизнесу нужны не только либеральные реформы, но и преобразования, способные помочь ему найти общий язык с государственными структурами, получать от них помощь. Нам нужна поддержка государства, нужны субсидии, понимание наших проблем со стороны органов власти. Ведь мы производим жизненно важные препараты – вакцины, и от качества нашей работы зависит здоровье граждан, благосостояние страны. Мы заботимся о людях, а люди заботятся о государстве. Наш бизнес социально-ориентированный, то есть мы не стремимся нажиться на производстве вакцин за счёт населения, но для нормального существования и развития нужны средства, как минимум чтобы производить качественные препараты. Люди должны получать качественные и безопасные вакцины, особенно важно это в условиях импортозамещения, но если мы хотим, чтобы наши препараты ничуть не уступали иностранным, надо вкладываться в развитие отрасли, развивать собственное производство. В этом и заключается задача бизнеса – сделать так, чтобы люди сами выбирали отечественное, используя при этом последние достижения науки, в том числе, мировой. А задача власти – помочь бизнесу.

Арнур МАДЕНОВ, директор по региональному развитию онлайн-платформы “Открытая школа”:

- Либерализация, по сути, это предоставление больших свобод и возможностей для каждого. Но тут, как и с демократией – нужны не только права, но и обязанности. То есть в бизнесе, как, впрочем, и везде, в том числе, в образовании, необходимо чёткое понимание правил игры, знание границ, внутри которых люди вольны проявлять своё творчество в полной мере, но за пределы дозволенного выходить не должны. На данный момент конкретно нас всё вроде бы устраивает, тем более что появился нацпроект "Образование", а значит, интернет-инфраструктура в регионах будет развиваться с учётом его требований, что нам на руку. А в перспективе мы планируем выйти и на международный уровень.

Александр БУДАРИН, советник ректора Орловского госуниверситета:

- Образование – сфера медленных изменений, и радикальные преобразования тут противопоказаны. Многое из того, что было предложено правительством Гайдара в 90-е годы, сегодня реализовано, и мы видим положительные результаты. Многое, наоборот, не встретило взаимопонимания нашего общества. Но как раз на таких площадках, как этот форум, можно понять, куда мы движемся. Есть некие иллюзии, ожидания, которые в дальнейшем могут быть воплощены в те или иные реформы. А рождаются они как раз в таких обсуждениях.

Виталий ЛИННИК, доктор медицинских наук, профессор, президент компании “Сочи-Плаза”:

- Либеральные реформы необходимы! Прежде всего, нужна гласность, открытость информации по расходам средств, направленных на здравоохранение, чтобы люди видели, куда идут их деньги, аккумулированные в Фонде обязательного медицинского страхования. Мы все понимаем, что средств на здравоохранение выделяется недостаточно, в развитых странах эти расходы намного выше. И от этого возникают проблемы с качеством медицинской помощи, оснащением медицинских организаций, зарплатой медицинских работников. А всё это, в конечном счёте, бьёт по правам каждого отдельно взятого гражданина нашей страны. Я был депутатом Госдумы и всегда считал, что врачи, как и учителя, должны иметь статус госслужащего, чтобы зарабатывать достойно, независимо от того, в каком регионе они трудятся. Но, к сожалению, пока эта идея не встретила поддержки моих коллег.

Сергей ВИХРОВ, студент 4 курса математического факультета филиала Кубанского госуниверситета в городе Славянске, Краснодарский край:

- Я считаю, что никаких новых реформ и дополнительной либерализации образования проводить не нужно, с этим у нас полный порядок. В нашем университете есть совет студенческого самоуправления, там мы предлагаем руководству свои идеи по усовершенствованию учебного процесса, нас слушают и слышат. А вот с чем надо поработать, так это с оплатой труда педагога, ведь выпускники из педвуза не идут в школу, в основном, из-за маленьких зарплат, и это плохо. Ещё, думаю, надо перейти на электронный документооборот, чтобы избавить учителей от бумажной рутины.

Илкка САЛОНЕН, председатель совета директоров компании “Этеляранта 10”, Финляндия:

- Насколько мне известно, в последние годы в систему образования России были вложены огромные средства, что говорит о признании данного направления чрезвычайно важным и приоритетным в глазах руководства страны. И это можно только приветствовать. Но есть и вторая составляющая – содержание образования, тут уже нужно смотреть конкретно по каждому предмету, чему учат школьников и студентов на выделенные из бюджета государства деньги. В математике сложно что-либо либерализировать, там дважды два всегда четыре, а вот что касается гуманитарных наук, той же истории или обществознания, это отдельный разговор. Мне кажется, нужно давать учащимся больше свобод и возможностей самостоятельно искать ту или иную правду, делать собственные выводы, а не принимать то, что им пытаются внушить. Нужно учить молодых людей ориентироваться в множестве информационных источников, анализировать, перепроверять, сопоставлять, развивать у людей критическое мышление, чтобы бороться с фейк ньюс.


Можно предположить, что респонденты были довольно сдержанны в своих мнениях и не говорили о реальных проблемах. Ведь, если почитать социальные сети, складывается впечатление, что всё, дальше некуда, государство не дает развиваться ни бизнесу, ни образованию! А оказывается, свобод вполне хватает, главное – как ими воспользоваться. Может, те, у кого есть реальные претензии, сюда просто не ходят? Хотя почему же, ведь это Гайдаровский форум…

Что скажете по этому поводу, коллеги?


Подробнее о дискуссиях XI Гайдаровского форума читайте в новом номере "Учительской газеты".

Фото автора