Не узнали!

Для заявки на форум ребята должны были выполнить задание – написать эссе. В дальнейшем лучшие работы были отмечены особо, но параллельно организаторы решили весьма оригинально разыграть этот сюжет в виде форсайт-дискуссии с известными экспертами, деятелями бизнеса, производства и науки. На сцену вышли ректор МГТУ им.Н.Э.Баумана Анатолий Александров, директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов, председатель совета директоров «Р-Фарм» Алексей Репик, вице-президент РЖД Дмитрий Шаханов, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский, врио первого заместителя гендиректора ОРКК Дмитрий Шишкин. Им предложили определить, какая из двух цитат взята из эссе одного из участников, а какая принадлежит всемирно известному человеку.

Первые две цитаты выглядели так:

№1: "Качество жизни людей можно напрямую измерить количеством мусора. Поэтому одним из приоритетов для России должно стать получение новых экологически безопасных материалов, которые легко утилизировать, не причиняя вреда природе".

№2: "Сейчас нашу жизнь определяют всего несколько материалов. Электроника - это кремний, строительство - сталь, авиация - алюминий и титан. Какого качества стальная балка - такой и дом можно построить. А хотелось бы наоборот: нужна, к примеру, гибкая, прозрачная и не проводящая электричество мачта для яхты - вот ее и нужно создавать".

Все эксперты были единодушны: судя по тому, каким всё это языком изложено, а также о каких проблемах сказано, первая фраза принадлежит, скорее всего, какому-нибудь светилу науки, а вторая – школьнику.

Оказалось, что они угадали… с точностью до наоборот. Первая цитата была взята из эссе ученика 11 класса школы №20 Липецка Дмитрий Кузнецов, а вот вторая взята из статьи лауреат Нобелевской премии, создателя графена Константина Новосёлова.

В следующий раз эксперты решили быть более осторожными в своих выводах. Поэтому они очень вдумчиво изучали очередные две цитаты:

№3: “Одна из задач России – освоение Луны. В лунном грунте обнаружен гелий-3, который обеспечит термоядерной реакцией без потока нейтронов – то есть без опасной радиации. Но чтобы добывать гелий-3, необходим космический корабль, который сможет выводить на орбиту полезный вес не менее 150 тонн”.

№4: “Место, куда я хотел бы отправиться, находится не на земле, а в космосе. Если бы я был кем-то вроде Билла Гейтса, я бы арендовал космический корабль. Только космос застрахует нас от гибели на Земле. Нам необходима колонизация других планет”.

Но и здесь большинство пришли к выводу: мечтать о далёких планетах может только подросток, а вот рассуждать о добыче изотопа гелия на луне способен лишь настоящий учёный.

Как и следовало ожидать, они снова ошиблись. Первая цитата принадлежала воспитаннику творческого объединения «Ракетомоделизм» Станции юных техников Кириллу Можаеву из подмосковной Электростали. Вторая – астрофизику и космологу Стивену Уильяму Хокингу, автору книги “Краткая история времени”.

Умные эксперты сделали выводы и решили, что самый очевидный ответ, скорее всего, будет неверным. Поэтому нужно делать ставку на самый маловероятный ответ. Именно с этой позиции они оценивали очередные цитаты:

№5: “Сегодня ИТ – это не просто отдельная отрасль, это питательный раствор современности. Так что будущий сценарий кинокатастрофы — это не восстание машин и не зомби-апокалипсис, а падение серверов крупнейших интернет-компаний хотя бы на сутки”.

№6: “Разработка “лекарств” от компьютерных вирусов позволила бы достичь такого же эффекта, как в своё время появление пенициллина, спасшего миллионы человеческих жизней”.

Ну, всё, теперь-то уже всем стало ясно, что первую фразу мог сказать только школьник!

…Можете себе представить реакцию зала, когда ведущий (известный писатель Сергей Минаев) объявил: автором этой цитаты является один из сидящих на сцене людей - директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов! Который, судя по всему, “сам себя не узнал”.

Ну, а второе высказывание было взято из эссе ученика 10 класса Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Владислава Мильшина.

Так что, уважаемые учёные, не спешите утверждать, будто способны узнать человека по словам его.

Пророки в своём Отечестве

Старший преподаватель Центра проектной деятельности Московского политехнического университета Андрей Пономарёв рассказал о том, что ребята из его группы пытались найти оригинальное применение новейшему 3D принтеру, способному печатать одновременно двумя типами пластика. По его словам, это изделие разработано нашими молодыми учёными в Сколково, и вообще в мире таких принтеров раз-два и обчёлся. Но об это никто не знает, и это плохо.

