Беседовали два подростка: «Приобретенные рушник, рубель и чугунный утюг, – сказал один из них, – займут достойное место в экспозиции нашего музея». Другой продолжил: «А мы вам расскажем о солдатском медальоне и каске – подлинных вещах, принадлежащих бойцам нашей Армии в годы Великой Отечественной войны». Этот разговор состоялся, с одной стороны, между осужденным несовершеннолетним из колонии, с другой – учащимся общеобразовательной школы села Бражное Канского района Красноярского края, в ходе совместного заседания советов школьных музеев. Оно проводилось на базе школьного музея колонии. Итоги того заседания подвела директор школы колонии Карапчук Валентина Анатольевна: «Такие встречи учат наших воспитанников общаться, отстаивать свою точку зрения, отличать хорошее от плохого. Различные музейные проекты стимулируют их к продолжению обучения и самосовершенствованию».

Очевидно, что одной из плодотворных и интересных для осужденных подростков форм внеклассной воспитательной работы является организация школьного музея в колонии. Почему школьного? Да потому, что этой работой здесь в основном занимаются учителя, к тому же сам музей, как правило, располагается в помещении школы. Главное же заключается в том, что учителя видят его многофункциональность. Во-первых, использование музейной экспозиции дает дополнительные знания учащимся. Во-вторых, музей выступает в качестве фактора, эффективно влияющего на нравственное и патриотическое воспитание. Все это вместе способствует формированию у осужденных подростков психологической готовности к исправлению, вселяет уверенность в позитивный результат. В дальнейшем, после освобождения из колонии, проводимая в местах лишения свободы «музейная работа» поможет подростку занять достойную гражданскую позицию в обществе.

Музей – это объединение, где задачи воспитания и обучения решаются комплексно. В условиях колонии его организация способна в полной мере реализовать принцип: «Музей для несовершеннолетних осужденных создается их руками». В данном случае, центр тяжести в работе с подростками переносится с процесса обычного созерцания и восприятия музейных экспонатов на их поиск, приобретение, изготовление, размещение и оформление. Этот процесс по существу является постоянным и не должен прерываться и заканчиваться, несмотря на частую сменяемость контингента осужденных, а также кажущуюся завершенность организации музейной экспозиции.

Позволим себе дать несколько рекомендаций тем, кто пока еще не начал организовывать школьный музей в колонии. Перед началом необходимо выбрать профиль музея. В данном случае следует обратиться к науке, называемой музеологией, различающей следующие профили:

– краеведческие – музеи комплексного характера, экспонаты которого представляют памятники истории, социально-экономического и культурного развития, флору и фауну определенной территории;

– исторические – музеи военной тематики, истории отдельных стран и событий, истории детских организаций и т.д.;

– мемориальные – музеи, отражающие жизнь и деятельность государственных руководителей, героев войн, Героев Советского Союза и России, деятелей науки, культуры, известных спортсменов;

– этнографические – музеи, отражающие происхождение отдельных народов, их быт, материальную и духовную культуру;

– художественные – музеи, основывающиеся на собрании коллекции живописи, скульптуры, графики и других видов искусства;

– литературные – музеи, экспонаты которых отражают историю литературы, а также ее современное состояние.

Приведенный перечень не полный, здесь перечислены самые распространенные профили музеев, на практике существуют и другие. Специфика школьных музеев состоит в том, что они свободны от жестких рамок и могут лишь частично соответствовать определенному профилю, а также изменять его по мере пополнения экспозиции или сочетать в себе несколько профилей.

После определения профиля школьного музея колонии, составляется рабочий план его организации, утверждаемый на учебно-воспитательном совете учреждения (один из органов управления колонией). Затем формируется совет музея, состоящий из сотрудников и осужденных, представителей общественных организаций и специалистов. Из его состава избирается председатель (как правило, заинтересованный в этой работе учитель общеобразовательной школы колонии) и секретарь (из числа осужденных). Каждый член совета выполняет определенную функцию, отвечает за результаты своей работы. Например, хранитель фондов – ведет инвентарную книгу экспонатов, составляет картотеку музейных материалов. Другой – организует и проводит экскурсии и т.д.

Самым трудоемким и продолжительным, вместе с тем интересным в процессе организации музея является этап сбора материалов (экспонатов), их обработки и описания. Музейная экспозиция оформляется в специально отведенном для этого помещении. Как уже говорилось, чаще всего это происходит на базе школы колонии.

Процесс организации музея и вся дальнейшая его работа способствует развитию активности и самореализации не только осужденных, но и учителей, приучает участников трудиться в команде. В данном случае можно говорить о действии важного педагогического принципа – «педагогики сотрудничества», без реализации которого вряд ли возможен в целом успех исправления и воспитания несовершеннолетних осужденных.

Покажем работу школьных музеев на примере трех учреждений – Брянской, Канской и Можайской колоний.

