Чтобы сделать процесс профориентации более творческим, настроенным на решение вполне конкретных задач, было решено выстроить всю программу вокруг шести глобальных вызовов – Безопасности, Производственной революции, Здоровья, Культурного кода, Экологии и Среды обитания. То есть за основу были взяты не технологии, как раньше, а более глобальные направления, призванные помочь детям сформировать более целостную картину мира. 

На форуме также впервые был представлен новый информационный продукт «Примерочная» – система электронного тестирования, с помощью которой каждый желающий мог проанализировать, какие предметы и науки им нравятся, какие компетенции у них развиты лучше, к каким профессиям у них есть склонность, что необходимо знать и уметь для их освоения. Правда, пока в «Примерочной» было представлено лишь 120 вариантов специальностей, однако разработчики системы обещали вскоре расширить выбор до 400. 

Но самое интересное происходило на площадках в процессе выполнения ребятами тех или иных кейсов и задач, предложенных организаторами, учредителями и партнерами. Ведь то, чем они занимались в течение нескольких дней, может оказать значительное влияние на их выбор профессии. И хотя ребятам было порой довольно трудно вникнуть в суть проблемы и переключиться на новый для них род занятий, это для многих стало серьезным и полезным испытанием.

Егор Булин, ученик 9 класса школы №30, Рыбинск, Ярославская область:
- Наш кейс называется «Модернизация костюма для пожарного». Перед нами поставлена задача – усовершенствовать одежду для огнеборцев, причем так, чтобы она эффективно защищала от пламени и дыма, была удобной и дешевой. Мы сделали ряд интересных предложений, например, чтобы стекло на шлеме было способно менять прозрачность, в зависимости от степени освещенности. Здесь подобрался очень хороший коллектив, мне приятно с ними работать. Несмотря на то, что в Ярославле мы живем в разных гостиницах, это нам не мешает, ребята сформировали малые группы, мы общаемся по почте, обсуждаем разные предложения. Я еще не определился с выбором профессии, но тема безопасности мне интересна, тут есть, над чем поразмыслить. 

Антон Мартыненко, ученик 10 класса, школа «Дмитровский» имени Героя Советского Союза В.П. Кислякова», Москва:
- Нам достался кейс «Мирное небо», необходимо продумать и отработать стратегию и тактику отражения нападения с воздуха. Это многоплановая задача, и конкретно мы работаем над созданием алгоритма автоматизации программы, реагирующей на атаку и оценивающей степень угрозы. Тут очень много математики, информатики, логики. Но мне это близко и знакомо. Я пока не выбрал, кем хочу стать, но я уже несколько лет занимаюсь в инженерном классе, ищу себя во внеурочной деятельности. Думаю, рано или поздно это поможет мне найти себя. 

Кирилл Самойленко, ученик 10 класса школы №29, Магадан:
- Наш кейс посвящен оптимизации завода. Пока мы все занимаемся анализом информации, чтобы понять, какие задачи надо будет выполнять. А уже потом, когда выясним это, распределим роли в группе. Тут все не совсем так, как нас учили в школе, но тем не менее это интересно, знаний хватает. Я же еще занимаюсь 3D-моделированием, готовлюсь к поступлению в вуз. В какой именно – пока не знаю, поэтому я и приехал сюда, чтобы понять, какая профессия мне по душе. 

Елена Морева, ученица 11 класса школы №366, Санкт-Петербург:
- Мы проектируем электроквадроцикл, который должен ездить в любых условиях бездорожья, в любое время года. Задание интересное, творческое. Мы уже определились с ходом решения, распределили задания, мне достался маркетинг – надо представить покупателям продукт, который будет создан. И хотя его пока еще нет в природе, заданные характеристики определены, а значит, понятно, чему мотоцикл будет соответствовать. По сути, осталось только создать 3D-модель, просчитать объем аккумуляторов, стоимость продукта и так далее. Если честно, я этим занимаюсь впервые, но мне интересно, ведь маркетинг – довольно необычное дело. С будущей профессией у меня еще не все решено, но я склоняясь к тому, чтобы стать программистом. 

Софья Соколова, ученица 9 класса Шуйской школы, Республика Карелия:
- Наш кейс называется «Космос для каждого». Сейчас мы изучаем вспышки на солнце, у каждого участника своя вспышка, которую надо описать. Как это связано с космосом, я пока не совсем понимаю, но, наверное, как-то связано. Может, в будущем, когда космос будет открыт для полетов всем желающим, эта информация пригодится. Мне это интересно, хоть я и гуманитарий. С профессией еще не определилась, может, этот кейс поможет понять, в каком направлении развиваться.

Ангелина Алексеева, ученица 9 класса школы села Балагаччы, Вилюйский район, Республика Саха (Якутия):
- Мы решаем кейс «Тандемные солнечные элементы». Задание – собрать информацию о кристаллах перовскита, из которых делаю фотоэлементы. Группа разбита на подгруппы, люди в которых ищут разные данные – параметры фотоэлементов на основе перовскита, кремния, арсенида галлия и т.д. Если честно, мне это сложно, потому что я не очень хорошо знаю физику. И вообще я гуманитарий. Но поступать хочу в педвуз, на учителя математики, потому что у меня хорошая учительница, с детства люблю считать и вычислять.