- Мы привыкли хвалить иностранное и не замечать своего, - сетовал Андрей Пономарёв. – К примеру, у нас по всем новостным каналам и во всех технических изданиях с наслаждением описывают, как умные китайцы разработали строительный принтер, который в качестве расходного материала использует не пластик, а цемент и кирпичи. Надо же, как это здорово – задал программу, загрузил стройматериалы и машина сама строит дом нужного размера и планировки! А вот почему-то никто не написал про то, что у нас, в России (более того – здесь, в Ярославле!), вот уже несколько лет существует компания, которая эту идею реализовала ещё раньше китайцев. И их строительные принтеры ничуть не хуже. Но кто об этом знает? Никто. И это очень плохо…

Не роботом единым…

Робототехника – модный тренд современного образования. Считается, что это не просто интересно, но и полезно, а значит, надо всем ученикам заниматься конструированием и программированием роботов. Чуть ли не ввести в обязательную программу уроки по этому делу.

Но вот что интересно. На форуме участникам предложили целый список проблем и направлений развития научно-технической мысли, которыми они хотели бы заниматься. Оказалось, что направление, связанное с роботами, интересует лишь 1,9% ребят. И эта проблема стоит на последнем, девятом, месте. А в первой тройке – “Борьба с неизлечимыми болезнями, развитие инфраструктуры сохранения здоровья” (21,0%), “Развитие новых источников энергии, уход от сырьевой зависимости” (19,7%), “Освоение дальнего космоса, колонизация Луны и Марса” (19,1%).

Так что же, господа, какой предмет нам ещё стоит ввести в школы?

Научно неполноценные

- Мы привыкли считать, что наши учителя в плане работы с детьми подготовлены гораздо лучше многих иностранных коллег, и именно потому, что там педагогов обучают не в профильных педвузах, а в классических университетах, - отметил в своём выступлении кандидат психологических наук, заместитель директора ГБПОУ "Воробьевы горы» председатель ООД «Исследователь», Александр Леонтович. - Но беда в том, что в наших педвузах будущим учителям практически нигде не прививают навыков научной работы, зато дают очень много методики и педагогики. А в классических университетах, наоборот, научной работы предостаточно, и все студенты ею интенсивно занимаются, причём на всех факультетах. В результате они, может быть, и меньше подкованы с точки зрения методики преподавания, однако гораздо лучше могут организовывать научно-исследовательскую работу с детьми в школах. Чего в последнее время требуют от всех педагогов.

Интересно, а всё вышесказанное применимо ли к нашим учителям, закончившим в своё время классические университеты, или это только про иностранцев?

Главное – Человек!

На панельной дискуссии “Современные формы партнёрства бизнеса и науки, взаимодействия школы и вуза” люди высказывали довольно откровенные вещи.

- Все мы знаем, насколько важна роль человеческого фактора в образовании, - сказал один из выступающих. – Но надо признать, что это касается и законодательства. Иными словами, ни один документ, ни одна программа не работают, если за ними не стоит конкретное лицо, обладающее огромным авторитетом и/или властью, человек, к словам которого прислушиваются. Есть такая личность – значит, можно с уверенностью сказать, что всё, прописанное в документе (или хотя бы что-то из этого), будет выполнено. Нет – документ просто проигнорируют, спустят на тормозах. Это значит, что, когда мы разрабатываем тот или иной проект, нужно изначально знать, под кого мы его пишем. И выстраивать логику этого проекта именно исходи из этого.

Увы, как это ни прискорбно, но практика показывает, что так оно и есть…

Новая дидактика

Хорошо было в древности: все знания, умения и навыки были только у Учителя, и только он мог поделиться этой драгоценной информацией с другими. Потом появились книги, и человек получил возможность овладевать знаниями самостоятельно. Но и тут без Учителя не обойтись, ведь только он мог правильно разъяснить и истолковать то, что написано в книгах, а также дополнить что-то своё из собственного опыта.

- Но вот теперь почти у каждого школьника есть смартфон, - рассказывает одна из участниц форума. – И на многих смартфонах установлена программа PhotoMath, которая в корне ломает все традиционные подходы к обучению детей математике, сметает всю выстроенную веками дидактику. Раньше, чтобы решить линейное уравнение, вычислить логарифм, сложить или поделить дроби, надо было ломать голову, напрягать извилины. Теперь достаточно просто навести гаджет на изображение, нажать на кнопку и умная программа тотчас же выдаст вам готовое решение. Что делать бедному педагогу? Как спланировать урок, чтобы научить детей математике, а не умению пользоваться смартфоном? Просто взять и запретить использовать технику на уроках, или постараться как-то включить её в учебный процесс, но так, чтобы дети развивались с её помощью?