В Брянской колонии (Брянская область) под руководством директора школы Анатолия Сергеевича Захарова организованы три музея: истории Первой Мировой войны (1914-1918 г.г.); партизанского движения на Брянщине (1941-1943 г.г.); истории Афганской войны (1979-1989 г.г.). Возглавляет эту работу военно-патриотический клуб «Отечество», членами которого являются осужденные и учителя, сотрудники других служб учреждения, а также известные краеведы Брянской области.

Совместными усилиями были разработаны основные направления деятельности школьных музеев и оформления экспозиций. Значительную помощь в этом оказали представители различных общественных организаций, например, городской поисковый отряд «Брянский фронт», а также энтузиасты-краеведы. В ходе работы было установлено взаимодействие колонии с сотрудниками Брянского областного краеведческого музея и архива, которые проводили постоянные консультации по сбору экспонатов и оформлению экспозиций. Практические рекомендации при создании музея партизанского движения на Брянщине, а также личные вещи для экспозиции были получены в дар от партизан-ветеранов бригады им. К.Е. Ворошилова, действовавшей в годы Великой Отечественной войны.

Для несовершеннолетних регулярно организуются тематические экскурсии в музеи, которые проводят экскурсоводы, подготовленные из числа осужденных. На базе музеев проводятся уроки истории и обществознания, а также классные часы и областные научно-практические конференции, проходят встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны, известными краеведами Брянской области. В зале музея хранятся сочинения, рефераты осужденных, посвященные знаковым событиям в истории Родины.

В Канской колонии (Красноярский край) организованы школьные музеи – «Сибирская изба» и «Боевой славы». «Сибирская изба» – это музей этнографического профиля. Его экспозиция воссоздает жизнь и быт крестьянина, демонстрирует домашнюю утварь сибирского народа. Представленные в музее экспонаты собраны учителями школы учреждения, краеведами и волонтерами в удаленных населенных пунктах Красноярского края и подаренные колонии. Многие экспонаты изготовлены и реставрированы руками осужденных по фотографиям и рисункам прошлых лет.

В Можайской колонии (Московская область) организован музей «Героические страницы истории». На его базе работает одноименный кружок, в котором занимаются осужденные подростки. Проводятся уроки истории, семинары и ученические конференции, посвященные важным датам и событиям Великой Отечественной войны. Участники кружка готовят доклады и презентации, посвященные, например, началу контрнаступления советских войск под Москвой, дате освобождения Можайска от немецких оккупантов, Дню защитника Отечества. В музее проводятся встречи с ветеранами.

Программа кружка «Героические страницы истории» рассчитана на один год занятий и состоит из трех разделов.

Первый раздел посвящен заочному знакомству с великими музеями мира. Занятия проводятся в форме виртуальных экскурсий, используются видеоматериалы и имеющаяся литература.

Второй раздел – «Экскурсионное дело» – включает в себя темы, которые знакомят осужденных с основами экскурсионной работы. В ходе занятий учащиеся проводят пробные экскурсии и готовятся к конкурсу экскурсоводов, организованному в колонии.

Третий раздел – «Основы музееведения» – включает в себя следующие темы:

-          музей как социокультурный институт;

-          музееведение как научная дисциплина;

-          музей как научно-исследовательское учреждение;

-          фонды музея;

-          научно-фондовая работа;

-          музейная экспозиция.

Большое внимание уделяется темам, связанным с описанием музейных экспонатов, их комплектованием, учетом и хранением. Интерес у подростков вызывают практические занятия в музее. Учащиеся хотят сразу посетить его и после первой обзорной лекции изъявляют желание приступить к проведению самостоятельной экскурсии. Но, разумеется, никто не может грамотно провести экскурсию без тщательной подготовки. С этой целью учителями школы, ее директором Ольгой Васильевной Князьковой и приглашенными специалистами проводятся целенаправленные занятия по подготовке экскурсоводов. Затем каждый участник кружка получает текст, который должен выучить и пересказать. Далее, на практическом занятии, несовершеннолетний пробует провести часть экскурсии. В последующем учащиеся самостоятельно проводят подготовленную обзорную экскурсию по музею. Если есть возможность, осуществляется ее видеозапись, которая позволяет убрать допущенные недочеты и ошибки.

Некоторые осужденные готовят самостоятельные тематические экскурсии, чаще всего посвященные, краеведческой тематике. Рассказывают, например, о Можайской линии обороны, партизанском движении в Можайском районе.

Осужденные подростки из Канской колонии, делясь с нами впечатлениями о работе музея «Сибирская изба» оценили ее довольно емко и точно: «Наш музей – Супер! Посещая его, вспоминается родительский дом и на душе становится легче». С подобной оценкой несовершеннолетних, на кого и рассчитана вся эта работа, трудно не согласиться.

 

Сведения об авторах

Данилин Евгений Михайлович – ведущий научный сотрудник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ ФСИН России).

Давыдова Надежда Васильевна – старший научный сотрудник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ ФСИН России).