Антон Белый, ученик 11 класса Университетского лицея, Петрозаводск, Республика Карелия:
- Здесь я выполняю кейс от Россети «Электронный Facebook». Задание – проанализировать график потребления электричества и сгладить пики для обычных пользователей. Мы тоже распределены на малые группы, я конкретно сейчас анализирую графики, опираясь на данные Россети. На следующем этапе нужно определить, какой график является оптимальным и какие параметры следует взять за основу. Я пока не решил, чем буду заниматься в будущем, но от Россети принимаю участие не в первый раз, поэтому, скорее всего, пойду в этом направлении. Но, если честно, мне было бы интересно заняться программной инженерией, поэтому надо будет получить образование программиста.

Роман Клементьев, ученик 2 курса Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий, Чувашская Республика:
- Наш кейс называется «Космические сети». Сейчас мы выясняем, как вообще можно использовать спутники – для выявления лесных пожаров, поиска людей, навигации судов и так далее. То есть мы сначала определяем поле деятельности, а уже потом станем предлагать решения. Я учусь на строителя, мне эта тема вроде бы чужда, но я все равно ее выбрал, потому что мне это кажется интересным. Например, я узнал, какие спутники бывают, как происходит покрытие территории мобильной связью. Менять профессию не собираюсь, однако это не мешает мне развивать дополнительные умения – например, программирую, делаю сайты, но это просто как хобби.

Виктория Бибикова, ученица 10 класса школы №598, Санкт-Петербург:
- Наш кейс называется «Инсулин 2.0». Задача – сделать так, чтобы инъекции инсулина были более пролонгированными, чтобы людям надо было бы делать меньше уколов. Мы хотим сделать препарат длительного действия. И у нас уже есть идеи – мы работаем над молекулой, которая работала бы долго. Конкретно я занимаюсь биоинженерингом, это на стыке медицины, биологии, химии, физики и информатики. Мне это задание интересно и близко, потому что я хочу стать врачом. У нас школа с углубленным изучением биологии и химии, поэтому с профориентацией тут все хорошо. 

Разумеется, за работой детей все это время внимательно наблюдали взрослые. Они не только поддерживали моральный дух участников, но и всячески помогали им советами и консультациями. Это вряд ли можно было бы назвать подсказкой, ведь своих идей у ребят хватало и без того, просто присутствие рядом опытных специалистов позволяло организовать деятельность на качественно ином уровне. 

Дмитрий Вербов, первый заместитель начальника департамента управления бизнес-блоком железнодорожной перевозки и инфраструктуры ОАО «РЖД»:
- Мы команда РЖД, часть площадки «Среда обитания», решаем задачи развития комфортной городской среды, транспортной инфраструктуры – каким должен быть транспорт в городе будущего, на примере Санкт-Петербурга. Ребята должны определить, в каких направлениях следует развивать транспортные сети, где должны в перспективе пройти маршруты, каким должен быть пересадочный узел и так далее. Все это сугубо прикладные задачи, которые должны войти в концепцию развития наземного транспорта северной столицы. РЖД – постоянный партнер ПроеКТОрии. За предыдущие годы было представлено немало интересных идей, в частности, ребята предложили свое видение, как должно быть устроено рабочее место оператора, дистанционно управляющего поездом. Сегодня эти идеи уже внедрены на Московском транспортном кольце, где скоро начнет курсировать беспилотная «Ласточка».

Сергей Рындя, заведующий лабораторией комплексных технологий полупроводниковых приборов МИФИ:
- Я эксперт по атомной и силовой спектроскопии. В кейсе «Технологии ядерной наномедицины для борьбы с раком» я оцениваю, как ребята создают модель радиофармпрепарата на основе частиц нанокремния с прикрепленным к ней люминофором. Перед ребятами стоит задача – создать лекарственное соединение с радиоактивным звеном (в данном случае – люминофором) и собрать модель томографа. Не думаю, что дети смогут предложить что-либо действительно оригинальное, но тут главное – мотивировать, научить распределять обязанности, работать в коллективе. И у ребят это удается, они довольно быстро самоорганизовались и теперь разошлись по малым группам. Умение трудиться в команде, безусловно, важно, однако всегда должен быть тот, кто бы занимался стратегическим планированием и анализом, то есть умел бы увидеть ситуацию в целом, обработать данные, полученные разными группами. 

Иван Зазнобин, проектный менеджер компании Ростелеком:
- Как эксперт кейса «Умные города» я направляю детей, подсказываю им идеи и объясняю то, что уже сделано ими, определяю цели. А от них я хочу услышать, что они сами думают по поводу предложенной проблемы и задачи, каким способом собираются ее решать. Главное преимущество детского коллектива в том, что ребята здесь свободны от стереотипов и шаблонов, они часто просто не знают о существовании каких-либо решений, а потому способны предложить нечто из ряда вон выходящее. И в «Умном городе» бескрайнее поле для творчества. Школьники предлагают много нестандартных решений, в частности, для людей с ОВЗ. Чтобы разработать цифровые сервисы, имеет смысл сформировать команду, но без жесткой централизации, чтобы каждый мог предложить что-то свое и любые идеи бы рассматривались всеми участниками. Мне кажется, у ребят это отлично получается. 

