​День торжественного открытия форума положил начало обсуждению барьеров и решений для реализации федеральных проектов "Современная школа" и "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование" в регионе.

Участники сошлись во мнении, что для достижения высоких результатов приоритетной является всесторонняя квалифицированная поддержка педагогов и руководителей школ:

– Для учителей важно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в том числе для своего профессионального роста. Сегодня это невозможно сделать только в очном формате, формате живого методического общения. Учителю нужно рекомендовать инструменты и сервисы для его профессиональной зоны развития. Мы в "Российском учебнике" активно работаем над задачей повышения качества системы персонализированной комплексной поддержки для педагогов, – рассказала директор по цифровым коммуникациям корпорации "Российский учебник" Екатерина Латыпова.

По ее словам, такая методическая поддержка оказывается очно и на интернет-ресурсах корпорации, где размещены электронные учебники, методические материалы к каждому уроку, курсы повышения квалификации и другие образовательные сервисы. 

– Для построения рекомендаций мы используем обучающиеся алгоритмы. Для поощрения учителей в работе с цифровыми продуктами и сервисами мы также запустили программу лояльности, которая предоставляет участникам доступ к дополнительным полезным материалам и подаркам от "Российского учебника" и партнеров, – добавила Екатерина Латыпова.

Директор редакционного центра дошкольного и начального образования корпорации "Российский учебник" Марина Рожкова подчеркнула важность сетевого взаимодействия.

"Очевидно, что опыт учителей Иркутской области необходимо встраивать в федеральный уровень. Чем больше у нас будет возможностей демонстрировать на федеральном уровне такой замечательный опыт муниципальных объединений в Иркутской области, тем более высокий уровень достижения дошкольной системы образования мы с вами получим", – отметила Марина Рожкова.

Развитие цифровых технологий в школе

В формировании цифровой среды в школах важную роль играют не только учителя, но и руководители. При этом электронные технологии большинство педагогов пока не рассматривают как активного помощника. К таким выводам пришли авторы факторного анализа качества школьного образования и исследования "Оценки уровня развития компетенций директора школы":

"Совместно с экспертами НИУ ВШЭ и другими партнерами мы провели анализ факторов, которые влияют на качество образования на региональном уровне: на данный момент мы завершили пилотное исследование в Калининградской области и получили интересные результаты, которыми готовы поделиться здесь, на площадке Салона. Следует особенно отметить один парадоксальный вывод. В ходе исследования мы опросили 85% директоров школ и 65% педагогов Калининградской области и выяснили, что большинство педагогов не видят в цифровых технологиях фактор повышения качества образования", – рассказал вице-президент корпорации "Российский учебник" Андрей Галиев.

По мнению экспертов, причины кроются в большом разрыве между сохранением школы в ее индустриальном статусе и цифровой эпохой, которой живут люди, в том числе дети, выходящие за пределы школы:

– Очевидно, что пока педагоги не станут "евангелистами" этого цифрового перехода, то есть, не будут видеть потребности в современных учебных ресурсах, школы не изменятся системным образом. В этом контексте важно освобождать учителей от рутины и бумажной работы, предоставив возможности для творческой деятельности, знакомству с учебными ресурсами, которые могут сделать работу учителя более эффективной и интересной. Кроме того, для работы в цифровой среде важна подготовка и переподготовка педагогов, – объяснил Андрей Галиев.

Современная образовательная среда

Большой отклик среди участников вызвала тема современной образовательной среды школ. Сейчас образовательная среда рассматривается как третий учитель, после родителей и педагогов. Она включает материальную и физическую среду школы, педагогический и коммуникационный процессы, а также цифровые процессы, которые являются лишь одним из компонентов современной образовательной среды:

"Для школы сегодня важна доступность образовательных ресурсов, и это не только wi-fi на всей территории школы. Например, при подготовке учебных проектов, ученики могут пользоваться ресурсами авторитетных источников учебной информации, работать в личном онлайн-кабинете. При этом безопасность и цифровую гигиену никто не отменял. В условиях цифровой среды следует создавать фильтр образовательного содержания, а для школьной системы – протокол защиты персональных данных", – рассказал Андрей Галиев.

Эксперт отметил, что для таких условий в школах необходимы административные компетенции директоров школ и вовлеченность основных участников образовательного процесса.

Экологическая грамотность в школах

Оказать поддержку в развитии экологического образования в школах возможно с помощью активизации проектной деятельности учеников и учителей. При этом цифровые учебные ресурсы и современные подходы не идут вразрез с экологическим образованием: их можно сделать надежными помощниками в повышении интереса школьников к вопросам окружающей среды. Об этом рассказали участники Панельной дискуссии в рамках Байкальского международного салона образования, среди которых: председатель Президиума областного совета Иркутского областного отделения "Всероссийского общества охраны природы" Вера Шленова, старший преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России, Директор Центра электронного обучения ЧОУ ВО "Восточно-Сибирский институт экономики и права" Анатолий Куйдин, директор по цифровым коммуникациям корпорации "Российский учебник" Екатерина Латыпова.

