В апреле прошлого года компании Intel, Polymedia, LEGO Education и ЕМС2 в рамках сотрудничества с вузами России под эгидой Минобрнауки объявили об открытии на базе Петрозаводского госуниверситета научно-проектной лаборатории “Илмаринен”. И вот, спустя год, на очередном Московском международном салоне образования-2016 прошёл круглый стол, на котором участники этого проекта рассказали о своих успехах и перспективах развития.

- Наша задача – создать условия для разработки удачных моделей образования, - заявил заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. – Но ни одна модель не может быть по-настоящему жизнеспособной без участия в ней работодателей. А если учесть, что таких работодателей несколько, и у каждого свой интерес, нужно проявить истинное мастерство, чтобы созданная модель удовлетворяла всех, и, в первую очередь, была интересна школьникам и студентам. Могу с уверенностью сказать, что “Илмаринен” – это пример очень удачного решения поставленных задач в ходе создания весьма перспективной образовательной модели. И этот опыт, я абсолютно уверен, будет очень полезен при создании аналогичных STEM-центров в других регионах страны.

Вместе с тем, отметил ректор ПетрГУ Анатолий Воронин, впереди ещё много работы и в самом “Илмаринен”. Ресурсный центр университета востребован, активно развивается и расширяется, а значит, ребятам нужно постоянно предлагать что-то новое, необычное, интересное, необходимо искать новых преподавателей, разрабатывать оригинальные курсы и т.д. На сегодняшний момент здесь функционируют научно-проектная лаборатория «Илмаринен», лаборатория 3D прототипирования, музей занимательной науки, медиацентр, инкубатор исследовательских проектов, полигон роботизированных устройств, опытно-экспериментальный полигон, и две лекционные аудитории. И всё это пространство используется максимально эффективно не только для развития познавательных и научно-исследовательских навыков ребят, но и для повышения квалификации педагогов.

- Мы в своём вузе создали Совет наставников, куда вошли наши преподаватели и старшекурсники, - рассказал ректор ПетрГУ. – Информация о работе научно-проектной лаборатории  заинтересовала не только другие учреждения, но и различные инновационные площадки, которые очень заинтересованы в сотрудничестве. Они предлагаю построить обучение школьников и студентов на основе решения вполне конкретных практических задач, тем более что учащиеся порой выдвигают крайне любопытные и очень необычные предложения, что позволяет решить ту или иную научную проблему нестандартным образом.

С другой стороны, считает Анатолий Воронин, нам пока ещё довольно сложно понять, как же всё-таки стоит выстроить работу с ребятами младшего школьного возраста, которые часто приходят в  лабораторию. И здесь не обойтись без профессиональных педагогов дополнительного образования, без людей, имеющих опыт организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учётом возрастной психологии детей. А также без студентов, которые лучше всего могут найти общий язык и с учениками, и с научными сотрудниками. Для них это тоже бесценный опыт в плане собственной профориентации.

- Наша задача – сделать так, чтобы ученик, который пришёл к нам в 1 классе, сохранил интерес к научно-исследовательской деятельности вплоть до выпускных классов, а затем стал бы нашим студентом, - говорит ректор ПетрГУ. – Но мы стремимся не ограничивать учеников каким-то одним направлением деятельности, мы хотим, чтобы сюда приходили люди, готовые развиваться и использовать полученные знания в любом школьном предмете. Поэтому мы даём им основы не только физики, информатики и программирования, но также биологии, химии, робототехники, моделирования, и так далее. Главное – развить интерес и создать сплочённую команду учеников, учителей, наставников.

Как отметила генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова, нужно растить специалистов, начиная со школы, и это задача любой коммерческой компании, которая видит в этом проекте долгосрочную перспективу.

- Самые интересные решения и революционные открытия, как правило, происходят на стыке наук, на пересечении разных сфер деятельности, - убеждена Елена Владимировна. – В проекте по созданию научно-проектной лаборатории приняли участие несколько разных компаний и структур – естественнонаучное, инженерное, информационное, образовательное и т. д. В результате мы получили целый ряд весьма перспективных направлений развития как раз на таких “стыках и пересечениях”. Дети, которые сейчас с увлечением занимаются теми или иными исследованиями в “Илмаринен”, это наши будущие сотрудники, очень мотивированные специалисты, поэтому подобные проекты – это классические инвестиции в будущее.

