Начать путь к получению водительского удостоверения можно еще за школьной партой. Например, в московской школе №1925 мастерством управления автомобилем овладевают уже в старших классах. И это большой плюс, потому что именно школа может по-настоящему научить безопасному вождению и культуре на дорогах.

Больше теории!

Преподают автодело в школе №1925 уже почти 15 лет. «Программа профессиональной подготовки водителей рассчитана на три года, это 194 часа, из которых на вождение отводится пятьдесят шесть – это 28 занятий, - рассказывает директор школы №1925 Елена Петрова. – То есть практики у нас столько же, сколько в обычной, «взрослой» автошколе. Зато намного больше внимания уделяется теории – на нее отводится на сто часов больше». С 9 класса школьникам преподают курс ПДД и дают блок знаний об оказании первой медицинской помощи. За «баранку» ребята садятся лишь в 11 классе, в конце курса все сдают экзамены, такие же как в ГИБДД. По закону старшеклассники уже в 17 лет могут сдать экзамен, правда, права они получат лишь в день совершеннолетия. Окончив курсы, ребята получают свидетельство о профессии водителя. «Все родители и дети понимают, что получить бесплатное образование по автомобильному профилю в стенах школы – это шанс, который не хочется упустить, - добавляет директор, - расписание составляется так, чтобы школьники могли посещать занятия в удобное время. Кроме того, детям психологически комфортнее заниматься с сотрудниками школы, особенно, если речь идет о старшеклассницах, чем с незнакомыми инструкторами».

Так, в 2017 году из 32 одиннадцатиклассников 30 получили корочку водителя - можно сказать, что одна профессия у ребят уже в кармане.

Уже с 1 класса

Система профподготовки не нова, она существовала еще в советские времена: тогда на учебно-производственных комбинатах (УПК) старшеклассников тоже готовили по специальности «водитель». Сегодня школе, которая хочет учить ребят профессии водителя, нужно получить специальную лицензию. При этом правила, например, организации площадки для отработки водительских навыков меняются с завидной регулярностью. Так, с 2017 года наклонный участок, то есть эстакада должен иметь продольный уклон относительно поверхности площадки в пределах 8-16%. В 2015 году эти требования были иными. Поэтому школа №1925 была вынуждена перестраивать оборудование автоматизированного автодрома с учетом новых требований.

Занятия на площадке и в городе проходят на механической или автоматической коробке передач – здесь выбор за школьником. Уроки регулярные, раз в неделю, занятия с инструктором – чаще. Выезд в город проходит на специальных автомобилях, маршрут утверждает ГИБДД.

На уроках по теории дети осваивают навыки управления, оказание первой помощи, изучают устройство автомобиля. Уже в 9 классе ребят знакомят с понятиями каско, ОСАГО, а в 11 классе – с правилами «Европротокола» или коэффициентом бонус-малус. То есть, школьники не только прокачивают водительские навыки, но и повышают свою правовую грамотность. На дороге они будут себя уверенно чувствовать не только во время езды, но и при разговоре с сотрудником ГИБДД или представителем страховой.

В практической части курса старшеклассники отрабатывают движение задним ходом, в ограниченных проездах и сложные маневры: умение выбирать безопасную скорость, дистанцию и интервал в различных условиях движения.

В школе есть кабинет с тренажерами: электронные доски для визуального моделирования, анализа и разбора дорожных ситуаций; экзаменационные билеты и тематические задачи представлены в виде тестов с видеокомментариями. На тренажерах школьники отрабатывают правильную посадку и пристегивание ремнем безопасности, знакомятся с контрольно-измерительными приборами. Профессиональная подготовка завершается аттестацией: экзамен состоит из проверки теории и навыков вождения на площадке и в городе. Счастливчиков, сдавших экзамен в школе, допускают к экзамену в ГИБДД.

Уже с 1 класса в школе №1925 ученики начинают осваивать знания ПДД в форме игр, изучают карту района, достопримечательности, разрабатывают схему безопасного маршрута домой, запоминают значение сигналов светофора и учатся различать дорожные знаки. В школе проводят конкурсы загадок «Знаки на дорогах», детям рассказывают о правилах поведения пассажиров в общественном транспорте, придумывают квесты и брейн-ринги. «В 7-10 лет дети знают самые распространенные знаки, что такое «пешеходный переход», где нельзя перебегать дорогу, - рассказывает Елена Петрова. - Родители не могут всегда ходить с ребенком за руку, поэтому детей надо учить безопасности на дорогах, особенно в мегаполисе».

От этики к практике

О культуре вождения в обычных автошколах почти не говорят, и будущие водители вообще не знают таких терминов, как «культура вождения», «этика поведения на дороге» - их они усваивают, уже сидя за рулем.

В школе №1925 детям рассказывают о недопустимом проявлении раздражительности на дорогах: резком маневрировании, торможении и перестроении. В подростковом возрасте почва для восприятия этических аспектов поведения за рулем благодатна, школьники знакомятся с такими понятиями как адекватное восприятие дорожной ситуации, профилактика конфликтов, психология поведения и типы мышления, приводящие к агрессии. На психологических практикумах дети моделируют ситуации и способы урегулирования споров. «В подростковом возрасте предупредительные беседы особенно важны, так как они закладывают основу для будущего ребят, то, как они будут реагировать на дорожные ситуации на протяжении всей жизни», - рассказывает директор школы.

Благодаря тому, что дети еще в школе начинают изучать ПДД, навыки вождения и правила дорожной этики, культурных водителей с цивилизованным мировоззрением на дорогах в нашей стране будет все больше, а движение на дорогах – безопаснее. Очень хочется на это надеяться.

Фото из архива школы №1925