Михаил Сперанский, инженер Центра молодежного информационного творчества Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
- В обязанности эксперта входит работа с группой ребят по созданию аквафермы для производства микрозелени – это секция Экология. Нужно соединить два тренда – аквапонику и микрозелень. Нужно не только разработать концепцию, но и собрать саму ферму, изменить ряд параметров – температуру, освещенность, влажность и так далее, а в итоге получить урожай в виде порции салата. Здесь тоже без командной работы не обойтись, и ребята весьма экологично взаимодействуют друг с другом, несмотря на то, что все они очень разные. Да, психологи говорят, что современное общество атомизировано, люди предпочитают работать, сидя дома и связываясь с коллегами по сети. Можно, конечно, сотрудничать и так, но все-таки всем в начале работы желательно встретиться, познакомиться и поговорить вживую. А уже потом можно расходиться. Кстати, аквафермами сегодня в мире занимается не так много людей, поэтому здесь у ребят все шансы стать первопроходцами в целом ряде направлений. 

Анна Сухановская, ведущий специалист Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», Москва:
- Я тоже эксперт, в моей группе собрались только девочки. Их задача – проанализировать многочисленные модели профориентации, которые представлены в Интернете, и предложить свое решение – как будет осуществляться профориентация в школах будущего через 20 лет. Им предстоит обработать огромное количество данных, включая сведения о каждом участнике ПроеКТОрии, которые каждый школьник оставил при регистрации. Главное – понять, что в современных школах хорошо, а что плохо, и что надо поменять в будущем в плане профориентации. Кроме того, сюда же будут приобщены результаты опроса присутствующих на форуме работодателей. И уже потом предстоит мозговой штурм, в ходе которого и должно возникнуть правильное решение. С командной работой проблем не возникает, у нас явно выделяется один лидер, но остальные принимают это как факт, и не противятся. 

Анатолий Лысенко, главный специалист по развитию персонала корпорации ПАО «ОДК-Сатурн», Рыбинск, Ярославская область:
- Как эксперт в производственном блоке я сначала изучил вместе с ребятами принцип работы турбореактивного двигателя, рассказал и показал, как возникает тяга, откуда поступает горючее, а потом поставил задачу – рассмотреть возможность использования различных видов топлива, экологически более чистых, чем керосин. Следующая задача – предложить варианты конвертации старых двигателей, снятых с самолетов, где их можно использовать и что для этого нужно сделать. У ребят есть немало интересных идей, и они готовы слушать и слышать друг друга, взаимодействовать в малых и больших группах. Они так горячо включились в обсуждение, что забыли про обед. Замечательная особенность ПроеКТОрии в том, что здесь каждый имеет право попробовать себя в самых разных секциях и кейсах. И то, что они нашли для себя интересное дело, позволяет предположить, что они смогут выбрать профессию по душе. 

Дмитрий Щеглов, начальник расчетно-исследовательского отделения Конструкторского бюро специального машиностроения, Санкт-Петербург:
- Я эксперт, оцениваю работы ребят в кейсе «Мирное небо». Мы придумали настольную игру, которая помогает развить стратегическое системное мышление школьников, понимать, где и как лучше разместить системы ПВО, чтобы обезопасить заводы и города. Игра позволяет определить оптимальную стратегию защиты, а потом детям предстоит описать ее уже чисто математическими методами, определить алгоритмы взаимодействия элементов, их размещение, условия эффективной работы и так далее. Есть очень толковые дети, они не боятся принимать самые оригинальные решения. В последнее время мы формируем такие кейсы, которые не предполагают какого-либо одного, единственно верного решения, и очень часто сами не знаем, как все это должно быть в идеале. Поэтому дети нам могут реально помочь, подсказать, в каком направлении надо двигаться. Преимущества командной работы на ПроеКТОрии в том, что здесь собираются ребята сильные в самых разных науках, поэтому и решения ими могут быть приняты довольно нестандартные, на стыке наук.

…Никто не тешит себя иллюзиями, что за 2-3 дня командной работы дети, даже очень умные, смогут в массе своей начать совершать какие-нибудь потрясающие открытия. От них ждут другого – чтобы каждый школьник смог проявить творчество и предложить что-нибудь свое, подать идею, которую бы эксперты смогли оценить по достоинству. Кроме того, очень важно, что работодатели теперь видят в школьниках, прежде всего, достойных партнеров и будущих сотрудников, которым можно доверить решение серьезных проблем. 

И, к счастью, каждый год ПроеКТОриЯ помогает выявлять все больше и больше наших, российских гениев, которые еще будучи школьниками обладают настолько нестандартным мышлением и способностями, что ведущие предприятия страны уже готовы предложить им работу.

Продолжение темы в «Учительской газете» №51 от 17 декабря.

Фото автора