– Экологическое образование – это неразрывный процесс, который начинается еще с дошкольного возраста и не заканчивается никогда. Сегодня проектная деятельность – одна из наиболее эффективных форм получения новых знаний, – рассказала директор по цифровым коммуникациям корпорации "Российский учебник" Екатерина Латыпова. – Обучаясь на собственном опыте, мы становимся более внимательными при взаимодействии с окружающим миром, понимаем, насколько объемной и повседневной оказывается эта тема, в том числе утилизация отходов и грамотное использование ресурсов. В 2017 году совместно с Русским географическим обществом (РГО) мы запустили Всероссийский социальный образовательный проект "Страна экологическая". Наверняка, многие из вас являются его участниками, поскольку Иркутская область сейчас – один из самых активных участников проекта.

Участникам дискуссии рассказали, что на сайте проекта учителя, воспитатели и дети принимают участие в формировании интерактивной карты экомаршрутов по всей стране, создают точки с фенологическими наблюдениями, делятся фотографиями и описанием уголков природы. Сегодня в ежемесячных конкурсах проекта "Страна экологическая" принимают участие более 3 780 человек со всех регионов страны, при этом самому юному участнику 5 лет, а самому опытному – 65 лет.

Организаторы экологического проекта пригласили педагогов, воспитателей и школьников Иркутской области принять участие во Всероссийском конкурсе, прирученном ко Дню озера Байкала "Мир воды глазами детей":

– Вместе с учителями ребята могут выбрать интересный для себя проект, создать собственный экомаршрут и рассказать о нем на сайте всероссийского конкурса. Лучшие работы будут определены экспертным жюри Русского географического общества. Победители будут объявлены 15 ноября на сайте проекта странаэкологическая.рф, – добавила Екатерина Латыпова.

Обработка данных о качестве образования ученика

В рамках Байкальского форума эксперты и педагоги обсудили, как с помощью больших данных можно сэкономить время работы учителя на обработку данных о качестве образования каждого ученика. Участники сошлись во мнении, что эта работа трудоемка и низко интеллектуальна, но крайне важна для принятия грамотного решения о траектории развития ребенка. Реализация нацпроекта "Образование" и федерального проекта "Цифровая образовательная среда школы", а также существующие ИТ-решения могут сильно облегчить работу учителя и помочь ему.

В дискуссии приняли участие директор по цифровым коммуникациям корпорации "Российский учебник" Екатерина Латыпова, руководитель направления регионального развития "Учи.ру" Павел Концов и заместитель генерального директора Компании "Мобильное Электронное Образование" Николай Карпушин.

По словам Екатерины Латыповой, весь учебный материал в цифровой образовательной среде LECTA декомпозирован, структурирован и взаимосвязан, что позволяет выстраивать рекомендации на основе данных о том, как успешно справляется ученик с изучением материала. На презентации нового сервиса "Виртуальный класс" было продемонстрировано, какие отчеты получает учитель и ученик. Эксперты вместе с педагогами обсудили, как их можно использовать в работе учителем.

– Учитель работает с учениками в режиме виртуальных классов, обращаясь к контенту цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК). ЦУМК – это цифровые учебники, включенные в федеральный перечень учебников, с дополнительным аудиовизуальным и интерактивным контентом, а также тренажеры, контрольные и классные работы, объединенные на уровне темы в виртуальном классе, –  рассказала Екатерина Латыпова. – В рамках работы в таком классе происходит автоматический сбор и анализ всех данных по учебному процессу, в том числе темп освоения материала учениками, допущенные ошибки, количество попыток, время работы, использование дополнительных материалов. В результате для учителя и ученика собирается информация о скорости и качестве освоения учебного материала учениками. Педагог сможет выстроить индивидуальные образовательные траектории с учетом возможностей и способностей каждого школьника на различных этапах обучения.

По словам спикера, подобный мониторинг данных школьников позволит учителям своевременно определить западающие зоны в изучении учебного материала, посмотреть, сколько у ребенка ушло времени на выполнение различных задач в классе и домашнюю работу, получить объективную картину, спрогнозировать результаты ученика и повысить учебные результаты.

– Объединяя таким образом учителя, родителя и ребенка, мы создаем качественное взаимодействие внутри главных участников учебного процесса. Ребенок также видит свои результаты и может получать дополнительные бонусы за старательную отработку учебного материала или, например, быстрое выполнение задач, – подчеркнула спикер.

По информации пресс-службы Корпорации "Российский учебник"
Фото источника