Конкурс этого года уже третий, и, вспоминая высокий уровень заявок предыдущего года, организаторы опасались, что уже увидели и оценили в области образовательных инноваций, все что могло быть придумано и изобретено. Тем не менее, заявки этого года удивили: по словам Директора департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александра Сидоркина, из более чем 700 инновационных предложений, которые оказались еще глубже и разнообразнее, чем прежде, лишь малая часть поступила от тех, кто пробует свои силы повторно. В этом году много сильных новичков, а это значит, что инновационная мысль в стране имеет свое развитие.

По словам директора КИвО Дианы Королевой, довольно много проектов были представлены в области дополнительного образования, развития старшей и средней школы. Меньше всего внимания участники конкурса уделили таким направления, как дошкольное, семейное и инклюзивное образование, которое стало отдельной номинацией конкурса лишь в текущем году. Впрочем, в подобном распределении эксперты конкурса не усматривают ничего феноменального. Как отметил Александр Сидоркин, дополнительное образование – это всегда мобильная и творческая сфера. Это же касается и старшей школы, которая теперь ориентируется на разработку уникальных предложений в области профориентации. Правда, по словам Александра Сидоркина, объемы участия школы в проекте в целом можно оценить как менее внушительные, чем это могло бы быть в идеале. Представитель компании Maximum Александр Хвостов согласился с коллегой и решил объяснить поведение меньшинства конкурса – семейных и инклюзивных проектов: те, кто занимается решением вопросов в этих областях, по его словам, привыкли полагаться на свои силы и не искать сторонней поддержки, возможно, поэтому и проявилась такая низкая активность.

Причем, по словам организаторов конкурса, всех его участников можно было бы условно разделить на две большие группы: КИвО из года в год оказывается интересен для тех, кто знает о системе образования не понаслышке – это и педагоги, и преподаватели вузов, и порой даже сами школьники (в этом году от учащихся поступило 4% заявок), а также те, кто приходит к образовательным инновациям извне – это те, кто хочет привнести в образование какие-то приемы из других сфер деятельности. Однако организаторы не делают никакого разграничения и при оценке все заявки рассматриваются в общем потоке. Причем, участники конкурса могут высказать даже свои пожелания по оценке: можно выбрать две области знаний, которые наиболее полно, по мнению конкурсанта, характеризуют заявку, и тогда эксперты, специализирующиеся в именно в этих областях, оценят сделанное предложение.

В этом году со всем массивом заявок разбирались 64 эксперта: представители различных образовательных и бизнес-структур, в том числе, из Российской венчурной компании, Сбербанка, МИСИС, МАМИ, Института образования НИУ ВШЭ и т.д. Организаторы конкурса постарались выбрать экспертов таким образом, чтобы обеспечить внимательное и глубокое изучение заявок, ведь нужно было оценить разные не только по содержанию, но и по форме, и задачам проекты: от приложения для смартфона по биологии до методологического решения для урока алгебры в старших классах. По каждому из проектов экспертам нужно было оценить степень его привлекательности, реалистичности, востребованности и потенциал самой команды, которая представляет проект. Причем, оценка шла вслепую, и догадаться даже о региональной специфике заявки было подчас весьма трудно.

По итогам оценки было выбрано 126 проектов, и уже затем 24 эксперта очно голосовали, чтобы оставить 30 полуфиналистов, которые с 28 июня по 1 июля смогут принять участие в Летней-школе-акселераторе.

На Летней школе каждому из проектов будет придано дополнительное ускорение: с четырех сторон каждую из идей будут рассматривать эксперты и давать советы. Тем, кто пришел с образовательным проектом «извне» помогут понять, какую конкретную образовательную нишу он занимает, представителям образования помогут с бизнес-экспертизой и управлением проекта, ну и, конечно, каждому независимо от уровня проработанности идеи нужны советы по его продвижению. Не стоит думать, как отмечает Диана Королева, что даже самая гениальная идея не нуждается в PR-сопровождении. Очень часто дело обстоит совершенно иным образом. Кроме того, по словам организаторов, полуфиналисты не должны бояться перемен: приехать на Летнюю школу с одним проектом, и уехать с совершенно другим – абсолютно нормально.

Как отметил лидер команды проекта-победителя КИвО прошлого года Айрат Багаутдинов (образовательный проект «Москва глазами инженера», популяризирующий эту интересную и непростую профессию), главное, что его команда поняла по итогам Летней школы, это то, о чем, для кого и как они на самом деле делают свой проект. Кроме того, по словам Айрата Багаутдинова, не нужно падать духом: да, все 700 или даже все 30 проектов не смогут победить, но на КИвО не бывает проигравших, потому что на каждом этапе конкурса завязываются знакомства, проекты прирастают людьми, идеями, трансформируются и в конце концов находят свое реальное воплощение.

Летняя школа, как отмечает Диана Королева, будет насыщенной и очень динамичной, такой же, как и финальный результат, с которым должны подойти ее участники к итоговому испытанию – короткой запоминающейся речью, способной обратить внимание на проект и получить идейную поддержку и даже финансирование. С такой речью, или питчем, полуфиналистам нужно будет выступить перед экспертами, которые решат, кто проходит в финал. Подготовить такую речь некоторым будет, очевидно, непросто: в ряде проектов полуфиналистов даже сами темы формулируются весьма объемно… Что ж, у будущих участников Летней школы еще есть время подумать над тем, как сконцентрировать заложенные смыслы без потери качества.

 

Что дальше?

Тех, кто пройдет отсев Летней школы, ждет очередной этап штурма бизнес-вершин, но уже 11 сентября в рамках международной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch. Выбирать лучшего из лучших на этот раз будет не только профессиональное жюри, но и потенциальные инвесторы, а также все желающие – конференция и финал КИвО открыты для каждого неравнодушного к вопросам развития отечественного образования. По итогам голосования победитель получит всестороннюю поддержку организаторов конкурса, включая образовательный грант от НИУ ВШЭ, поддержку в организации презентации проекта в любой точке мира, содействие в информационном и PR-сопровождении проекта.


Справка «УГ»

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) стартовал в НИУ ВШЭ в 2014 году при поддержке Агентства стратегических инициатив. Ежегодно количество его участников прирастает на сотни человек. В этом году на конкурс поступило 748 заявок из 162 городов 18 стран мира (в 2015 году – 687 заявок, в 2014-ом – 577). Состав команд-участниц проекта разнится: от индивидуальных разработчиков до группы из 6 человек. На КИвО нет ограничений по возрасту, профессиональной принадлежности, гражданству и политическим убеждениям, поэтому среди его участников можно встретить и школьников, и докторов наук, и даже тех, кто не имеет прямого отношения к образованию, но готов предложить инновационное решение актуальной проблемы.

 

Список полуфиналистов КИвО смотрите на сайте конкурса

 

Фото предоставлено Пресс-службой НИУ ВШЭ