По словам Елены Новиковой, опыт Петрозаводской научно-проектной лаборатории  оказался насколько интересным и необычным, что на высшем уровне принято решение о создании аналогичного STEM-центра в Новосибирске.

- Какой будет наша лаборатория – мы пока ещё точно сказать не можем, - признался проректор Новосибирского госуниверситета Михаил Лавренёв. – Но то, что она будет, это однозначно! Мы уже выделили под неё площадь в 300 квадратных метров, предложили преподавателям и студентам подключиться к работе по её созданию. С их стороны инициатива была встречена единодушным одобрением и поддержкой. Ведь наличие таких структур не только помогает привлечь к вузу одарённых школьников, новых потенциальных абитуриентов, но и, в перспективе, даёт возможность удержать их здесь, у себя. Сейчас многие очень умные и талантливые ребята, к сожалению, предпочитают после школы покинуть Новосибирск, перебравшись либо в Москву и Санкт-Петербург, либо за рубеж. Я абсолютно уверен, что региональные научно-проектные лаборатории, созданные по примеру международных STEM-центров, помогут усилить наши позиции, насытить субъекты РФ высококвалифицированными и инициативными молодыми кадрами. Главное – сделать всё, чтобы оправдать их надежды. А для этого сегодня трудятся научные коллективы 35 академических институтов Новосибирска, разрабатывая специальные программы для будущих посетителей научно-проектной лаборатории в НГУ.

- За то время, пока мы работаем в России, наша компания обучила более одного миллиона учителей, - рассказал региональный директор Intel в странах СНГ Дмитрий Конаш. – Мы сотрудничаем с 80-ю STEM-центрами, открытыми в вузах более 40 регионов России. Вся наша деятельность, все проводимые нами конкурсы направлены на развитие творчества, поощрение креативных способностей детей и взрослых, поддержку преподавателей,  повышение квалификации, развитие дистанционного обучения. Поэтому мы очень рады принять участие и в этом, и в других аналогичных проектах, которые, я абсолютно уверен, будут создаваться и впредь.

В работе круглого стола принял участие директор по продажам LEGO Education Джорден Сков. По его убеждению, право на получение качественного образования должно быть у всех граждан, и проекты, подобные “Илмаринен”, позволяют значительно расширить возможности российских школьников и студентов. Он также приветствовал положительный опыт взаимодействия образовательных организаций с бизнес-структурами, тем более что всё это проходит при поддержке органов управления образованием.

- Несомненно, в разных регионах разные условия, и в новых проектах будут принимать участие разные структуры и компании, - высказал мнение г-н Сков. – А это значит, что каждый новый STEM-центр будет создаваться по своей собственной программе и схеме, следовательно в итоге российское образование будет более разнообразным и гибким.

Директор по продажам LEGO Education также отметил, что сегодня IT проникают во все сферы деятельности человека, поэтому очень хорошо, что программированию в системе образования РФ уделяется большое внимание. И вообще, имеет смысл ввести в программу школ обязательные уроки программирования, как это уже сделано в Великобритании, Австралии, Японии и ряде других стран.

- Петрозаводский проект – пример очень удачного сотрудничества! – подытожил генеральный директор Центра исследований и разработок компании EMC Камиль Исаев. – Каждый участник внёс что-то своё, новое, оригинальное. Например, мы разработали для «Илмаринен» курсы по биоинформатике, так как убеждены, что эта сфера деятельности заинтересует и учеников, и студентов, потому что находится, как правильно выразилась Елена Новикова, на стыке разных сфер и наук – биологии, медицины, математики, информатики и т.д. Чем больше разной полезной информации получит ребёнок, тем больше у него будет потом шансов найти своё призвание. Сегодня очень редко кто остаётся после вуза работать по специальности, не пытаясь её потом сменить. Обычно люди меняют сферу деятельности, приобретают новые компетенции. И петрозаводская научно-проектная лаборатория, созданная на базе вуза, это прекрасная возможность научить людей тому, что им потом понадобится в жизни. В первую очередь – умению искать, исследовать, приобретать новые знания и умения.

Мораль проста: хотите спасти российское образование – открывайте STEM-центры в каждом регионе. А хорошо бы и в каждом вузе.

Фото автора