А ведь это и в самом деле проблема… Помню, нас, студентов биолого-химического факультета, на первом курсе заставляли решать химические задачи и составлять уравнения реакции, вычисляя правильные коэффициенты. Теперь, говорят, можно просто (тупо?) заложить все исходные вещества в программу, прописать условия реакции и компьютер тотчас же выдаст конечные продукты, а заодно и уравняет всё “по науке”. Казалось бы, сколько времени можно сэкономить!

Или всё-таки нет, надо всё равно продолжать учить людей считать на листке бумаги, вычислять в уме, складывать столбиком, без всяких гаджетов?

Причём тут РДШ?

В документах форума было прописано, что мероприятие организовано при участии Российского движения школьников. Поначалу было совершенно непонятно, какую роль во всём этом играет эта структура. Ведь форум, скорее всего, и без РДШ прошёл бы с ничуть не меньшим успехом, как в предыдущие годы прошли предыдущие три форума. Так какой же толк от движения?

- Форум проходит всего раз в год, - объясняет заместитель председателя оргкомитета форума Ирина ПОТЕХИНА. - И огромная проблема – как сохранить активность и энтузиазм детей после того, как они уедут в регионы, как организовать их деятельность, что им предложить. А Российское движение школьников – организация сетевая, она есть во всех регионах. Её сотрудники сейчас только-только начинают работать, однако, поскольку инициатива создания РДШ принадлежит президенту России, к ним обязаны прислушаться. Нам нужно, чтобы на местах были заинтересованные люди, готовые помочь нам в продвижении идей личностного развития школьников, профориентации, научно-технического творчества и т.д. На открытии, на встрече с министром образования и науки Ольгой Васильевой, один мальчик пожаловался, сказав, что у него есть полезные изобретения, его работу оценили на местах, но помощи нет, и что дальше, он не знает. Так вот, детям нужны заинтересованные кураторы на местах, взрослые, которые смогли бы найти применение их талантам. И РДШ вполне могли бы стать их продюсерами. Здесь, на форуме, их координаторы перезнакомились с представителями всех делегаций детей и взрослых. И, я уверена, будут помогать им в промежутках между разными конференциями, олимпиадами, форумами.

В самом деле, почему бы и нет! Зря люди говорят, что они занимаются конкретными делами, много лет работают с детьми по самым разным направлениям, а теперь РДШ будет отчитываться результатами их трудов. При умелом подходе и эта организация, созданная волевым решением “сверху”, может оказаться очень даже полезной.

Рукопожатие

В конце мероприятия, когда уже были награждены все достойные и лучшие, я подошёл к одной из участниц форума и пожал ей руку. Просто так, в знак уважения.

Девочка внимательно посмотрела на меня и сказала с достоинством: "Эту руку жал Путин!"

Теперь я могу с гордостью сказать, что знаком с президентом знаком "через одно касание". Но также я теперь знаю, что будущие интеллектуальные лидеры России уже сегодня знают себе цену и прекрасно понимают, какие перспективы им открываются. Поэтому они довольно честно признают – да, мол, мы можем не помнить каких-то исторических персонажей и не знать литературных произведений, зато мы сильны в чём-то другом, в своём, и за это нас готовы с руками оторвать ректоры самых разных вузов. Причём не только в нашей стране.

Ложка дёгтя

- Главное теперь, чтобы они сделали правильный выбор и поступили в правильный вуз, - с оттенком горечи сказал в кулуарах молодой преподаватель, приехавший сопровождающим с одним из участников форума. – Я вот тоже был таким же, как и они, тоже завоёвывал первые места на олимпиадах, получал призы на конкурсах. И поступил в энергетический, у себя в области. Закончил. И что же? Никому я как специалист не нужен. Предлагают какие-то низовые должности на неинтересных объектах. Или намекают, что надо “доплатить”, чтобы взяли куда-то на более престижное и перспективное место. И стоило ради этого столько лет трудиться, чего-то добиваться, чтобы оказаться в этой дыре?..

Эта фраза, сказанная “на посошок”, сильно огорчила меня. И я попросил молодого человека, чтобы он самим ребятам обо всём этом не рассказывал – по крайней мере, сейчас, когда они переполнены позитивом и искренне верят, что им действительно открыты все двери и нет никаких преград для реализации самых смелых дерзаний. Зачем портить людям праздник? Ну, не сложилась у тебя карьера, не оправдал себя вуз, разонравилась выбранная профессия, разве это повод считать, что жизнь не удалась? Ты же молод, у тебя ещё столько сил и возможностей!..

Но, как говорится, “осадочек остался”.


NB! Читайте также о форуме в Ярославле статью “Поверить в себя”, опубликованную в №49 “Учительской газеты” от 6 декабря 2016 года.

Фото автора